Комитет по культуре Московской торгово-промышленной палаты в партнерстве с Оксапроекты (Оксаной Бого) инициировали и провели с 2 по 14 октября 2023 года выставку «Искусство объединяет мир. Восток запад» в музейном пространстве в центре Брюсселя в доме Фонда Фризон Орта, построенным великим архитектором эпохи модерна Виктором Орта в 1894 году.
Экспозиция объединяет художников из Индии (Баптист Коельо, Таная Рао Радж, Китая (Юан Шун), Японии (Хирофуми Такемото), Бельгии (Филипп Леблан), Испании (Бернардо Айа), Италии (Энцо Розамилиа), Германии (Юта Боби), Боснии и Герцеговины (Арлета Чешик), России (Юрий Купер, Ирина Ковалевская, Улан, Дима Сухов)и Армении (Самвел Степанян)
Представлены произведения великих художников современности, работы которых находятся в фондах крупнейших музеев мира, такие как Юань Шунь и Юрий Купер, наравне с молодыми авторами - Таная Рао из Индии и Дима Сухов из России. Проект «Искусство объединяет мир» помогает автором открыть миру новые имена. Информационным партнером выступило всемирно известное издание в сфере искусство «Арт магазин. Италия».
Благодарим за помощь в проведении выставки партнеров: Нупур Трон - основатель Фонда Фризон Орта, Мезо Дезирее - основатель Нуун Консалтинг Арт, Пик Кеобандич– основатель Инспаер Культура, Жасмин Гонг - основатель ИнтерКультура, Яну Козари.
Специально для выставки итальянский художник Энцо Розамилия создал два произведения в авторской технике фотографии, посвященные Н.Рериху и Л. Толстому – идейным вдохновителям исследователей темы взаимовлияния востока и запада.
Рерих с юности обращался к культурному наследию Востока, выделяя в нём, как хранителе многовековых традиций, более человечные и гармоничные принципы по сравнению с теми, которые проповедовала западная цивилизация. В 1928 году Н. К. Рерих подготовил проект Договора о защите культурных ценностей (Пакт Рериха) и способствовал созданию Всемирной Лиги Культуры. Он был одним из первых, кому удалось сплотить страны через продвижения идей сохранения и популяризации культурного наследия.
Лев Толстой - один из авторов, покоривших своими произведениями сердца читателей разных стран мира. Он первым среди делителей культуры в России озвучивал идеи необходимости культурного сотрудничества с представителями Востока. Писал статьи («Письмо индусу», «Письмо китайцу») и принимал делегации из стран Востока. Разделял взгляды Махатма Ганди в осуждении расовой дискриминации.
Китайский художник Юань Шунь представил на выставке произведение из серии «Линия гравитации», отражающее интерес автора к стилистике абстрактного современного искусства, в котором нашли отражения влияние средневековой китайской миниатюры. Ютта Боббе - немецкая художница, реализовавшая часть музейных проектов в сотрудничестве с Юань Шунем. Ее образы строятся на неожиданных сопоставлениях пространственных фрагментов, в которых расстояние между местами и различиями культур стираются и сливаются в единое мощное пространство. В экспозицию включена серия ее работ, представляющих осенний трансформирующийся лист, образующий скульптурную форму, как символ превосходства эстетики и искусства над временем. Любование красотой простых привычных вещей раскрывает медитативный подход автора к выбору темы и творческому методу, заимствованный из древней китайской и японской литературы и искусства.
Видео проекты Баптиста Коэльо из Индии часто затрагивают межнациональные конфликты. Художник использует в своей практике различные медиа, такие как инсталляции, видео, звук, фотография, перформансы и найденные предметы. В данном проекте представлена работа художника, посвященная участию индусов в Первой мировой войне. Через использование отдельных бытовых предметов, автору удается раскрыть глобальные идеи и переживания человечества в моменты исторических перемен и социальных потрясений в обществе.
Арлета Чешик из Боснии и Герцеговины. Родилась и сформировалась как художник на территории, которая в последние десятилетия была непосредственно полем военных действий. Ее скульптурная работа птицы, созданной из камня и металла - фрагментов разрушенной архитектуры, становится реликвией из обломков. Это небольшое произведение отражает достоинство и торжественность и является символом непрерывности и постоянства жизни. В видеоролике абстрактные формы соединяются с обломками камня и трансформируются в идеальный черный квадрат как олицетворение равновесия. Авангард двадцатого века в контексте югославского социалистического модернизма находят воплощение в процессе глубокой культурной и интеллектуальной переработки в творчестве Арлеты.
Произведения Хирофуми Такемото. художника из Японии, представляют идеи приверженности традициям в современном искусстве. Целью своего творчества он видит в противостоянии глобализации как европеизации мира. Поэтому он привносит в свои картины незападные, «досовременные» ценности. Он пишет работы, вдохновляясь образами искусства Китагавы Утамаро. В живописных произведениях ему удается добиться эффекта остановки времени на фоне быстротекущего потока событий, в котором мы утрачиваем важные ценности – духовное сосредоточение и умение самосозерцания.
Работы Дмитрия Сухова – представляют формулу интернационального стиля. С одной стороны, они написаны в тренде европейского постмодернизма, с другой стороны, напоминают воспоминания автора о детстве. Он вырос в маленьком Сибирском городке, где большую часть года – морозы. Экспрессивные рельефные линии извивающиеся и заковывающие его работы, напоминают морозные узоры на стекле и в тоже время восточные арабески.
Произведения Ирины Ковалевской представляют современную женщину в образе спортсменки – теннисистки на фоне символов Колеса Сансары и Календаря Майя. Согласно учению древней индейской цивилизации, на Земле начался новый Великий цикл развития, что обуславливает глобальные изменения миропорядка. Индийские религиозные традиции используют понятие кармы для объяснения последствий деяний человека. Рассуждая о развитии человечества, Ирина выделяет особую роль женщины в сохранении и продлении мира на планете. И утверждает, что главной ценностью в цивилизованном мире должен быть Человек.
Два произведения Филиппа Леблана бельгийского художника представляют ряд Фибоначчи, написанный на древнем языках майя и аккадском (Вавилоно-ассирийский): разные культуры, разные географические зоны и разные времена, выражают знаменитый математический ряд, тесно связанный с золотым сечением, часто встречающийся в природе, от растений до космических галактик.
Художник Улан - представитель древнейшего калмыцкого рода, в каждом своем произведении отражает идеи, заимствованные из философии буддизма. На выставке представлена его работа, посвященная теме сотворения мира, борьбе стихий рационализма и хаоса, духовного и материального.
Испанский художник Бернардо Айя считает среди наиболее важных своих проектов - "ЭнтреМурос", который представляет фотографии представителей аристократии в привычных для них интерьерах старинной архитектуры. Это очень тонкое размышление о поведении и среде обитания, семейных ценностях и приверженности традициям в наши дни. В экспозиции представлены фотографии основательницы музея - Нупур Трон в интерьерах Дома Фриза Орта. Эти работы заставляют задуматься о необходимости сохранения культурного наследия во имя будущих поколений.
Юрий Купер изображает на своих картинах старые вещи, которые покрыты патиной времени, как будто увядшие и истлевшие, но, подобно осеннему листу, по мере угасания приобретают сияние. Чем больше они отмечены временем, тем больше они становятся неподвластными времени для автора, то есть тем очевиднее их внутренняя эстетическая ценность.
Завершает экспозицию работа армянского художника Самвела Степаняна, который прожив короткую жизнь (умер в 1996 году), вошел в историю армянского искусства. Его работы есть в лучших музеях Армении. Представленная на выставке картина, была написана в 1992 году в абстрактном стиле. В это время Армения получила независимость от Советского Союза и создавала с нуля новое государство, столкнувшись с геополитическими и стихийными проблемами. Стремление к свободе от социалистического реализма вдохновило художников на создание нового искусства. Самвел, уходит от реализма в сторону беспредметности и обращается к эстетике наскальной живописи и пиктограммам . Новое искусство стало символом авангарда в истории искусства Армении и новым историческим витком в развитии страны.
Всех авторов проекта – представителей Востока и Запада, объединяет поиск нового через обращение к прошлому всемирному культурному наследию.. Основная идея выставки сформулирована словами Н.К. Рериха: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и неделимо. У искусства много ветвей, но корень один... Каждый чувствует истину красоты…»