10 сентября 2020 года Российский союз промышленников и предпринимателей, в формате видео конференц-связи, провёл круглый стол: «Рынок такси в цифровой экономике». По итогам работы круглого стола принята Резолюция, которая будет направлена в Администрацию Президента РФ.
Президент РСПП Шохин А.Н. отметил, что отрасль такси является одним из лидеров цифровизации экономики. Большое внимание было уделено, находящемуся в Государственной Думе РФ проекту федерального закона о такси «О государственном регулировании отношений в области организации и осуществления деятельности по перевозке легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси». Многие участники круглого стола обратили внимание на то, что проект закона, по целому ряду положений, не соответствует текущим и перспективным потребностям таксомоторной отрасли, содержит ограничительные меры и барьеры для предпринимательской инициативы.
На круглом столе выступил член Правления МТПП, председатель комитета МТПП по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом Богдан Коношенко. В своем выступлении он заявил:
"Накопившиеся проблемы на рынке таксомоторных перевозок, а также имеющиеся разногласия, во многом связанны с затянувшимся процессом принятия федерального закона о такси.
А именно он, должен стать правовой основой всей нормативной базы для дальнейшего развития такси.
Принятый в 2011 году Федеральный закон о такси, безусловно, имел положительное значение, но в настоящее время он не только не отвечает современным требованиям, но и по ряду своих положений препятствует внедрению цифровых технологий, содержит требования, которые морально и физически устарели.
К сожалению, находящийся на рассмотрении в настоящее время проект закона о такси, подготовленный в профильном комитете Госдумы РФ по транспорту, по мнению членов комитета московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития таксомоторных услуг, также имеет целый ряд положений, которые не в полной мере учитывают современные практики, технологические и программные достижения.
Например, мы не можем поддержать предложения проекта закона по установке высоко затратных приборов и оборудования, которые уже сейчас можно заменить на имеющееся в приложениях агрегаторов программное обеспечение, включая: контроль рабочего времени и отдыха, соблюдение скоростного режима , биллинг по всем расчетам и платежам, передачу информации в МНС и т.д.
Сегодняшние цифровые технологии позволяют удаленно, накануне выезда водителя на линию, провести предрейсовые и послерейсовые медицинский осмотр водителя и технический контроль автомобиля, передать необходимую информацию службам заказа такси для передачи перевозчику , а при необходимости и в другие контрольные органы. В конечном счете, исключить из делового оборота путевой лист на бумажном носителе, ставший доходной частью криминального бизнеса. Более 95 процентов автомобилей такси сегодня выезжают на линию по фиктивным путевым листам. Кстати, путевой лист в нынешнем виде кроме России больше нигде а Европе не применяется.
Членами нашего комитета являются все основные агрегаторы, работающие в Москве и России. В настоящее время они имеют возможность оперативно решить эти задачи, не перекладывая основные финансовые затраты на перевозчиков, что очень важно для предприятий малого и среднего бизнеса. Вместе с тем, это возможно при наличии необходимых правовых актов.
С учетом выше сказанного, наш комитет поддержал большинство предложений проекта федерального закона о такси, разработанный группой депутатов Федерального Собрания РФ под руководством сенатора Турчака А.А.
В этом проекте закона устанавливается ответственность агрегаторов; даны определения по удаленной телемедицине; самозанятым гражданам, работающим в такси; предусмотрено использование уже имеющихся программных продуктов, что позволяет снизить большие затраты на установку кассовых и других контрольных аппаратов, их обслуживание и т.д.
К примеру, для автомобилей такси в Москве для этих целей потребуется сумма около одного миллиарда рублей.
Говоря о кадрах водителей, некоторые участники дискуссий предлагают перейти к заключению трудовых договоров согласно ст. 56 Трудового кодекса РФ. Это же предлагается закрепить в новой редакции проекта закона, находящегося в Госдуме в статье 9 части 1-й, пункте 4.
Если это положение сохранится в проекте закона, то следует ещё раз внимательно изучить не только 56-ю статью ТК РФ, но и перечень других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Не сложно увидеть какие появляются финансовые затраты и какая ответственность, вплоть до уголовной, за их строгое выполнение. Мы не против ответственности, но она должна быть объективной и справедливой.
По оценке специалистов, при наличии 100 водителей только дополнительные налоги, связанные с зарплатой в год взрастают почти на 25 миллионов рублей.
Надо признать, что при всём желании, экономика таксомоторной отрасли к этому не готова. Даже если учесть большую помощь Правительства Москвы по поддержке таксомоторной отрасли, она не покроет возникающие дополнительные затраты.
Отрасль начнёт движение в сторону банкротства, или что ещё хуже, уйдёт в теневой сектор.
Мы верим, что у бизнеса при поддержке власти достаточно возможностей, чтобы этого не допустить. Мы просим Российский союз промышленников и предпринимателей поддержать наши предложения".