Комитет МТПП по вопросам образования провел вебинар «Практика внедрения новой системы оплаты труда работников образовательных учреждений: единые рекомендации на 2025 год».
От лица Комитета участников мероприятия приветствовала его председатель Наталья Сапронова, отметившая актуальность обсуждаемой темы.
«Сегодня мы с вами в интенсивном варианте рассматриваем пилотный проект новой системы оплаты труда (НСОТ) и его последствия для нас – в чем состоят задачи, какие у них есть прикладные решения и сложности», – заявил спикер вебинара – эксперт в области бюджетного учета и управленческого бухгалтерского учета, финансового контроля и аудита, преподаватель РАНХиГС Всеволод Чикунов. Он рассказал, что цель разработки системных решений оплаты труда учителя поставлена Президентом РФ и в 2025-2026 годах в стране реализуется пилотный проект в этой сфере. Он распространяется на три региона РФ – Сахалинскую и Владимирскую области и Удмуртию. Масштабировать результаты «пилота» на все учебные заведения России предполагается в 2027 году.
Спикер представил слушателям ключевые позиции реформы НСОТ – увеличение размера оплаты труда до конкурентного уровня; единые подходы к системе оплаты труда для сокращения дифференциации средних зарплат учителей в разных регионах, а также ключевые позиции в части пилотной модели – увеличение гарантированной (фиксированной) части зарплаты до 70%, формализация локальными документами стимулирующих выплат с обязательным контролем их обоснованности; внедрение новых показателей эффективности работы сотрудника с увязкой эффективности учреждения и т.д.
Спикер проанализировал единые принципы и порядок формирования СОТ в организациях бюджетной сферы, отметив, что установить размеры и условия выплат стимулирующего характера с учетом мнения или по согласованию с представительным органом работников на основе формализованных показателей будет очень сложно. «Внедрение критериев эффективности работы учителя, с одной стороны, должно обеспечить эффективность использования средств, выделяемых на эту реформу, а с другой, не должно приводить к демотивации учителей. Один из вариантов – это когда намудрили с показателями, и учитель понимает, что от него вообще не зависит, будет он получать премию или нет. Поэтому необходимо проанализировать, какие есть допустимые стимулирующие выплаты, рассмотреть, какую зависимость от качества, результата можно предложить. При этом важно соблюсти базовый здравый смысл». Всеволод Чикунов также подчеркнул, что на стимулирующие переменные компоненты не должно приходиться более 30% фонда оплаты труда (ФОТ).
Отдельную часть выступления спикер посвятил вопросу актуализации должностных инструкций и формализации функций для того, чтобы более ценные, более квалифицированные работники могли получать более высокое вознаграждение – он, в частности, рассказал, как это было сделано в бухгалтерской сфере. Спикер также предположил, в зависимости от каких показателей следует устанавливать уровни стимулирования педагогических работников на одинаковой должности.
«При внедрении пилотного проекта будет производиться попытка на базе уже имеющихся требований выйти за рамки достигнутого и создать новые инструменты, позволяющие обеспечить справедливую оплату труда с учетом квалификации работника», – резюмировал он.
Далее спикер рассказал, как планируется увязать при оплате труда эффективность работы сотрудника с эффективностью работы всего образовательного учреждения. Он раскрыл критерии и показатели, которые будут для этого использоваться, объяснил, что такое эффективный контракт, и показал рамочные ограничения при решении этой задачи.
В последней части выступления спикер раскрыл, по каким причинам из зарплаты работника образовательного учреждения могут производиться удержания. Теоретическую часть при этом он сопроводил примерами, рассмотрел разные ситуации.
В конце вебинара Всеволод Чикунов ответил на вопросы слушателей.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы