В Московской торгово-промышленной палате прошел круглый стол на тему «Симптомы, проблемы организации и управления: итоги консалтингового опыта».
Мероприятие было организовано Комитетом МТПП по консалтингу в партнёрстве с Национальной гильдией профессиональных консультантов и Центром инноваций и высоких технологий «КОНЦЕПТ».
Как отметила, открывая работу круглого стола, председатель Комитета МТПП по консалтингу Лидия Чукина, «эффективность работы любой организации зависит как от внешних, объективных факторов, на которые руководители в большинстве случае повлиять не могут, так и от внутренних, напрямую зависящих от профессионализма управленцев и персонала. Даже опытнейшему руководителю не всегда вовремя удаётся за незначительными на первый взгляд симптомами/сбоями/неполадками в работе усмотреть действительно критичную для него и организации проблему. Консультанты по управлению по роду занятий занимаются разрешением проблем клиентов, накопили огромный опыт, переведённый в уникальные знания». Глава общественной структуры МТПП представила участникам основного спикера мероприятия – директора Центра инноваций и высоких технологий «КОНЦЕПТ» Захирджана Кучкарова.
Поскольку в зале собрались специалисты, профессионально занимающиеся консультированием в сфере управления, эксперт предложил провести мероприятие в режиме «мозгового штурма» - сперва он представил презентацию, в которой осветил свое представление о том, что такое симптомы, по которым можно определить основные проблемы в компании. «В своим исследовании я относился к организации, как к организму. Проблемы существуют внутри его, а симптомы – снаружи». По аналогии с человеком спикер привел такой пример: если у ребенка появляется сыпь, мама часто начинает мазать её мазью, хотя проблема находится внутри и лечить её нужно другими методами. Захирджан Кучкаров сказал, что хотел бы составить аналог «Таблицы Брадиса» - когда, найдя в одной колонке симптом, а в другой – проблему, можно будет понять, какую систему управления консультанту стоит рекомендовать клиенту для решения этой проблемы.
Спикер систематизировал симптомы потери управляемости в компании, разделив их на несколько блоков, среди которых неуправляемость процессов, неуправляемость персонала, неуправляемость отношений с «внешней средой», неадекватность систем организационного управления, неадекватность организационной структуры. В каждом блоке были выделены основные характерные симптомы. В частности, о неуправляемости процессов говорят многочасовые совещания у руководства, результаты которых никого не удовлетворяют и не приводят к эффективным решениям. А на неуправляемость персонала указывают раздутые штаты, несоответствие квалификации должностям, неопределенность ответственности и т.д.
Основными методами, которыми собираются симптомы, эксперт назвал опрос руководства компании, а затем и сотрудников среднего и низшего звена. В ходе этих опросов выявляются нестыковки, недоговоренности, что позволяет, в том числе, определить основные симптомы «нездоровья организма» компании.
После презентации все участники поделились своим жизненным опытом и рассказали, какие симптомы они выявляют в ходе своей консалтинговой деятельности.
Помимо этого, речь шла об изменении структуры запросов, которые поступают сейчас консультантам. Многие эксперты отметили, что в условиях нестабильности и турбулентности экономической ситуации многие компании начинают урезать траты, которые они не считают первоочередными. Часто в эту статью попадают и консалтинговые услуги. Помимо этого, если еще пару лет назад основными запросами были цифровая трансформация бизнеса и условия, необходимые для масштабирования компании или перестройки бизнес-процессов, то сейчас все чаще предприниматели задаются вопросом: а имеет ли смысл вообще продолжать вести бизнес.
На следующем заседании Комитета предполагается обсудить с экспертным сообществом причины, по которым компания теряет управляемость или не показывает хорошие финансовые результаты. А затем уже, по мнению экспертов, можно будет рассмотреть способы решения проблем – то есть какие системы управления консультант может предложить клиенту в тех или иных случаях.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы.