Гильдия предприятий торговли и услуг при МТПП и ООО «Бридж Групп» провели вебинар на тему: «Разбор ваших кейсов: онлайн-консультация эксперта по трудовому праву».
Как сообщила спикер мероприятия – руководитель департамента расчета заработной платы и кадрового учета «Бридж Групп» Валентина Яковлева, формат нынешнего вебинара немного изменен по сравнению с предыдущими: рассматриваемые на нем ситуации подобраны не в ходе работы с клиентами компании, а по итогам заранее проведенного опроса слушателей. «Сегодня мы поговорим о наболевших проблемах трудового права, с которыми ежедневно сталкиваются HR-специалисты», – пообещала спикер, отметив, что четкого алгоритма для решения тех или иных кадровых вопросов на сегодняшний день не существует, судебная практика по ним меняется достаточно быстро – и чаще всего не в пользу работодателя.
Первый вопрос касался грамотной мотивировки сотрудников при переходе на кадровый электронный документооборот (КЭДО). Спикер отметила, что законных способов заставить сотрудников перейти на КЭДО на сегодняшний день нет, и привела аргументы, которые помогают убедить их добровольно решиться на этот переход. Главный из аргументов – это возможность передать заявление, получить справку, не торопясь, изучить тот или иной нормативный акт, должностную инструкцию, приказ по компании в любой удобный для себя момент через личный кабинет, без специального похода в отдел кадров.
Второй рассматриваемый вопрос был связан с правильным квотированием в компании рабочих мест для инвалидов (постановлением Правительства РФ от 14.03.2022 определен новый порядок, который вступает в силу с 1 сентября нынешнего года). Спикер разъяснила связанные с этим нюансы и отметила, что с 2023 года ожидаются многочисленные проверки, связанные с выполнением данного постановления.
Третий вопрос касался согласования с руководством и использования сотрудником донорских дней. Спикер отметила, что обязанность работодателя предоставлять сотрудникам дни отдыха после сдачи крови прописана в федеральном законодательстве и рассмотрела судебную практику по этому вопросу.
Четвертый вопрос был посвящен оптимизации фонда оплаты труда (ФОТ) и рассмотрению перехода с окладной системы оплаты труда на окладно-премиальную с уменьшением размера оклада. Спикер назвала эту ситуацию крайне распространенной и отметила, что статья 74 ТК разрешает изменять условия трудового договора в связи с организационными, либо технологическими изменениями в компании. «Но в любом случае работодатель должен доказать, почему он не смог сохранить условия трудового договора, – напомнила спикер. – Работодателю необходимо тщательно взвешивать свои решения и понимать риски возникновения судебных споров, в которых суд чаще всего встает на сторону работника».
Пятый вопрос касался возвращения работников в офис после дистанционной работы в период пандемии – что делать, если сотрудник, успешно справляющийся с работой в дистанционном режиме, не хочет возвращаться в офис? Необходимо либо договариваться с ним, отметила спикер, либо провести сокращение данной дистанционной единицы и уволить данного сотрудника с соблюдением всех правил, подтвердив его отказ работать в офисе.
Шестой вопрос был посвящен оформлению аутстаффинга (займа персонала) внутри группы компаний. «Теоретически это возможно, но законодательно механизм такого использования не прописан», – отметила спикер. В то же время судебных решений на эту тему, которые бы негативно сказались на состоянии работодателя, тоже не выявлено. Спикер дала рекомендации по применению аутстаффинга, снижающие риски для компании.
Седьмой вопрос был связан с желанием сотрудницы, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, работать из дома – как компания должна корректно оформить свое согласие или отказ, чтобы не вызвать претензий со стороны Фонда социального страхования (ФСС)? Компания обязана удовлетворить просьбу сотрудницы, отметила спикер, если не найдено обоснований невозможности выполнения данной работы из дома. Она также рассказала, чем необходимо руководствоваться при установлении неполного рабочего времени в данном случае.
Последний, восьмой вопрос касался возможности установки на рабочие компьютеры программы слежения в целях усиления дисциплины и контроля над рабочим временем сотрудников – не будет ли такой шаг нарушать тайну переписки и невмешательства в частную жизнь, гарантированных Конституцией? Спикер тщательно проанализировала обоснование такого шага и рассмотрела обстоятельства, при которых данная мера не будет нарушать закон.
В заключение вебинара спикер ответила на вопросы, возникшие у слушателей во время ее выступления.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы