В рамках заседания Комитета МТПП по развитию комплаенс и деловой этики прошел вебинар «Отраслевой подход к профилактике коррупции в государственных организациях Московского транспорта».
В условиях санкционного давления и ограничения доступа компаний к многим финансовым инструментам на первый план выходит вопрос финансовой устойчивости бизнес-процессов. Одним из направлений ее обеспечения является построение в компании системы антикоррупционного комплаенса, позволяющей минимизировать риски коррупционных правонарушений и сопряженные с ними финансовые и репутационные потери.
Статья 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» требует от всех организаций, независимо от форм их собственности, принятия мер по предупреждению коррупции, предоставляя при этом самостоятельность в их выборе. Одним из комплексных решений в сфере антикоррупционного комплаенса является реализация антикоррупционных мероприятий в рамках отраслевого регулирования.
На вебинаре начальник Управления комплаенса АНО «Московская дирекция транспортного обслуживания» Михаил Степчук провел практический разбор Отраслевой программы развития антикоррупционного комплаенса и деловой этики в организациях Московского транспорта, отдельно остановившись на её ключевых элементах, механизмах внедрения и функционирования.
Транспортная отрасль Москвы объединяет более 100 тысяч работников в таких подразделениях как Московский метрополитен, Мосгортранс, «Организатор перевозок», Администратор Московского парковочного пространства, ЦОДД, МосТрансПроект, Дирекция транспортных закупок, АНО «МДТО». Как сообщил Михаил Степчук, программа разработана в соответствии с требованиями российского законодательства, международного стандарта ISO-37001:2016 «Системы менеджмента противодействия взяточничеству», рекомендациями Минтруда и отражает передовые антикоррупционные практики организаций. Программа включает в себя 11 направлений, представляющих собой комплекс правовых и организационных инструментов, которые применяются в триедином цикле «предупреждение – выявление-реагирование». Михаил Степчук отметил лидерство руководства («тон сверху») в реализации программы комплаенс в транспортной отрасли – «без первичной заинтересованности руководителя в реализации антикоррупционной политики никакие эффективные мероприятия по противодействию коррупции в организации не могут быть реализованы». Спикер отметил, что каждый вновь принятый сотрудник отрасли получает приветственное письмо от руководителя, в котором его уведомляют о необходимости соблюдать этические нормы в соответствии с корпоративной культурой предприятия.
Далее спикер подробно остановился на всех элементах программы и рассказал о каждой составляющей, среди которых Кодекс деловой этики и поведения, комплекс стандартизированных локальных нормативных актов, периодическая оценка рисков, проверка деловых партнеров, работа «горячей линии» с проведением внутренних проверок, система мер поощрения и взыскания, обучение персонала по вопросам противодействия коррупции и соблюдения этических норм делового поведения.
Директор Научно-образовательного центра противодействия коррупции Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, заместитель генерального директора по комплаенсу АНО «Московская дирекция транспортного обслуживания» Александр Русецкий особо отметил, что при создании и внедрении Отраслевой программы развития антикоррупционного комплаенса и деловой этики в организациях Московского транспорта проведена большая работа. «Она была представлена на нескольких площадках, в том числе на площадке Базельского университета и получила одобрение», - сообщил эксперт. При этом система динамично развивается: мало принять программу, систему нормативных локальных актов, единые стандарты поведения, их необходимо постоянно адаптировать к меняющейся ситуации и обстоятельствам.
Использовано изображение из фотобанка Единого Транспортного портала
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы