23 декабря 2019 года в МТПП прошел Круглый стол на тему «Государство и предпринимательское сообщество: Институты и механизмы взаимодействия в XXI веке», организованный совместно с НИЦ Публичной политики и государственного управления Института общественных наук РАНХиГС при Президенте РФ и Национальной Гильдией Профессиональных Консультантов (НГПК).
Взаимодействие государства и предпринимательских сообществ в России выступает критическим фактором как выработки и реализации экономической политики страны, так и развития отечественного бизнеса. Исследование институтов и практик этого взаимодействия на фоне международных сравнений необходимо для формирования эффективно функционирующей модели взаимоотношений органов государственной власти с предпринимательскими сообществами, создание которой является условием повышения темпов экономического роста и комплексной модернизации страны в целом.
Целью проведения Круглого стола стал анализ институтов и механизмов взаимодействия государства с предпринимательскими сообществами в XXI веке, определение тенденций их развития и накопившихся проблем, представление зарубежного опыта и оценка российских перспектив в данной сфере.
В работе Круглого стола приняли участие представители крупнейших объединений предпринимателей России и г. Москвы, ученые и эксперты по вопросам государственного управления, взаимодействия государства и бизнеса, поддержки предпринимательства, развития предпринимательских сообществ в России и за рубежом. Также использовалась технология подключения по Скайпу, благодаря которой в работе Круглого стола смогли участвовать представители Израиля, Украины и ряда российских городов.
Вела заседание Председатель Комитета по консалтингу МТПП, Президент НГПК Лидия Чукина, в качестве со-модератора выступил ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте РФ, вице-президент НГПК Вячеслав Марача.
Первая часть мероприятия была посвящена представлению результатов научно-исследовательской работы, проведенной специалистами РАНХиГС при Президенте РФ в 2019 году в рамках выполнения государственного задания Правительства России по теме «Государство и предпринимательское сообщество: институты и механизмы взаимодействия в XXI веке (зарубежный опыт и российские перспективы)».
С основным докладом, который назывался «Институты и механизмы взаимодействия ассоциированного бизнеса и государственной власти в современной России» выступил ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте РФ, кандидат исторических наук Сергей Беспалов. В его презентации были охарактеризованы существующие в современном мире базовые концепции самоорганизации предпринимательского сообщества и взаимодействия бизнес-ассоциаций с государством, проанализированы особенности сложившейся в постсоветский период российской модели взаимодействия ассоциированного бизнеса с государственной властью, позволяющие рассматривать её как одну из разновидностей неокорпоративизма. Основное внимание в докладе было уделено ключевым проблемам взаимоотношений российских предпринимательских объединений с государством, среди которых: - множественность и параллелизм форматов взаимодействия; - низкий уровень институционализации взаимодействия, приводящий, в частности, к продолжительной блокировке диалога с бизнесом вследствие кадровых перестановок во властных структурах; - искажение и выхолащивание принятых в ходе диалога с бизнесом решений при подготовке решений государственными органами; - отсутствие эффективного механизма противодействия неправомерному давлению силовых структур на бизнес; - отсутствие мотивации к участию в деятельности бизнес-ассоциаций у значительного числа субъектов малого и среднего предпринимательства и т.д.
Второй доклад, который назывался «Взаимодействие инновационного бизнеса и государства с “организационной точки зрения”», представил Вячеслав Марача. Один из основных тезисов его доклада состоял в том, что если мы рассматриваем кластеры не как объекты, а как новый тип организации управления, то это требует нового качества государственного управления, перехода к его современным моделям. При этом в основании анализа форм организации инновационного процесса, в том числе кластерных, лежит та же теоретико-организационная схема, которая используется при типологизации моделей государственного управления: «иерархии – рынки – сети». Докладчик выдвинул следующую гипотезу: эта схема может выступать «общим знаменателем» для рассмотрения моделей государственного управления, организации инновационного бизнеса и взаимодействия бизнеса с государством. И для успешного взаимодействия модели государственного управления и организации инновационного бизнеса должны соответствовать друг другу, относясь к одному и тому же типу.
По мнению докладчика, внедрение новых моделей государственного управления в современной России происходит в условиях нерешенности задач предыдущего исторического этапа: российская бюрократия отягощена «постсоветскими» проблемами и поражена характерным для большинства развивающихся стран «традиционализмом» неформальных связей, личным и клановым патронажем на нижнем и среднем уровнях государственного аппарата. Коммуникация с населением и другими стейкхолдерами часто имеет формально-имитационный характер, при этом государство старается ограничиться «удобными» для себя партнерами по диалогу, а иногда даже создает их искусственно. А стратегические документы и решения, если и выносятся на общественное обсуждение, то обычно на финальной стадии их разработки, когда в них уже сложно что-либо поменять (подмена обсуждения по существу «всенародным одобрением»).
Говоря о состояния государственного управления в России, докладчик выделил три характерных подмены: диагностики проблем – «пиаром», содержательной постановки целей – определением целевых показателей, аналитики – инфографикой. Привлечение на государственную службу специалистов с высокой отраслевой специализацией и уникальными квалификациями ограничено недостаточной мотивацией, а доминирование «технократического» подхода к цифровизации сочетается с недооценкой роли человеческого фактора и механизмов неформальной коррекции властно-бюрократического неформального права: если раньше «строгость российских законов» хотя бы «компенсировалась необязательностью их исполнения», то в результате цифровизации мы рискуем столкнуться с тем, что эта спасительная неформальная компонента российских институтов будет «отрезана» и мы окажемся в ситуации, блестяще обыгранной в бессмертном фильме Георгия Данелии: «Тетку убрали – автомат поставили».
Один из разделов научно-исследовательской работы РАНХиГС при Президенте РФ был посвящен взаимодействию государства и предпринимательского сообщества в развитии удаленных (изолированных) территорий, и в частности, в Арктике. Данный аспект был раскрыт в презентации доцента РАНХиГС при Президенте РФ, эксперта Экспертного центра ПОРА (Проектный Офис Развития Арктики), кандидата химических наук Александра Воротникова. Его доклад назывался «Актуальные направления взаимодействия бизнеса и государства в Арктической зоне Российской Федерации». Докладчик выделил наиболее перспективные области взаимодействия государства и бизнеса в Арктике: развитие северного морского транспортного коридора и его портовой инфраструктуры, реализация инвестиционных проектов, связанных с созданием минерально-сырьевых центров, как на суше, так и на шельфе, формирование и развитие магистральной и энергетической инфраструктуры, а также развитие арктического туризма.
Докладчик акцентировал внимание на том, что использование новых инструментов, предложенных Экспертным центром ПОРА, а именно онлайн-платформы «Арктика 2035» и проведение в регионах Арктической зоны РФ стратегических сессий, посвященных региональной составляющей Стратегии развития Арктики до 2035 года, позволило сформировать тот перечень предложений, который необходим для развития Арктической зоны РФ. Перечень проектов уже доведен до Министерства по развитию Арктики и Дальнего Востока и прорабатывается им. По мнению Александра Воротникова, очень важно и актуально, что подобные «платформенные» решения уже активно используются как в научной практике, так и в государственном управлении.
Ярким моментом дискуссии, которая состоялась во второй части мероприятия, стало выступление руководителя Комитета по образованию Московской ассоциации предпринимателей, экс-советника генерального директора АК «АЛРОСА» Олега Молодцова, затронувшего такие актуальные вопросы, как государственная поддержка развития предпринимательства и его популяризация. Согласно исследованиям ВЦИОМ критически и одинаково важными агентами влияния на социально-экономическую жизнь страны, являются: - учителя, преподаватели, ученые; - госслужащие, чиновники; - предприниматели, бизнес. В настоящее время популяризация предпринимательства преимущественно проводится в виде: - просвещения, обучения основам предпринимательства; - информирования о мерах поддержки предпринимателей; - демонстрации успешных представителей бизнеса и успешных бизнесов. По мнению спикера, это необходимые элементы, но недостаточные. В популяризации предпринимательства отсутствует формирование в массовом сознании, как у рядовых, так и у руководящих граждан, понимания предпринимательства как критически важной компоненты социально-экономической жизни страны, отсутствует формирование уважительного, внимательного, бережного к нему отношения.
В связи с запуском Национального проекта «Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», появляется реальная возможность разработки механизмов, направленных на создание формально и психологически благоприятной среды, атмосферы для развития предпринимательства. Спикер пригласил экспертов-участников круглого стола войти в состав рабочей инициативной группы, которая создается при поддержке Департамента развития предпринимательства и инновациям Правительства г. Москвы. Цель работы группы – разработка и пилотное опробование подходов к популяризации предпринимательства в г. Москве как лидере развития социально-экономической жизни страны. Инициатива Олега Молодцова уже была поддержана Комитетом по консалтингу МТПП, объединениями: «Опора России» и Московская ассоциация предпринимателей. Участники круглого стола также поддержали инициативу и выразили заинтересованность в участии в рабочей группе, был сформирован первичный список. Анонсировано мероприятие на площадке МТПП в феврале 2020 года, посвящённое углублённому обсуждению вопросов популяризации предпринимательства. На мероприятие будут приглашены все стороны, заинтересованные в реализации пилотного проекта.
В дискуссии по теме круглого стола также приняли участие: Ольга Штемберг, Председатель Комитета МТПП по поддержке предпринимательства в сфере нового качества жизни и устойчивого развития; Владимир Юртеев, член Экспертного совета комитета Государственной думы ФС РФ по промышленности, член Комитета РСПП по промышленной политике; Любовь Битехтина, доктор философских наук, профессор, руководитель Издательства «Пересвет»; Александр Долженков, Советник общественного уполномоченного по взаимодействию с государственными и финансовыми службами в г. Москве (в САО), Государственный советник налоговой службы III ранга; Андрей Колесников, директор Аналитического консалтингового центра кафедры экономики инноваций экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова; Алексей Покровский, Руководитель практики медиации и переговоров Коллегии Адвокатов «Вердиктъ»; Алексей Москвич, эксперт по M&A и другие.
Участники Круглого стола предложили несколько тем для обсуждения на мероприятиях Комитета по консалтингу в 2020 году.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы