Гильдия предприятий торговли и услуг при МТПП совместно с ООО «Бридж Групп» провели вебинар «Корпоративная отчетность в срок: как оптимизировать процесс без потери качества».
«Подготовка отчётности – это громоздкий процесс, часто наработанный в компании годами, - заявила спикер мероприятия, партнер по налоговому консультированию и бизнес-анализу ООО «Бридж Групп» Екатерина Васенкова. - Оптимизация этого процесса – это всегда выход из зоны комфорта. Многие руководители об этом думают, но ошибочно считают, что автоматизацию процессов может позволить себе только крупная компания, что это – дорого и сложно. Но это не так».
Эксперт напомнила, что быстрая отчётность пришла к нам из международной практики. Как известно, в России годовую бухгалтерско-финансовую отчётность нужно сдавать до 31 марта следующего года. Компании, которые задействованы во внешнеэкономической деятельности, знают, что в других странах требования к оформлению отчётности гораздо строже – отчёты готовятся в течение 3-7 дней. Очень часто не обязательно оптимизировать сразу весь процесс подготовки отчётности, можно это делать по частям. Екатерина Васенкова привела пример из своей работы, когда в компании бонусы сотрудникам считались вручную и занимало это 2-3 дня. После грамотного использования программных методов на это стало уходить 10 минут.
«Отчётность – это зеркало, в котором руководитель видит свой бизнес», - подчеркнула спикер. В подготовке отчетов задействованы все подразделения и отражены все бизнес-процессы. А в процессе оптимизации появляется возможность проанализировать все этапы, исключить лишние. При этом, по словам Екатерины Васенковой, не существует универсального решения для оптимизации формирования отчётности: «даже если вы знаете похожую компанию, аналогичного профиля, примерно с таким же числом работников , у которой автоматизирован процесс подготовки отчётности, совершенно не факт, что их решение подойдет для вашего бизнеса», - подчеркнула спикер. Она рассказала о способах оптимизации бизнес-процессов, разработке и утверждении графика по закрытию отчётного периода. «Создание графика – очень трудоёмкая задача, но решив её единожды, компания облегчит свою дальнейшую работу», - заявила эксперт.
После разработки графика эксперт порекомендовала на его основе разработать регламент: «Это – рабочий документ, практически Библия», - подчеркнула она. Благодаря регламенту можно выстроить полное взаимопонимание в подразделениях, поскольку каждый сотрудник должен знать свои обязанности, каждый должен работать по правилам, утвержденным регламентом.
Но как понять, нужно ли в вашей компании оптимизировать процесс подготовки отчётности? Екатерина Васенкова привела признаки, которые показывают, что необходимость назрела: увеличение объема операций в бухгалтерском и налоговом учёте, связанная с ростом бизнеса; изменение бизнес-модели; большое количество ошибок; зависимость от ручных процессов; высокая текучесть кадров. При этом, если пытаться провести оптимизацию своими силами, то можно столкнуться с рядом «подводных камней»: неверной постановкой целей и расстановкой приоритетов, использованием интуиции для принятия решений, привлечением топ-менеджмента к проекту, внедрением готовых решений, экономией на специалистах. Поэтому, по словам спикера, даже небольшой компании лучше обратиться к специалистам, которые имеют опыт в разработке решений под конкретные запросы, умеют анализировать бизнес-процессы и находить оптимальные решения.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы