27 июля 2020 г. председатель Комитета МТПП по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом Богдан Коношенко выступил на заседании круглого стола «Совершенствование юридического механизма защиты прав участников отношений в сфере пассажирских автомобильных перевозок».
В мероприятии, которое провела первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству сенатор Ирина Рукавишникова, приняли участие депутаты и сенаторы Федерального Собрания РФ, представители регионов, федеральных министерств и ведомств, предприятий транспорта, общественных объединений и организаций.
В своем выступлении Богдан Коношенко сказал:
«Предложенная повестка дня очень точно определяет цель и главные направления действий для объективной оценки накопившихся проблем на рынке таксомоторных перевозок, а также по преодолению разногласий, связанных с затянувшимся процессом принятия федерального закона о такси.
А именно он, должен стать гарантией и правовой основой всей нормативной базы, относящейся к деятельности такси.
Именно на его основе должны реализовываться предложения по «регуляторной гильотине», которая призвана устранить многие анахронизмы в нашей производственной деятельности.
Однако, более шести лет закон по такси не принимается. При этом, за прошедшие годы объем услуг легкового такси по перевозке пассажиров и их багажа вплотную приблизился к одному проценту ВВП РФ. Только в городе Москве легковым такси ежедневно перевозится около миллиона пассажиров.
Очевидно, что легковое такси стало неотъемлемой частью всей дорожно-транспортной инфраструктуры не только Москвы, но и многих крупных городов, что убедительно подтвердилось в период эпидемии коронавируса.
В этой связи следует сказать, что водители такси, рискуя своим здоровьем, в круглосуточном режиме привозили врачей на работу, доставляли нуждающимся гражданам продукты питания и предметы первой необходимости. Поэтому, будет справедливым, если на федеральном и региональном уровне, отличившиеся водители такси получат поощрение. Хотя бы, в виде доброго слова от руководителей государства и регионов, соответствующих отраслевых руководителей.
Продолжая тему, связанную с проектом федерального закона о такси, должен напомнить, что принятый в 2011 году ФЗ РФ о такси, в настоящее время не только не отвечает современным требованиям, но и по ряду своих положений мешает внедрению цифровых технологий, содержит требования, которые морально и физически устарели.
Находящийся на рассмотрении в настоящее время проект закона о такси, подготовленный в профильном комитете Госдумы РФ по транспорту, по мнению членов комитета московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития таксомоторных услуг, также имеет целый ряд положений, которые вступают в противоречие с современными технологическими и программными достижениями, широко используемыми в такси.
Например, мы не можем понять смысла предложений авторов проекта закона по установке высоко затратных приборов и оборудования, которые уже сейчас можно заменить на имеющееся в автомобилях программное обеспечение, включая: таксометр, геолокацию, контроль рабочего времени и соблюдение скоростного режима , биллинг по всем расчетам и платежам, передачу информации в МНС и т.д. Работающие агрегаторы способны оперативно решить эти задачи, не перекладывая основные затраты на перевозчиков.
Полагаю, не случайно, Правовое управления Администрации Президента РФ, четырежды давало по данному проекту отрицательное заключение.
Наряду с этим, наш комитет поддержал большинство предложений проекта федерального закона о такси, разработанный группой депутатов Законодательного Собрания РФ под руководством сенатора Турчака А.А.
В этом проекте устанавливается ответственность агрегаторов; даны определения по удаленной телемедицине; самозанятым гражданам, работающим в такси; предусмотрено использование уже имеющихся программных продуктов, что позволяет снизить большие затраты на установку кассовых и других контрольных аппаратов, их обслуживание и т.д.
К примеру, для автомобилей такси в Москве потребуется сумма около одного миллиарда рублей.
Среди наших важнейших проблем – не контролированная переработка водителей такси. Сегодня продолжительность рабочего времени водителя, как правило, 10-12 часов и нередко достигает 14 – 16 часов. Главная причина переработки – низкие заработки водителей из-за снижения стоимости выполненных заказов такси.
В основном, это результат конкуренции между агрегаторами, главным инструментом которой является снижение цены поездки. Из-за этого многие профессиональные водители продолжают уходить из таксомоторной отрасли. Другими словами, мы безвозвратно теряем самое ценное – водителя такси.
Для создания нормальных условий для труда и отдыха водителей следует предложить агрегаторам доплачивать водителям до установленного норматива почасовой оплаты из своей прибыли.
Чтобы подкрепить это гарантиями, в соответствующем нормативном акте следует зафиксировать и установить минимальную почасовую оплату труда водителя с ежегодной индексацией, учитывающей инфляцию.
Для такого предложения есть экономическое обоснование. Сегодня агрегаторы, при одинаковой себестоимости информационной услуги заказа такси, получают от 25 до 30 процентов независимо от общей суммы стоимости каждого заказа такси. Другими словами, при одинаковых затратах, с заказа стоимостью 300 рублей получается 90 рублей, с 3000 рублей в десять раз больше. Убежден, наши коллеги - агрегаторы приведут и другие аргументы. Однако, сегодня такова статистика.
Наряду с этим, необходимо повысить административную и финансовую ответственность агрегаторов, в также всех служб заказа такси за распределение заказов на автомобили, работающие без разрешений и без путевых листов. В этой связи, настало время приступить к внедрению электронных путевых листов, что также необходимо подтвердить в соответствующем нормативном акте с утверждением конкретных сроков.
Вышеперечисленные меры позволят резко снизить текучесть кадров водителей и их уход к нелегальным извозчикам. Это также помогло бы стабилизировать экономику добросовестных перевозчиков. И что самое главное, это будет способствовать улучшению качества обслуживания и безопасности пассажиров.
Говоря о кадрах водителей, некоторые участники дискуссий предлагают перейти к заключению трудовых договоров согласно ст. 56 Трудового кодекса РФ. Это же предлагается закрепить в новой редакции проекта закона, находящегося в Госдуме в статье 8, части 1-й, пункте 2.
Кто знаком с 56-й статьёй ТК РФ и перечнем иных нормативных правовых актов, содержащими нормы трудового права, в том числе предоставляющих набор социальных гарантий, установленных законодательством (а они исчисляются десятками, если не больше), хорошо представляют финансовые затраты и ответственность, вплоть до уголовной, за их строгое выполнение.
По оценке специалистов, при наличии 100 водителей только дополнительные налоги, связанные с зарплатой, в год взрастают почти на 25 миллионов рублей. При условии, что водительский состав ежегодно обновляется 2,5 – 3 раза, а нередко больше, необходимо будет значительно увеличить расходы на кадровую службу, административно-техническое и юридическое сопровождение.
Надо признать, что при всём желании авторов подобных новаций, экономика таксомоторной отрасли к этому не готова. Она сразу станет банкротом, или что ещё хуже, уйдёт в теневой сектор.
Чтобы этого не допустить, надо активно привлекать в отрасль самозанятых граждан.
Поэтому, в проекте закона о такси очень важно закрепить положение о самозанятых гражданах. Наступило время на уровне руководителей и сотрудников государственных структур прекратить неконструктивную полемику о целесообразности привлечения самозанятых, в том числе для работы в такси.
О финансово-экономическом состоянии нашей отрасли сегодня не говорю, так как мы находимся в сложной ситуации и реально относимся к наиболее пострадавшим.
Мы признательны Правительству России за конкретную помощь предприятиям малого и среднего бизнеса и за то, что включены в список тех, кому оказывается конкретная финансовая поддержка в части уплаты налогов, аренды и другим вопросам.
Мы также признательны Правительству Москвы, которое планирует оказать финансовую поддержку по расчетам за проценты по финансовому лизингу автомобилей, работающих в такси.
Бесспорно, экономика и финансы таксомоторных компаний - тема для отдельного профессионального обсуждения. Мы просим депутатов и сенаторов Федерального Собрания РФ на законодательном уровне оказать поддержку нашей отрасли».