МТПП в онлайн-формате провела конференцию «Защита интеллектуальной собственности российских компаний при выходе на рынок Германии и ЕС».
«Поднятая нами сегодня тема – это один из принципиальных вопросов для любой компании, которая выходит на новый рынок», – заявил, открывая конференцию, ее модератор – вице-президент МТПП Сурен Варданян. В ней он выделил несколько важных для бизнеса направлений – защита интеллектуальной собственности, ее капитализация и правовое обеспечение продвижения компаний и их присутствия на рынке в целом. Он заявил о готовности МТПП помочь предпринимателям в решении поднимаемых вопросов на уровне власти – вплоть до разработки новых вариантов субсидий, которыми Москва поддерживает высокотехнологичные компании, выдвигающиеся на новые рынки. «Возможно, пожелания по защите своей интеллектуальной собственности есть и у немецких компаний, желающих присутствовать на российском рынке. Эта тема тоже для нас интересна, и мы намерены ею заниматься… Гармонизация этих процессов принципиально важна», – отметил Сурен Варданян.
Немецкий и европейский патентный поверенный, партнер фирмы EUROMARKPAT Сергей Слобожанин сделал доклад на тему: «Особенности законодательства ЕС в сфере защиты интеллектуальной собственности. Стратегии защиты изобретений и дизайнов для российских правообладателей при выходе на европейские рынки». Он познакомил слушателей с видами интеллектуальной собственности; объяснил, что следует делать, если речь идет об объекте технического творчества; в каких случаях и в какой форме патентовать техническое решение и как защитить его в Евросоюзе (патент на изобретение, патент на техническую модель, патент на промышленный образец); в каких именно странах следует защищать; когда подавать заявку и какие сроки при этом необходимо отслеживать.
Юрист и специалист по товарным знакам фирмы EUROMARKPAT Анна Шойерманн продолжила начатую тему. Она рассказала, какие обозначения принимаются для подачи заявки, обратив внимание слушателей на то, что с недавнего времени русский язык признан распространенным языком на территории ЕС и обозначения на кириллице теперь признаются описательными. Спикер рассказала об особенностях формирования списка товаров и услуг, об основаниях, дающих третьим лицам право подать оппозицию против заявки на товарный знак, о доказательствах активного использования товарного знака и его грамотной защите (путем изучения мониторинга новых заявок на товарные знаки и с помощью писем от EUIPO об обнаружении сходных заявок).
Генеральный директор экспортного агентства Bridge-One-Seven GmbH д-р Вероника Любке сделала доклад на тему: «Прямой экспорт в Германию или локализация? Когда и зачем нужна защита ТМ при экспорте? Основные риски предпринимателя и как их минимизировать?». Она детально проанализировала вариант, при котором продукт производится в России, а затем отгружается независимым дилерам в Германии, описав задачи дилера и обязанности поставщика, а также плюсы и минусы этого варианта. На конкретных примерах российских компаний спикер наглядно продемонстрировала применение этого варианта и ценность марки. Далее она столь же детально остановилась на варианте, при котором продукт производится в России, а затем отгружается дочерней структуре в Германии. Спикер подробно описала функции дочерней компании, обязанности поставщика и сделала вывод о целесообразности применения этого варианта «в зрелой фазе развития бизнеса», а также привела примеры его применения конкретными компаниями. В заключение своего выступления спикер раскрыла, в каких случаях защита марки необходима, а в каких желательна.
Генеральный директор ООО «КЛВ Лаб», создатель бренда ThermoUp Иван Филоненко рассказал о пути своей компании, работающей в Москве, к экспорту под собственным брендом. Он описал производимый компанией продукт – инфракрасный обогреватель из стекла ThermoUp, раскрыл, какими критериями необходимо руководствоваться при выборе схемы ведения бизнеса; детально остановился на структуре проекта при одновременной работе в России и за рубежом; рассказал, как выстроить экспортный маркетинг; на примере собственной компании разъяснил, как сохранить бренд, оптимизировать процессы и что делать с интеллектуальной собственностью.
На протяжении конференции докладчики активно отвечали на многочисленные вопросы слушателей.
«Мы задумываемся над тем, чтобы выстроить технологию сопровождения российских компаний на рынке ЕС, – отметил в заключение Сурен Варданян. – Аналогичная работа уже ведется по США, на очереди – Китай и Африка». Он поблагодарил спикеров и зрителей, а также выразил надежду на скорую встречу в офлайне.