МТПП провела вебинар на тему: «Логистические и таможенные ограничения для российских грузов в ЕС в условиях кризиса» – информационное мероприятие для столичных предпринимателей, занятых в сфере двусторонней торговли с ЕС.
«Сложившаяся сегодня ситуация не имеет прецедентов, к которым мы могли бы обратиться, и практики, которую могли бы использовать, – констатировал, открывая мероприятие, его модератор – вице-президент МТПП Сурен Варданян. – Серьезные проблемы, возникшие в логистике, бьют по всем цепочкам поставок. Ограничительные меры – как санкционные, так и чисто административные – введены коллегами из европейских стран в отношении наших компаний. Сегодня российские компании находятся на развилке: с одной стороны, они должны соблюдать правила работы на рынке и понимать риски тех или иных действий, а с другой, – должны ухитриться сохранить свой бизнес и продолжить его развитие». Сурен Варданян высказал предположение, что системе отношений, которая будет выстроена в ближайшее время, предстоит работать, по меньшей мере, еще несколько лет – вплоть до восстановления общей ситуации.
«Россия, по своей сути, является грандиозным логистическим хабом с грандиозными возможностями развития логистики и транспортировки – эту территорию не так-то просто вычеркнуть из маршрутов поставок», – заявил Сурен Варданян. По его словам, сегодняшний вебинар – стартовое мероприятие, и разговор о логистике в новых условиях предстоит продолжить – в том числе и на основе предложений и вопросов, присланных слушателями.
Заместитель коммерческого директора OOО «Карго Модуль» (г. Екатеринбург) Любовь Новоселова рассказала о
текущих условиях по оформлению грузов на российской таможне и таможнях ЕС. По импорту у России ограничений не введено, у ЕС в настоящее время действует четыре пакета санкций в отношении товаров, следующих в Россию. Спикер объяснила, какие сведения необходимо дополнительно подтверждать, если товар внесен в санкционные списки. «Каждый груз проверяется индивидуально и досматривается вручную. Дополнительное согласование с таможенными органами ЕС занимает много времени – например, на литовской таможне до трех недель – поэтому сроки транзита увеличились», – отметила она. За простои на границе в итоге платит конечных получатель. Спикер также познакомила слушателей с введенными Россией ограничениями, касающимися экспорта товаров с ее территории, и рассказала о сложностях с авиационными перевозками.
Генеральный директор «Совтрансавто Дойчланд ГмбХ» (г. Кельн, Германия) Александр Кравцов познакомил слушателей вебинара с актуальной ситуацией в области транзита коммерческих грузов между Россией и ЕС. Он рассказал, какие транзитные линии сейчас закрыты, а также подтвердил слова предыдущего докладчика об ужесточении досмотра грузов, следующих в Россию и из нее, на европейских границах. По сравнению с январем нынешнего года стоимость доставки товара возросла в 2-3 раза, сообщил спикер. Он также отметил, что Европа собирается искать варианты замены российского экспорта по многим позициям.
Руководитель отдела торговли и контрактной логистики ГК Asstra Traffic AG в России (г. Санкт-Петербург) Татьяна Гаевская сделала доклад на тему «Россия-ЕС: что следует учитывать предпринимателям при планировании поставок?» Она отметила, что многое на таможнях ЕС происходит сейчас «в ручном режиме» и многие таможенные брокеры «трактуют коды и санкции по-разному»; рассказала о сложностях с оформлением грузов в Европе и с зачислением платежей из России в европейских банках; указала примеры ставок и сроков доставки FTL (Full Truck Load – способ автомобильной грузоперевозки, при котором в транспорте находится груз только одного клиента). Спикер также подробно осветила процесс таможенного оформления поставки груза в Российскую Федерацию (комплект документов на импорт). В заключение она рассказала о сложностях с оплатой товара, коммуникаций с поставщиками и поисками новых маршрутов (в частности, об особенностях сотрудничества с Казахстаном).
В заключение мероприятия спикеры ответили на многочисленные вопросы слушателей. Сурен Варданян, в частности, разъяснил процедуру выдачи экспортерам сертификата СТ-1, подтверждающего страну происхождения товара (выдается рядом региональных торгово-промышленных палат, в том числе и Московской). Он поблагодарил докладчиков и слушателей семинара, выразил намерение продолжать обсуждение этой важной темы и еще раз призвал обращаться в МТПП с вопросами и предложениями.