Комитет МТПП по вопросам развития устойчивых транспортных систем совместно с Общенациональной ассоциацией Автомототуризма и караванинга и Советом Ассоциации цифровой трансформации провели круглый стол «Создание цифровой платформы для самостоятельных автотуристов и караванеров».
«Темой автотуризма мы занимаемся уже семь лет, - напомнил собравшимся в зале экспертам отрасли председатель Комитета МТПП по вопросам развития устойчивых транспортных систем, руководитель Комитета по автотуризму Российского союза туриндустрии (РСТ), президент Общенациональной ассоциации Автомототуризма и караванинга Сергей Лобарев. – В стране насчитывается более 46 миллионов личных автомобилей, более двух миллионов мотоциклистов. 1,6 млн. человек с ОВЗ имеют машину. В России уже более 30 тысяч владельцев автодомов. Все эти люди и их семьи – потенциальные автотуристы».
Спикер напомнил, что в мае прошлого года Президент РФ дал поручение разработать концепцию развития автомототуризма и в мае этого года она уже была утверждена. Разрабатываются национальные маршруты, например Чуйский тракт, который сделали всесезонным маршрутом. Между тем, пока точно не понятно, кто такой «автотурист» и как посчитать, сколько же таких путешественников перемещается по нашей стране.
Все автомобилисты пользуются навигаторами, но в них нет многих категорий информации, которая бы очень пригодилась путешествующим на машине россиянам: станции техобслуживания, гостиницы, природные, исторические, архитектурные достопримечательности, расположенные поблизости. Информацию можно найти на различных платформах, но она разрозненна и принять спонтанное решение посетить то или иное место практически невозможно. Для того, чтобы сделать путешествия на машине или мотоцикле максимально удобными, полезными, комфортными и безопасными, Президент РФ Владимир Путин дал поручение обеспечить создание единой цифровой платформы в сфере туризма. Председатель Совета Ассоциации цифровой трансформации Юрий Мышинский представил на заседании концепцию такой платформы, рассказал о её возможностях и предложил всем заинтересованным лицам, представляющим различные организации, интегрироваться в проект, а также давать свои предложения и замечания.
«Мы пришли к выводу, что понятие «маршрут» для автомототуризма не применимо. Это понятие динамическое и изменяемое. Поэтому мы считаем, что нужно формировать точки роста, - заявил спикер. – У нас в стране есть все, за чем россияне ездили по всему миру, но об этом мало кто знает. Мы говорим, что «надо поднять Ивана с дивана», чтобы он встал и поехал». С января по июль, по данным статистики, в России насчитали 100 млн туристов. Но в стране есть очень большая группа так называемых «спящих туристов», то есть тех, кто поедет в путешествие, если создать для этого условия. Если в одном месте человек сможет получить всю информацию об интересных местах (причем с живыми отзывами очевидцев), забронировать гостиницу, найти место для парковки автодома, понимая, что в случае поломки ему придут на помощь, то число туристов несомненно возрастёт.
«Основной принцип нашей платформы – интегрированность. Наша задача не конкурировать, а объединять», - сообщил Юрий Мышинский. На платформе предусмотрен аудиогид – водитель голосом сможет запросить и получить информацию о близлежащих интересных местах, которые можно посетить, а также иные необходимые данные. Для молодого поколения в конструктор платформы закладываются элементы геймификации – возможность получать призы, награды за достижения, строить свою карту посещений и т.д. Можно будет найти на платформе и единомышленников для совместного отдыха. Механизм работы взят аналогичный сайтам знакомств: пользователь заполняет анкету с небольшим числом вопросов, выявляются предпочтения человека, и машина предлагает ему людей со сходными интересами, а он уже может выбрать себе попутчиков.
При этом предполагается, что безопасность будет обеспечиваться через интеграцию с Госуслугами: для создания личного кабинета на портале нужно будет использовать свою идентификацию на главном официальном портале страны. «На 1 сентября уже готова концепция, проект и прототип платформы, 1 ноября завершаем этап интеграции с регионами и партнёрами», - рассказал Юрий Мышинский. К разработке привлекались молодые специалисты. В соревновании приняли участие 9 команд, что позволило за месяц пройти путь от идеи до прототипа. В ноябре к продвижению проекта предполагается привлечь СМИ, блогеров.
Основным мотивом дальнейших выступлений была полная поддержка идеи и структуры портала. Однако, каждый эксперт обратил внимание на «боли», которые характерны для той или иной группы автотуристов и предложил их учесть.
Генеральный директор TOURING CARS Максим Мигунов, «главный караванер страны», как его представил Сергей Лобарев, подчеркнул, что для платформы самое главное, чтобы на всем маршруте следования работала мобильная связь, а пока что даже в Московской области есть «белые пятна». Для караванеров важная информация – размерность стоянки, а также высота мостов, виадуков. Для автодомов подходят мойки с высокими воротами, сейчас чаще всего их моют на улице, часто под дождем и снегом. Также Максим Мигунов рассказал о пилотном проекте, реализованном рядом с аэропортом в Горно-Алтайске: практически рядом с трапом самолета путешественники могут взять напрокат машину или автодом.
«Я – многодетная мама, которая путешествует со своими тремя детьми – рассказала руководитель Комитета Автоледи Общенациональной ассоциации Автомототуризма и караванинга, блогер, автопутешественник Екатерина Величкина, - и для меня, как и для более 400 опрошенных женщин-водителей, самое главное – безопасность». Она подчеркнула, что женщины – это самая платёжеспособная категория населения, тем более женщины с детьми. Но они должны быть уверены в безопасности как на дороге, так и на стоянках. Еще было бы очень хорошо, если бы на платформе в мобильной версии была предусмотрена яркая кнопка SOS, нажав которую путешественник мог бы получить помощь в любой ситуации – проколол ли он колесо, попал ли в аварию, заблудился ли и т.д.
О нуждах мотоциклистов рассказал руководитель Общественного движения «МотоРоссия» Андрей Иванов. Высказав горячее одобрение проекту, он заявил о потребности в наличии информации о точках возможной остановки на мотоцикле – нужны данные об охраняемых стоянках, укрытиях (навесы на парковках), «байкпостах». Со своей стороны, эксперт высказал готовность сотрудничать и предоставить имеющиеся у движения данные.
Сейчас разрабатываются инклюзивные маршруты и информация о них обязательно будет присутствовать на платформе. При этом, как рассказал член рабочей группы по созданию инклюзивных маршрутов Комитета Государственной Думы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Юрий Баусов, по всем объектам людям с ОВЗ, передвигающимся на автомобилях, нужно знать: адаптированы ли они для людей с ограничениями возможностей здоровья; смогут ли их обслужить на заправках (принять наличные деньги, заправить автомобиль); можно ли въехать на коляске в туалет, в кафе, в гостиницу. Еще одна проблема – как человеку с ОВЗ сообщить о происшествии с автомобилем на трассе, ведь часто он даже не может самостоятельно выйти из машины. Сергей Лобарев заверил, что работа по созданию безбарьерной среды для автопутешественников ведется во всех регионах. Однако, несмотря на наличие соответствующего закона, не везде власти с должным вниманием относятся к этой задаче.
Представитель Молодежной палаты Московской городской Думы, координатор по взаимодействию с молодежным парламентом Государственной Думы РФ Павел Григорьев озвучил запросы от молодёжной аудитории: необходимость информации о наличии спортивных зон, где можно размяться после долгой дороги; организация квестов; обозначение точек интереса; использование элементов геймификации. Также очень важно для молодых родителей понимать – есть ли на придорожных объектах детские площадки, кроватки, детские стульчики для кормления, возможность погреть детское питание. Помимо этого, автомобильный туризм – это возможность людям даже с невысоким доходом получить массу впечатлений. Поэтому важно размещать информацию о недорогих и бесплатных точках притяжения. Еще важные направления туризма, которые необходимо отразить на платформе, – военно-патриотический, этно- и экотуризм.
Медицинский директор Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья Михаил Данилов, представляющий санаторно-курортный туризм, отметил, что «автотурист, заезжающий к нам – это, скорее, экзотика, но мы не хотим его терять». При этом он подчеркнул, что люди приезжают в санаторий не только лечиться, но и отдыхать; многие прибывают на своих автомобилях и могут пользоваться платформой для поездок рядом с местом оздоровления.
Желание интегрироваться в проект высказали член Правления НКО «Союз Автосервисов» Станислав Данилин, директор по развитию туристической фирмы «Вокруг света», председатель Комитета по культурно-познавательному туризму Российского союза туриндустрии (РСТ) Александр Гагарин, генеральный директор Ассоциации развития банной индустрии, генеральный директор ООО «БУК» Янина Царан, исполнительный директор Национальной Ассоциации организаций по развитию сельского и экотуризма Вадим Калиничев.
Член Общественного совета Минпромторга при Общественной палате РФ, член президиума Координационного совета НСБ РФ Сергей Хмелев внёс предложения, связанные с безопасностью и противодействию террористическим угрозам. В частности, он предложил создать Ситуационный центр автотуризма с активным информационным оповещением, в том числе в случаях возникновения террористической угрозы. Также он обратил внимание на качество подготовки автотуристов, в частности водителей автодомов: по мнению эксперта, им нужно проходить дополнительное обучение, но делать это нужно только на добровольной основе. А в качестве мотивации можно разработать систему преференций для сертифицированных водителей в страховых компаниях или при лизинге автодома.
Подводя итоги мероприятия, Юрий Мышинский еще раз подчеркнул, что разработчики платформы готовы взаимодействовать со всеми, кто в этом заинтересован, учитывать конструктивные предложения и указал все данные для связи. Также по окончании официальной части, все участники смогли в ходе нетворкинга обменяться контактами и обсудить форматы взаимодействия.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы