Комитет МТПП по развитию медиации провел вебинар на тему «Что такое профайлинг и зачем он медиатору?» Целью мероприятия было ознакомление со способами и методами определения мотивов поведения человека, способами распознавания лжи и методиками ведения переговоров в медиации.
«В очередной раз мы затронем очень важную тему, связанную с профайлингом. Что это вообще такое и насколько он важен в работе медиатора? На эти два вопроса мы и постараемся сегодня ответить», – сообщила во вступительном слове модератор мероприятия – председатель Комитета МТПП по развитию медиации Евгения Черячукина. Она отметила, что «профайлинг позволяет составить портрет “человека напротив” и, исходя из него, довольно быстро прописать для себя сценарий, с которым вы сможете участвовать в переговорах с этим человеком».
Основатель и руководитель АНО НИИ психологии поведения человека Светлана Грунина выступила с докладом на тему «Оперативная психодиагностика в медиации. Кейсы и примеры применения. Способы успешного коммуницирования». Она поделилась реальными кейсами использования профайлинга в медиации. Спикер напомнила, что профайлинг появился в России сравнительно недавно – в 2011 году, и рассказала, что он состоит из двух крупных направлений – оперативная детекция лжи и оперативная психодиагностика. «Профайлинг – это не про психотипы, а про оценку вербального и невербального поведения человека», – отметила она, объяснив, почему при медиации упор делается именно на психодиагностику: «Медиатор не хуже психолога должен понимать реакции участника переговоров, поскольку, понимая характер человека, легче понять его мотивацию. Что является истинной мотивацией участника переговоров и как, узнав ее, договориться с ним – вот основной вопрос медиатора».
Спикер рассказала, какие черты в человеческом характере являются врожденными, а какие образуются благодаря воспитанию, описала акцентуации (психотипы) человеческого характера (эпилептоид, истероид, шизоид и т.д.) и объяснила, почему невозможно по желанию изменить свой психотип. Далее она раскрыла, как ведущая акцентуация характера отражается на поступках человека, в частности, влияет на стратегию нахождения в конфликтной ситуации. Особо спикер остановилась на поведении истероидов. Она привела кейс, в котором рассказывается про развод дамы-истероида, поставившей перед собой цель «в наказание» отобрать у мужа бизнес, и обсудила с участниками мероприятия возможные варианты поведения этой пары, а также действия медиатора.
Второй кейс повествовал про подчиненного, которого попросил уволиться его начальник, опасаясь более талантливого соперника, и дальнейшую месть этого подчиненного. В третьем кейсе рассказывалось про месть бывшего мужа, поджегшего машину экс-супруги.
«Удовлетворяя истинную мотивацию оппонента, медиатор старается не просто “развести людей по углам”, а способствовать тому, чтобы конфликт закончился раз и навсегда», – отметила Светлана Грунина, завершая анализ кейсов.
Евгения Черячукина в своем выступлении рассказала о трех направлениях деятельности медиатора, в которых ему необходим профайлинг. Первое – это медиативная практика, при которой ищется ответ на вопрос «Как?» (как убедить сторону войти в процедуру медиации; как коммуницировать со сторонами, не теряя нейтральности; как не выйти из медиации под влиянием эмоций). Спикер детально разобрала суть трех шагов – понять себя, подготовиться к медиации, работать со сторонами и представила участникам мероприятия отрывок из популярного художественного фильма – своего рода пример, «как не нужно вести себя в процедуре медиации».
Второе направление – это медиатор-переговорщик (как убедить сторону подписать контракт на моих условиях? Как не проигрывать в переговорах? Как наблюдать/фиксировать/предлагать?). Спикер также проанализировала три шага в этом направлении – подготовку к переговорам, их ведение, внутреннее состояние медиатора (работу с волнением). Комментируя суть второго направления, Евгения Черячукина также предложила слушателям видео «Как рождаются конфликты», доказывающее, что договориться можно в любой ситуации.
Третье направление касалось деятельности корпоративных медиаторов (как уволить/принять на работу? Как выстроить отношения в команде? Как взаимодействовать с собственником?). В рамках этого направления спикер также подробно остановилась на трех шагах: исходные данные, взаимодействие, внутреннее состояние.
После выступлений спикеры подробно отвечали на вопросы.
В заключение мероприятия Евгения Черячукина поблагодарила всех его участников и анонсировала следующее мероприятие, которое состоится 13 октября – в дату создания год назад Комитета МТПП по развитию медиации. Речь на мероприятии пойдет о трендах в медиации в 2025 году. Модератор предложила слушателям генерировать темы для мероприятий и обращаться с ними в Комитет.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы