Московской торгово-промышленной палате в рамках заседания Гильдии логистических операторов при МТПП прошел круглый стол «Логистические решения во внешнеэкономической деятельности в современных условиях».
«Логистика – это каркас любой экономики, - заявил, открывая мероприятие, вице-президент МТПП Александр Крутов. – А если экономика испытывает разного рода стрессы, то логистика должна находить возможности консолидироваться, искать новые технические решения, новые решения с точки зрения финансирования операций, подготовки кадров и реализации трансграничных переходов. МТПП считает тему логистики одной из ключевых, причем не только на протяжении последних месяцев, а в любое время: рынки появляются, видоизменяются, а логистика никуда не девается».
«В нынешней ситуации цифровизация отрасли как никогда важна, - отметила председатель Гильдии Светлана Домнина. – Санкции, ограничения, запреты, эмбарго – все это перевернуло представление об отрасли. Если период пандемии мы можем рассматривать как период испытаний, который мы прошли, то сегодняшняя ситуация заставляет задумываться – как выжить и как жить дальше. Логистика всегда смотрит вперёд, поскольку эта сфера испытывает постоянное давление и, как следствие, постоянное изменение». Спикер напомнила, что вопрос цифровой трансформации встал перед Гильдией логистических операторов не сегодня: еще в 2017 году была создана секция по цифровой логистике, были организованы несколько мероприятий, которые вызвали интерес у специалистов рынка. Далее Светлана Домнина представила презентацию, в которой осветила ключевые моменты цифровой трансформации в логистике. Среди факторов, препятствующих внедрению цифровизации в транспортной отрасли, эксперт назвала низкую (в 2-4 раза ниже, чем в развитых и развивающихся странах) производительность труда; дефицит специалистов; низкий уровень внедрения электронного документооборота на отдельных видах транспорта (до 3 млрд перевозочных документов обращаются в бумажном виде). Еще одна проблема – высокая доля посредников: в комплексных международных мультимодальных перевозках могут быть задействованы до 40 участников отправки. При этом не все отрасли одинаково готовы к трансформации. Наиболее благоприятная ситуация в разделе пассажироперевозок воздушным и железнодорожным транспортом (создание платформ-агрегаторов). Несколько хуже ситуация с перевозками пассажиров в городах и в грузовых перевозках автомобильным транспортом. Наиболее сложная ситуация в сфере грузовых перевозок внутренним морским и водным транспортом. Основными причинами такого положения вещей Светлана Домнина считает дефицит специалистов и финансовых ресурсов, неэффективные стандарты и нормативно-правовое регулирование, в том числе в части электронного документооборота и предоставления государственных услуг, а также низкий приоритет цифровой трансформации для многих участников транспортного рынка. Спикер отметила, что до 2030 года планируется введение в действие Цифровой платформы транспортного комплекса РФ, а далее – запуск экосистемы цифровых платформ цифрового пространства транспортного комплекса. Однако, специалисты, занимающиеся проблемами трансформации отрасли, выражают сомнение в том, что система заработает и будет способна решать поставленные перед ней задачи. С связи с грядущими перспективами, полезным может стать исследование «цифровой зрелости» компании. Под этим термином подразумевается способность организации воспринимать и использовать новые технологии, адаптироваться к изменениям рынка и создавать цифровые решения, которые удовлетворяют потребности клиентов и приводят к улучшению бизнес-показателей. По словам Светланы Домниной, заинтересованные компании, в том числе принимавшие участие в заседании, могут пройти анкетирование и узнать, насколько степень «цифровой зрелости» компании соответствует ситуации. Далее спикер рассказала о работе государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), через которую происходит документооборот. Каждое подписание документа КЭП со стороны участника перевозки фиксируется в системе; подключиться к ней можно только через операторов ИС ЭПД, получивших соответствующее разрешение Министерства транспорта. В настоящее время к ГИС ЭПД подключены семь компаний-операторов. Планируется, что с 2024 года система станет обязательной для всех игроков рынка. «Мы хотим собрать на площадке МТПП операторов, которые уже подключились, компании, которые используют систему, с тем, чтобы дать промежуточную оценку её работы и подготовить рекомендации по её совершенствованию», - поделилась планами Светлана Домнина.
Далее управляющий партнер исследовательского агентства M.A.Research и руководитель центра экономических исследований института Латинской Америки РАН Людмила Симонова сделала два доклада, отражающие направления её деятельности в двух ипостасях. В первом сообщении эксперт осветила особенность международных грузопотоков в условиях санкций и привела результаты исследования состояния рынка логистических услуг, отразив основные тенденции и прогнозы на 2023 год. Спикер отметила, что в прошлом году российский грузопоток, выраженный в тоннах, снизился на 4,2%. Больше всего пострадали автомобильные перевозки – там падение около 30%, «примерно три тысячи компаний прекратили свою работу», - констатирована эксперт. Одной из тенденций текущего года может стать уход дружественных стран из различных схем, позволяющих поставлять продукцию через третьи страны, из-за страха перед вторичными санкциями. В этом году продолжится переориентация товарооборота на другие направления, одним из которых является Латинская Америка. Второе сообщение Людмилы Симоновой было посвящено анализу торговых отношений между Россией и различными странами Латинской Америки. В целом ситуация очень неоднородная, но в отраслях, где российские товары конкурентоспособны, наблюдается устойчивый рост импорта (минеральные удобрения, сельскохозяйственные машины и т.д.). Что касается экспорта в Россию, то традиционно это соя, сахар, кофе, фрукты и овощи, цветы.
Одной из важных проблем логистики являются сложности с финансовыми операциями в современных условиях. На заседании выступили представители Московского представительства GrottBjоrn – финансовый консультант Елена Кайгородова и руководитель представительства Игорь Алешкин. Они рассказали участникам как работает Московская биржа, а также каким образом через компанию-брокера можно покупать или продавать валюту по чистому рыночному курсу, а также о хеджировании валютных рисков логистическими компаниями в целях оптимизации внешнеэкономической деятельности в условиях волатильности курсов валют.
Подводя итоги мероприятия, Светлана Домнина отметила, что обсуждение было интересным и плодотворным. Осенью планируется провести большую конференцию, на которой специалисты обсудят проблемы логистического рынка. А в рамках работы Гильдии было предложено подробнее остановиться на рассмотрении вопросов введения электронного документооборота, а также рассмотреть проблемы транспортной экспедиции.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы.