20 августа 2013 в конференц-зале Московской торгово-промышленной палаты прошел круглый стол “Обсуждение нормативно-правовой базы для органического сельского хозяйства и рекомендаций по улучшению законопроекта «О производстве органической продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации”
В работе «Круглого стола» участвовали:
• Гаврилина Е. С. — Начальник отдела программ агропромышленного и лесного комплексов, недропользования и экологии представительства Правительства Тюменской области в органах государственной власти РФ
• Говорова Анна – Журналист издательство «Инфакс»
• Данилов А. Б. — профессор, руководитель Ассоциации междисциплинарной медицины и проекта «Экология мозга»
• Измайлов А.В. – ООО Био-ритм сублимация
• Любоведская А.М. – Директор по связям с общественностью Союза Органического земледелия
• Макаркин Д.С. — Учредитель компании ЭКОкультура, Член Правления Союза органического земледелия
• Маковлев А.Ю. — заместитель директора федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный экспертно-правовой центр агропромышленного комплекса»
• Малуев П. А. — руководитель пресс-офиса компании VITA media group, кандидат политических наук
• Никитин С.Н. – фермер
• Решетова О.В. – генеральный директор Агенство Креативных решений
• Чупилко Антон Владимирович — Московский Президент Клуб/Член Правления. Российский Совет по Экологическому Строительству
• Шикун Н.С. – помощник директора Президентского клуба
Представители МТПП и Комитета по развитию предпринимательства в АПК МТПП:
Матвейчева О.А. – куратор Комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК
Ким Л.В., Любоведский Я.М., М.Ю.. Осипов А. Ю., Медведева Т.В., Воробьев М.Ю. – члены комитета.
С приветственным словом к участникам заседания «Круглого стола» выступил Председатель комитета по развитию предпринимательства в АПК Ким Леонид Васильевич, который отметил актуальность заявленной темы для страны в целом и столичного региона в частности.
Есть ряд исследований, согласно которым, Россия после принятия соответствующих законов и стандартов, к 2020 году может занять до 10-15% мирового производства эко-продукции, все условия для этого у нас есть. У нас более 40 млн га сельхоз угодий не используются, огромные запасы пресной воды, других ресурсов. У нашей страны огромный потенциал. По нашим оценкам, если в самом ближайшем будущем будет принят хотя бы Национальный стандарт, в течение 3-5 лет будут сертифицированы более 10000 эко-производителей. Потенциал рынка органической продукции в России к 2020 году составит 300-400 млрд. рублей, экспортный потенциал составит примерно такую же цифру. Мировой рынок органической продукции стабильно и растет на протяжении 20 лет, это самый быстро растущий и устойчивый рынок среди материального производства. При объемах мирового рынка органики в 2020 году 200-250 млрд. $ Россия может занять по скромным подсчетам 10-15%.
В июне 2013 года Ульяновская область первая приняла региональный закон в сфере органического земледелия — «О поддержке производителей органических продуктов в Ульяновской области». Для начала будет компенсация 50 процентов затрат на сертификацию продукции. А производителям, которым будет присвоен статус «Органик-производитель» будет установлена налоговая ставка в размере ноль процентов по налогу на имущество организаций.
В настоящий момент министерство Сельского Хозяйства РФ на своем сайте опубликовало вторую редакцию законопроекта «О производстве органической продукциии внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации»
С докладом по второй редакции законопроекта «О производстве органической продукциии внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» выступил Любоведский Яков Михайлович. Любоведский Я.М. доложил о том, что законопроект, опубликованный на сайте Министерства Сельского Хозяйства РФ, который в настоящее время пишется группой депутатов РФ, содержит ряд существенных неточностей и ошибок, не проходил согласование с профессиональным сообществом, отраслевыми союзами (ассоциациями), в документе отсутствует взаимосвязь с реальным положением дел в органическом сельском хозяйстве.
С докладом «Зеленая экономика как Русская традиция» выступил Чупилко Антон Владимирович
Чупилко Антон Владимирович пригласил участников круглого стола и членов МТПП принять участие в октябрьской ЭкоКонференции, которая будет проводится Президентским клубом, а так же сделал доклад по традиционному укладу русских сельских хозяйств.
С докладом выступил Макаркина Д.С. с докладом «Органическое сельское хозяйство»
В ходе доклада Макаркин Дмитрий Сергеевич озвучил текущее состояние дел в Российской Федерации с органическим сельским хозяйством, а так же экономические, экологические и социальные преимущества развития экологического сельского хозяйства в РФ.
Участниками круглого стола сделаны предложения по развитию сертифицированного производства органической сельхозпродукции и ее реализации в Москве:
1) В целях совершенствования механизмов исполнения Федерального закона № 29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и Закона города Москвы №39 «О продовольственной безопасности города Москвы» при Комитете по развитию предпринимательства в АПК МТПП организовать Комиссию по обороту органической сельхозпродукции.
2) Для совершенствования координации заинтересованных сторон в развитии аграрного и сельского туризма, а так же для расширения деловых отношений в деле реализации государственной политики по вопросам развития внутреннего и въездного туризма при Комитете по развитию предпринимательства в АПК МТПП организовать Рабочую группу развитию аграрного и сельского туризма в Московском регионе.
3) С целью принятия единого понятийного аппарата в сфере органического сельского хозяйства в Москве и для содействия развитию систем сертификации предлагается на базе Московской торгово-промышленной палаты при участии членов Комитета по развитию предпринимательства в АПК МТПП, представителей Правительства города Москвы, организаций занимающихся сертификацией сельхозпродукции и продовольствия, а так же с участием профильных объединений разработать Московский стандарт качества для продукции органического сельского хозяйства.
4) Для повышения безопасности и качества продуктов питания в городе Москва Комитету по развитию предпринимательства в АПК МТПП просьба разработать и представить к обсуждению до конца октября этого года предложение по созданию добровольной системы сертификации органической продукции при Московской торгово-промышленной палате.
О принятии резолюции круглого стола.
С информацией по данному вопросу выступил Председатель рабочей группы по органическому сельскому хозяйству Комитета по развитию предпринимательства в АПК МТПП.
По итогам обсуждения вопросов круглого стола решено предложить меры по улучшению нормативно-правовой базы в сфере органического земледелия:
1) Для расширения деловых отношений в деле реализации государственной политики по вопросам развития производства и реализации экологически чистой продукции, подписать между Министерством сельского хозяйства РФ, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской обл., Департаментом торговли и услуг города Москвы и Московской Торгово-промышленной палатой Соглашение о взаимодействии.
2) Обратиться к Президенту, председателю правления Московской торгово-промышленной палаты М.В. Кузовлеву, с просьбой о направлении обращения в Министерство сельского хозяйства РФ и в Государственную думу РФ от лица Московской ТПП, с просьбой организовать рабочую группу по работе над нормативно-правовыми актами в сфере органического сельского хозяйства с просьбой включить в число участников представителей Комитета АПК МТПП.
3) Просить Московскую ТПП, в лице председателя правления Московской торгово-промышленной палаты М.В. Кузовлева, ходатайствовать Министерству сельского хозяйства РФ и Комитету Государственной Думы по аграрным вопросам о привлечь к разработке федерального законопроекта «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» руководителя агропромышленного комитета МТПП Л.В. Кима и Председателя комиссии агропромышленного комитета МТПП по вопросам органического сельского хозяйства Я.М. Любоведского.
Приложение: Тексты докладов участников круглого стола.
Приложение 1.
К протоколу №6 заседания круглого стола
“Обсуждение нормативно-правовой базы для органического сельского хозяйства и рекомендаций по улучшению законопроекта «О производстве органической продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации»”
Доклад Любоведского Я.М.
По второй редакции законопроекта «О производстве органической продукциии внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации»
Основные концептуально ошибочные положения в документе:
1) Отсутствует упоминания о признании международных требований к органической продукции. Законопроект не корреспондирует с международными нормами ведения органического сельского хозяйства. Все это ведет к изоляции российского законодательства в сфере органического земледелия и его полной недееспособности на мировом рынке органической продукции. Российский сельхозпроизводитель от получения статуса в своей национальной системе не получит возможности признания на мировом рынке и не сможет реализовать своего конкурентного преимущества. На территории России получат популярность системы сертификации других государств. Органическое сельское хозяйство будет развиваться по правилам, которые будут устанавливаться не в России и не для России. Россия обладает самыми большими ресурсами для органического сельского хозяйства в мире. Россия может стать лидерами мирового рынка органической продукции, диктовать свои правила игры, у России есть для этого возможности. Но предложенный закон отстраняет Россию от мирового рынка органической продукции.
2) Отсутствует понятие о сертификации, открытой и прозрачной процедуры, на основании которой присваивается статус — производство органической продукции. В органическом сельском хозяйстве многие критерии соответствия требованиям стандарта оцениваются экспертным путем и на основании качественных (а не измеряемых количественных) показателей. Важно, чтобы система сертификации была открыта и прозрачна для профессионального сообщества и потребителей, чтобы ее можно было контролировать, как это и происходит во всем мире.
4) В законе предлагается единоличный контроль за всеми процессами производства закрепить за Федеральным органом исполнительной власти. В России отсутствует образование в сфере органического сельского хозяйства, и нет необходимого количества компетентных специалистов ни в одном госоргане, потребуются переподготовка и новые должностные ставки. Это затратный путь, который требует от государства значительных финансовых и человеческих ресурсов. Более того, при единоличном контроле, когда есть возможность написать субъективное экспертное заключение, возникает благоприятная среда для коррупции. Централизация принятия решений приводит к потере регионами компетенции развивать органическое сельское хозяйство с учётом особенностей регионов. Подпадая под зависимость федерального центра создается система «узкого входа», что в конечном итоге создаст благоприятную коррупционная среду. Получить регистрацию производства и продукции будет проще тем, кто ближе к федеральному центру.
5) Отсутствует статья об участие профильных союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в развитии органического сельскохозяйственного производства. Все бремя развития огромного и нового сектора накладывается на бюджетные организации, оторванные от реального положения дел в органическом сельском хозяйстве. Развитие органического сельского хозяйства ограничится бюджетным финансированием государства, интересы реального сектора не будут учтены, развитие сектора будет существенно ограничено и заторможено.
6) Статья 14 законопроекта предлагает: «Приостановление производства органической продукции осуществляют уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти в установленном им порядке в случаях выявления нарушений в ведении органического производства и (или) установления его несоответствия требованиям, предъявляемым к условиям производства органической продукции». В законе есть порядок потери статуса органического производителя и полномочия останавливать производство при субъективной экспертной оценке госоргана абсолютно излишняя норма. Данная статья создает условия для коррупции и недобросовестной конкуренции. Статья 14 данного законопроекта откровенно демотивирует получать статус производителя органической продукции.
7) Статья 17 гласит: «Действие Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не распространяется на проведение контрольно- надзорных мероприятий в отношении производства органической продукции». Это ставит производителей экологически чистой, органической продукции в неравные условия с представителями традиционного производства продуктов питания и создает дополнительные механизмы давления на производителей органической продукции и для коррупции. Абсурдно лишать законных прав предпринимателей при осуществлении госконтроля за то, что они производят продукцию с повышенным уровнем качества.
В документе есть ряд грубых фактических ошибок. Отсутствуют статьи 8 и 10, есть две совершенно различные статьи под одинаковым номером 16. В части определении органической продукции, статья 2, пункт 6 предлагает признавать таковой продукцию вообще не содержащую органических компонентов, а «содержащие в своем составе не менее 95 % пищевых ингредиентов от массы всех ингредиентов».
Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2010 г. N 1873-р Об утверждении Основ государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 г: «Основными задачами государственной политики в области здорового питания являются: расширение отечественного производства основных видов продовольственного сырья, отвечающего современным требованиям качества и безопасности».
Доктрина продовольственной безопасности (Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120): «Основные задачи: устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны; обеспечение безопасности пищевых продуктов».
Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»: Ст.17 п. 3 «При изготовлении продуктов детского питания и продуктов диетического питания не допускается использовать продовольственное сырье, изготовленное с использованием кормовых добавок, стимуляторов роста животных (в том числе гормональных препаратов), отдельных видов лекарственных средств, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений».
2. Доклад Чупилко А.В.
«Зеленая экономика как Русская традиция»
Экологическое земледелие – исторически принадлежащая России тематика. Всю историю Россия являлась кормильцем окружающих стран и стран Европы и в настоящий момент – экологическое сельское хозяйство и возврат к истокам может выступать для России качественной национальной идеей. По сути, культура нашего народа – это и есть основы устойчивого развития и экологического земледелия.
Коллективное семейное ведение сельского хозяйства – это исторически сложившаяся естественная для российского народа форма жизни. Вспомните сказку про «Репку», когда и дед, и бабка, и внучка, и Жучка участвовали в сельском хозяйстве.
Только сохраняя биоразнообразие человеку возможно выжить, т.к. питаться хорошо и хорошими экологически чистыми продуктами – естественная потребность организма.
Россия находится сейчас в выигрышном положении, т.к. на протяжении последних 30 лет, сельское хозяйство в РФ сильно сократилось, земля отдохнула, химикатами и пестицидами ее не отравляли. Фактически у нас сейчас есть то, чего нет у всего остального мира – чистая земля и вода.
Летом Медведев Д.А. заявил что цель номер 1 для Российской Федерации – построение зеленой экономики. Это один из главных курсов, который выбрало мировое сообщество и Россия. Это новый этап развития глобальной экономики.
В настоящий момент даже Белый дом уже обставился солнечными батареями и США активно пооддерживает курс на в зеленые технологии.
Каждый житель Москвы имеет 6 соток, где он занимается органическим сельским хозяйством. В советское время половина москвичей кормилась со своих дачных хозяйств и нам следовало бы вернуться и модернизировать в том числе и этот путь насыщения рынка Москвы качественными продуктами питания.
3. Доклад Макаркина Д.С.
«Органическое сельское хозяйство.»
Сегодня органическое сельское хозяйство – мировой тренд, оно практикуется в 160 странах мира. В 84 стране действуют собственные законы об органическом земледелии, в десятках стран такие законопроекты разрабатываются.
Принятие нормативно-правовых актов и законов «Об органическом сельском хозяйстве» создаст благоприятные условия для ускоренного внедрения в практику сельского хозяйства России современных технологий информационно-аналитического обеспечения агроэкологической оптимизации земледелия, с получением высококачественной и экологически чистой сельхозпродукции, минимизации экологических и экономических рисков земледелия, создаст дополнительные механизмы реализации политики устойчивого развития сельских территорий.
Российская сельхозпродукция в фактических ценах в 2012 году в общей сумме составила – 3 трлн. 370 млрд. рублей.
В денежном выражении на личные подсобные хозяйства (сокр. ЛПХ) товарной сельхозпродукции в России производится на сумму не менее 1,850 трлн. рублей. Большая часть этой продукции производится натуральным путем. ЛПХ — сегодня основной сельхозпроизводитель России. Производственная база для развития органического сельского хозяйства у России на сегодня существует огромная.
По данным мониторинга Союза органического земледелия порядка 5% ЛПХ готовы в краткосрочной перспективе регистрироваться как юридическое лицо и платить налоги с предпринимательской деятельности, при легализации рынка экологически чистой продукции, когда на государственном уровне будут созданы условия для производства и реализации продукции органического земледелия. Таким образом, в ближайшие три года после принятия соответствующих нормативно-правовых и законодательных актов, принимая во внимание, что продукция органического земледелия имеет большую стоимость в сравнении с традиционной на 50%-100%, мы можем прогнозировать увеличения рынка экологически чистой сельхозпродукции более, чем на 100 млрд. рублей уже к 2018 году.
Потенциальный рынок реализации экологически чистой сельхозпродукции в России оценивается в 300-400 млрд. рублей к 2020 году. Объем экспортного рынка реализации производимой в России экологически чистой сельхозпродукции сильно зависит от международной конъюнктуры и активности государственной поддержки. Емкость экспортного рынка экологически чистой сельхозпродукции существенного превышает объем внутреннего рынка. По оценкам международных экспертов мировой рынок экологически чистой сельхозпродукции в 2020 году составит $200 – 250 млрд. У России уникальный экспортный потенциал на мировом рынке органического земледелия. Россия обладает колоссальными природными ресурсами для производства экологически чистой продукции (20% запасов пресной воды в мире, 9% пахотных земель планеты, 58% мировых запасов чернозема, 40 млн. Га залежных сельскохозяйственных земель, не получавших длительное время химизации). У России выгодное для производства и экспорта экологически чистой продукции географическое расположение. Соответственно, Россия на международном рынке экологически чистой сельхозпродукции уже в 2020 году способна занять более 15%.
Перевод в системах органического сельского хозяйства основной части традиционных отходов сельскохозяйственного производства в побочную продукцию и улучшение плодородия почв позволит дополнительно заработать еще 20-40 млрд. рублей.
Повышение в системах органического сельского хозяйства России удельной окупаемости ограниченно применяемых удобрений, мелиорантов и пестицидов до среднеевропейских нормативов позволит экономить от 30 до 100 млрд. руб. в год (при условии распространения систем органического сельского хозяйства на территорию от 10 до 30-35 % сельскохозяйственных земель).
В дополнение к интенсивному сельскому хозяйству в России необходимо развивать органическое сельское хозяйство. Оно может быть не только эффективным механизмом наращивания ВВП и экспорта для России в условиях ВТО. Главное, что органическое земледелие в России способно стать локомотивом развития и средством спасения от банкротства сотен тысяч мелких и средних форм сельхозпроизводителей. Мировая тридцатилетняя практика доказала, что органическое сельское хозяйство может развиваться в депрессивных регионах, при условии благоприятной экологии. ООН проводило исследования, согласно которым при реорганизации хозяйств с внедрением методов органического производства, продуктивность малых форм сельского хозяйства повышалась на 116%, а доходы фермеров увеличивались в 2-3 раза. Производственные процессы независимые от поставок удобрений, пестицидов, гербицидов, антибиотиков, гормонов роста и т.д. сделали сельские хозяйства менее зависимым от внешних экономических факторов. Увеличение доходов селян и сохранение здоровья почв, создавало благоприятные условия для устойчивого развития сельских территорий.
Повышение рентабельности достигается за счет более полного и экологически сбалансированного использования природных ресурсов, синэргизма действия биологических факторов восстановления плодородия почв, применения гибких («интеллектуальных») систем информационно-методического обеспечения агроэкологической оптимизации землепользования.
Стоимость реализации экологически чистой сельскохозяйственной продукции, как правило, в 1,2-2,0 раза выше стоимости реализации аналогичной продукции традиционного качества. Удельные затраты на производство в условиях России могут быть сопоставимы или выше в среднем на 10-40 %.
Принятие законодательства «Об органическом сельском хозяйстве» и внедрение современных технологий устойчивого земледелия позволит увеличить объем отечественного сельскохозяйственного товарооборота более чем на 15%, с импортозамещением высококачественной сельскохозяйственной продукции свыше 30% и качественным улучшением системы финансового обеспечения малого и среднего сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Развитие органического сельского хозяйства имеет ряд стратегических преимуществ для России – экономических, социальных, экологических.
Экономические выгоды:
• Увеличение ВВП РФ, за счет легализации органической продукции, произведенной в России, и перехода на производство высокомаржинальных продуктов питания с глубокой переработкой более, чем на 170 млрд. рублей в первые два года, после принятия Технического регламента на органическую продукцию,
• Увеличение конкурентоспособности российской сельхозпродукции в условиях ВТО,
• Увеличение доходов мелких и средних производителей, перешедших на стандарты органического земледелия, на 100-300%,
• Ввод в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель,
• Легализация сельскохозяйственных производителей органической продукции и увеличение налогооблагаемой базы,
• Органическое земледелие позволяет спасти от банкротства и развивать малый и средний бизнес в сельской местности, способствует созданию и продвижению региональных марок качества,
• Укрепление экономических позиций России на мировом рынке продовольствия, получение новой сферы влияния,
• Улучшение международного имиджа и инвестиционного климата России за счет развития «зеленой экономики». Создание условий для притока инвестиций. Готовность к сотрудничеству в сфере органического земледелия выражают Германия, Дания.
Социальные выгоды:
• Повышение уровня и качества жизни на селе и, как следствие, снижение социальной напряжённости на сельских и периферийных территориях,
• Снижение оттока населения из села и стимулирование миграции в сельские территории профессиональных специалистов,
• Повышение пищевой ценности продуктов питания, улучшение качества питания населения и снижение алиментарно-зависимых заболеваний граждан РФ. (По данным НИИ питания РАМН 30-50% заболеваний россиян связано с нарушениями питания, что приносит ежегодный экономический ущерб бюджету России в 3,9-7,5 млрд. рублей)
• Создание условий для выполнения Доктрины продовольственной безопасности, Закона «о качестве и безопасности пищевых продуктов»,
• Защита интересов тех, кто по состоянию здоровья или показаниям вынужден питаться экологически чистыми продуктами питания (беременные, кормящие мамы, дети, аллергики (30% населения РФ).
Экологические выгоды:
• Защита и сохранение почв от эрозии, опустынивания, засоления,
• Защита водных ресурсов, почв, воздуха от загрязнения химикатами. Затраты на охрану и рациональное использование водных ресурсов по сельскому хозяйству, охоте и лесному хозяйству в 2010 году составили 628 млн. рублей (Росстат),
• Увеличение биоразнообразия,
• Снижение энергии, затрачиваемой на 1га обрабатываемой земли в 2,85 раза,
• Снижение выбросов парниковых газов на 30-50% по сравнению с интенсивным сельским хозяйством,
• Уменьшение потребления пресной воды при сельхозпроизводстве на 35%.
Развитие органического сельского хозяйства внесет весомый вклад в общее дело создания богатой, благополучной и процветающей России.
Производство органической сельхозпродукции учитывает множество интересов в Российском обществе и согласуется с рядом важных государственных документов: