22 декабря состоялось завершающее в этом году заседание Комитета МТПП по развитию предпринимательства в агропромышленном комплексе, в рамках которого прошел круглый стол «Секреты успешного кооператива - II».
Мероприятие стало продолжением дискуссии, начатой 24 ноября.
Прежде всего, участники обсудили практические вопросы организации торговли продукцией кооперативов, возможности и проблемы организации поставок в Москву, особенности работы с ярмарками выходного дня и межрегиональными ярмарками.
С информацией по этому вопросу выступили Николай Павлович Ефремов – исполнительный директор Московского крестьянского союза (Московская область) и Иван Викторович Палаткин – доктор экономических наук, профессор, председатель наблюдательного совета ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов «СураАгроконтроль» (Пензенская область). Своим опытом и основанными на нем предложениями поделился директор аквафермы «Астапово» Александр Владимирович Петров (Московская область). Активное участие в обсуждении приняли Николай Тихонович Хожаинов - заместитель заведующего кафедры агроэкономики Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Евгений Александрович Пархомов (Белгородская область), Рамиль Равильевич Булатов - председатель Московского крестьянского союза (Московская область), Андрей Валерьевич Морозов - президент РСО Агроконтроль. Предложения, рекомендации и вопросы поступили из Краснодарского края, Рязанской, Тульской, Нижегородской и Вологодской областей, Республики Башкортостан и Алтайского края – они также были учтены при обсуждении. Всего в работе круглого стола в ноябре и декабре приняли участие представители девяти субъектов РФ. В итоге обсуждения удалось прийти к относительному однообразию в понимании задач и формату обязательств, приемлемых и необходимых для кооперативов.
Готовы ли кооперативы к работе в сфере сбыта? Или это опасное испытание кооперации на прочность и правильнее будет сконцентрировать усилия на работе по кооперативным закупкам. Об этом продолжили дискуссию, начатую на заседании 24 ноября члены комитета и приглашенные эксперты.
Сбыт - не лучшее направление кооперирования? Сбыт продукции - практически всегда один из самых острых вопросов для фермеров-участников кооперативов. И исходя из теоретических выводов И.В. Емельянова, в издании перевода книги которого «Экономическая теория кооперации» комитет принимал самое активное участие, - именно решение своих актуальных вопросов фермеры ищут через кооперацию. У Емельянова нет заявления, что сбыт должен быть выбран как приоритет, но его позиция о необходимости выбора конкретных направлений, узких и с максимальной выгодой для участников, - как раз и соответствует сбыту.
Задача дискуссии не доказать верность какой-то одной из полярных позиций, а «примирить» их, приблизить к оценке конкретных условий, при которых то или иное решение становится выигрышным для кооператива и его участников. По высказыванию председателя Комитета Сергея Скоморохова «В споре не рождается истина, она рождается в диалоге!» Так и произошло в этот раз, - дискуссия быстро переросла в некое согласованное мнение:
Кооперативы активно работают в направлении сбыта. Прежде всего - это молочные кооперативы. Приоритет кооперативов перерабатывающих - сбыт на региональном рынке. Если на продукцию в региональном центре, например, в Белгороде, есть и спрос, и хорошая цена - продвигаться на более конкурентный рынок Москвы и нести затраты - не имеет экономического смысла. Кооператив «Арзамасский картофель» из Нижнего Новгорода поставляет свою продукцию в Столицу, работая в формате В2В. Кооператив «Устюженский картофель» (Вологодская область) специализируется на сбыте семенного картофеля по всей России, но также в формате В2В и столичный рынок ему не интересен.
На настоящий момент преждевременно прогнозировать быстро расширение кооперативного формата на ярмарках выходного дня и межрегиональных ярмарках Москвы. Исходя из оценки вопросов и предложений, по которым есть необходимость обращаться вопросами и просьбами к Департаменту торговли и услуг г. Москвы, комитет пришел к заключению, что делать это пока преждевременно. Однако кооперативный формат поставок продуктов в Москву - имеет огромный пока нераскрытый потенциал и комитет продолжит работу по развитию этого направления.
Участники круглого стола говорили о большой потребности в реальных позитивных примерах. Комитет первый опыт уже представил - кооператив из Владимирской области «Объединенные производители молока» - участвовал и делился своим опытом в ноябре.
Участие в работе комитета представителей регионов, в значительной мере возможность которого обеспечена онлайн форматом, внесла в обсуждение значительно больше конкретной практики. А проводимый комитетом формат уважительного обмена мнениями профессионалов позволяет находить верные решения даже для самых непростых и полемичных вопросов.