29 апреля состоялась видеоконференция Комитета МТПП по вопросам страхования и подкомитета компаний-операторов ТО ТС на тему «Работа предприятий-операторов технического осмотра транспортных средств в условиях пандемии. Перспективы развития деятельности после переноса вступления в силу 122-ФЗ».
С обширным докладом о положении дел в отрасли выступил вновь назначенный председатель подкомитета операторов ТО ТС Валерий Еременко. Он рассказал, что проблемы в этой сфере начались давно – с принятием в июле 2011 года Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств…» (170-ФЗ), который вызвал много вопросов. Закон предусматривал значительное перераспределение функций предприятий, проводящих техосмотр, и их передачу в ведение Российского союза автостраховщиков (РСА). В апреле 2012 года Правительство Москвы установило тарифы для проведения техосмотра; в частности, на категорию М1 (легковые автомобили) цена была объявлена в размере 720 руб. и не менялась до сих пор. В том же году возникла проблема фиктивного ТО, который вплоть до нынешнего времени стал инструментом недобросовестной конкуренции. «С момента принятия закона №170-ФЗ операторы ТО были фактически предоставлены сами себе – их интересы никем не защищаются», – подчеркнул Еременко.
Через восемь лет, в июне 2019 г. был принят с нетерпением ожидаемый представителями отрасли Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№122-ФЗ), предусматривающий реформу техосмотра, в частности отмену сложившейся практики покупки диагностических карт вместе с полисом ОСАГО. Закон должен был вступить в силу с 8 июня 2020 года, однако, в связи с «коронавирусной» ситуацией (Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций») этот срок был перенесен почти на год – на 1 марта 2021 года (ст. 12 вышеупомянутого закона), а также изменена периодичность осуществления ТО – они становятся реже для многих категорий автомобилей (ст.9).
Также на период «коронавирусных» ограничений Центробанк рекомендовал страховым компаниям заключать договоры ОСАГО вообще без диагностических карт техосмотра автомобилей, – по мнению Валерия Еременко, это еще одно свидетельство «наплевательского отношения к проведению данной процедуры».
Участники конференции посетовали также на то, что в нынешней ситуации государство вообще забыло о пунктах ТО, не упомянув их в числе приоритетных организаций, которым необходимо работать в период «коронакризиса». «К примеру, мое предприятие имеет договор с комбинатом «Моссанавтотранс» о проведении ТО автомобилей «скорой помощи» – как я могу закрыться?» – недоумевает Еременко. По мнению участников видеоконференции, «забывчивость» чиновников, возможно, связана с тем, что ОКВЭД 71.20.5 «Технический осмотр автотранспортных средств» включен в далекий от «антикризисной передовой» раздел «M. Деятельность профессиональная, научная и техническая» и в него вообще забыли заглянуть.
По словам экс-главы «Союза предприятий ТО Москвы» Игоря Волчека, из-за свободной продажи диагностических карт 80% автомобилистов сегодня вообще не осуществляют техосмотр. В результате с момента принятия закона №170-ФЗ, то есть за девять минувших лет, количество пунктов проведения ТО резко сократилось, – сейчас их около 5000 по всей стране. В Москве их насчитывается 253, что катастрофически мало для огромного мегаполиса, – и из этого числа лишь около 30% оснащены современным оборудованием.
«Сегодня пункты ТО держатся на плаву за счет участия в тендерах, получения контрактов на обслуживание различных автопарков, прежде всего автопарков госпредприятий, а также обслуживания льготных категорий граждан, за которых правительство Москвы платит компенсацию... В результате нововведений закона №98-ФЗ и невступления в силу закона №122-ФЗ эти пункты вообще могут закрыться, что приведет к коллапсу», – предупреждает Волчек.
По его словам, до 2012 года ГИБДД публиковала статистику аварий, случившихся по причине технической неисправности, и только в первый год вступления в силу ФЗ-170 количество погибших по этой причине повысилось на 22%. Потом цифры публиковать перестали.
«Сегодня у нашей отрасли нет единой федеральной организации, государственной поддержки – а есть непонимание ситуации, – подытожил Волчек. – В связи с этим мы обратились в МТПП, чтобы она помогла нам объединиться в Москве, а потом можно будет говорить и об объединении предприятий отрасли в целом по России».
Принимающий участие в конференции вице-президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Мохте посоветовал присутствующим донести свои проблемы до президента МТПП Владимира Платонова, а затем до Штаба по защите бизнеса Москвы, возглавляемого мэром города Сергеем Собяниным. Руководство МТПП всегда внимательно контролирует судьбу обращений бизнесменов в органы власти, подчеркнул Мохте. Кроме того, сейчас, добавил он, МТПП активно собирает информацию по процедурам выхода различных отраслей бизнеса из режима самоизоляции после 11 мая нынешнего года. «Если уже есть понимание, как ваша отрасль будет входить в рабочий режим, какие решения необходимо принимать властям, чтобы бизнес снова мог эффективно заработать в новых условиях, поделитесь с нами своим видением, чтобы мы донесли его до руководства города, Роспотребнадзора или других органов власти» (соответствующее письмо с просьбой организовать обсуждение этих вопросов с представителями различных отраслей МТПП направила всем своим руководителям общественных структур).
В заключение видеоконференции председатель Комитета МТПП по вопросам страхования, исполнительный директор обособленного подразделения МТПП в Зеленограде Роман Липовой предложил ее участникам к 6 мая подготовить проект служебной записки на имя президента МТПП Владимира Платонова, включив в нее предложения о мерах поддержки, в том числе и финансовой, в которых нуждается отрасль операторов ТО, доработать обращение к мэру Москвы Сергею Собянину, а также рассмотреть сроки возврата пунктов ТО к полноценной работе по завершении «коронавирусного» кризиса. «МТПП обязана поддерживать бизнес и организовывать его диалог с органами власти, – подчеркнул Липовой. – Чем больше компаний будут объединены в вашу общественную структуру, тем легче доносить мнение отрасли до руководителей города и страны».Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы