В Московской торгово-промышленной палате в рамках заседания Гильдии логистических операторов при МТПП прошел круглый стол «Международная логистика 2023 и тренды на 2024 год».
«С 2020 года мы живем и работаем в турбулентном состоянии, - заявила, открывая мероприятие, председатель совета Гильдии логистических операторов Светлана Домнина. – Причем, если в пандемию были правила, то сейчас ситуация постоянно меняется и изменения непредсказуемы».
Управляющий партнёр исследовательского агентства M.A.Research Людмила Симонова представила исследование состояния рынка логистических услуг. «Антироссийские санкции ударили по рынку транспортно-логистических услуг (ТЛУ), нарушили цепочки поставок, изменили баланс спроса и предложения в различных сегментах, - сообщила эксперт. – Однако, российские компании, которые смогли быстро адаптироваться к новым условиям, получили возможность усилить позиции, занять место ушедших западных компаний и найти новые точки роста». Среди основных трендов Людмила Симонова отметила адаптацию рынка ТЛУ к новым условиям, перестройку логистических цепочек, высокий спрос на внутрироссийские перевозки, повышение тарифов, дефицит складских мощностей, резкий рост арендных ставок и стоимости услуг хранения, формирование запроса на полный комплекс логистических услуг. По итогам 2023 года специалисты зафиксировали рост рынка транспортных услуг на 17%, восстановление цепочек поставок, увеличение тоннажа и грузооборота, повышение роли автотранспорта в коммерческих перевозках. На международном рынке в прошлом году наблюдалось снижение на 16,2% оборота внешней торговли, а также рост стоимостного объема импорта на фоне резкого падения экспорта.
Что касается последнего, то, по данным Федеральной таможенной службы, экспорт в стоимостном выражении сократился на 28,3%. Помимо этого, наблюдается снижение физических и стоимостных объемов экспорта почти всех групп товаров, за исключение продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Наиболее сильно упали поставки минеральных продуктов (-33,6%), химпродукции (-35%), древесины и целлюлозно-бумажных изделий (-31%), металлов и изделий из них ( -10%). При этом импорт в стоимостном выражении вырос на 11,7% и достиг объемов на уровне 2021 года. Наиболее высокими темпами росли поставки в Россию машин, оборудования и транспортных средств (+24,1%, до US$145,8 млрд.).
Рынок автомобильных перевозок характеризуется высокими темпами роста коммерческих перевозок автомобильным транспортом за счет увеличения тоннажа и грузооборота на внутреннем рынке, также наблюдается резкий рост спроса со стороны грузовладельцев, нехватка перевозчиков и транспортных средств, и, как следствие, усиление дисбаланса рынка, повышение тарифов на внутрироссийские грузоперевозки (в среднем на 20%). В сегменте международных перевозок эксперты отмечают низкие темпы роста на фоне дальнейшего падения объемов на европейском направлении и относительной стабилизации ставок. Далее Людмила Симонова обозначила факторы роста внутрироссийских перевозок, среди которых ускорение процессов импортозамещения и перестройки производственных цепочек, увеличение логистического плеча, обслуживание новых регионов РФ, ограниченная пропускная способность российской железнодорожной инфраструктуры. Помимо этого, эксперт отметила, что из-за высокой волатильности рубля и геополитических рисков грузовладельцы стремятся не накапливать рублевую массу на расчетных счетах, а тратить средства на закупку различных товаров, оборудования, техники.
Что касается международных автомобильных перевозок, то, по оценке M.A.Research, объем международных автоперевозок в 2023 году увеличился с 1,3%, до 23,6 млн т (российские компании и перевозчики других стран), по при этом падение тоннажа по сравнению с 2021 годом составило более чем на треть. И если объем перевозок Евросоюз - Россия сократился на 33,3% (до 7,8 млн тонн) и ожидается его дальнейшее падение, то на других направлениях –– Казахстан, Киргизия, Армения, Узбекистан, Белоруссия, Турция, Китай - наблюдается рост.
В завершение выступления Людмила Симонова назвала основные тренды рынка автоперевозок 2024 года. Среди основных: превышение спроса над предложением в сегменте внутрироссийских перевозок; низкие темпы роста международных грузоперевозок; усложнение цепочек поставок; сокращение сроков доставки; расширение географии – повышение роли экспедирования; переход к новому качеству сервиса, комплексным услугам; достижение стабильности перевозок в направлении Китая, Турции, Закавказья, Ирана, стран Центральной и Восточной Азии; снижение доли логистических затрат в стоимости товара; снижение издержек в цепочке поставок за счет эффективного управления (цифровизации процессов, блокчейн и т.д.); интеграция стандартных транспортных услуг с возможностями интернет-сервисов; развитие коллабораций, кооперации, объединение сервисов, оптимизация внутренних бизнес-процессов, снижение издержек; уход слабых игроков, консолидация рынка вокруг крупных компаний; потеря доли рынка компаниями с низкой диверсификацией операций и зависимых от одной клиентской индустрии.
Руководитель представительства Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Александр Ларионов отметил, что сейчас компании-перевозчики столкнулись с очередными трудностями: постановлением Правительства РФ утвержден размер командировочных для водителей. По России они составляют всего 700 рублей в сутки. При этом белорусские шоферы получают 30 долларов в день. Такая ситуация приводит к увеличению расходов транспортных компаний и для многих из них (особенно компаний МСП) может оказаться фатальной.
Управляющий партнёр «Богатов Групп» Сергей Богатов рассказал о путях снижения рисков при перевозке грузов. Он раскрыл несколько основных схем кражи груза и дал юридические рекомендации как обезопасить себя от подобных происшествий. На заседании отмечалось, что хищения грузов более распространены в небольших компаниях. Поэтому члены гильдии логистических операторов предложили провести на площадке МТПП семинар, на котором лидеры рынка поделятся своим опытов в организации бизнес-процессов, который позволяет предотвратить риски пропажи грузов.
На заседании эксперт в сфере складской логистики Александр Краус представил деловую настольную игру «Осторожно: склад». Он отметил, что складские помещения занимают второе место после стройки по травматизму. «Наша игра – не викторина, проходя её за несколько шагов, человек может понять к каким последствиям может привести неверный шаг», - рассказал разработчик.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы