16 июля Комитет МТПП по комплексной безопасности провел онлайн-конференцию «Особенности управления городской мобильностью в современных условиях».
Заместитель председателя Комитета МТПП по комплексной безопасности Владимир Балановский, открывая мероприятие, отметил, что отличительной чертой управления городской мобильностью в современных условиях является транспортная безопасность. Она имеет много аспектов (Федеральный Закон «О транспортной безопасности» N 16-ФЗ был принят в феврале 2007 г.), в частности, антитеррористический. Спикер подчеркнул, что этот аспект недостаточно учитывается на стадии проектирования того или иного объекта. Между тем при несанкционированном проникновении в транспортную сеть нередко возникают аварийные ситуации. Особого внимания эта проблема в Московском регионе требует при создании транспортно-пересадочных узлов.
Модератор мероприятия – программный директор Форума «Технологии безопасности» Нина Николаева рассказала о понятии «устойчивая мобильность», влиянии на нее коронакризиса, развитии новых средств мобильности (электросамокаты, моноколеса и т.д.). «Нам есть, о чем вести серьезный разговор с экспертами отрасли», – подчеркнула она.
В мире заметна тенденция смещения городского передвижения в сторону новой мобильности, которая нуждается в развитии процесса транспортного моделирования, считает руководитель сектора транспортной аналитики ГАУ «Институт Генплана Москвы» Олег Васильев. В развитых странах растет доля электромобилей – в частности, Великобритания планирует полностью отказаться от бензиновых автомобилей к 2030 г., подобные планы есть во Франции и некоторых штатах США. В городах некоторых стран есть планы полностью заменить автобусы электробусами. Однако переход на более экологичные виды транспорта, в свою очередь, ставит множество задач – в частности, расчет энергетической нагрузки, размещение заправочных электростанций (100%-ная зарядка электромобиля составляет 7 часов) и т.д. Необходима выработка специальной концепции электротранспорта, которая будет включать в себя вопросы экономики, обеспечения электроэнергией, владения, распределения и утилизации этого вида средств, считает докладчик. Далее он рассказал о четырехшаговой модели развития «новой мобильности» и о том, в каких элементах расчета она нуждается.
Научный руководитель Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ) Вадим Донченко рассуждал о транспортных проблемах современных городов и поиске их «устойчивых» решений. Урбанизация идет во всем мире, напомнил он, в частности, в России в городах живет уже около 80% населения. С 2008 г. в нашей стране непрерывно увеличивается число жителей в крупных городах, а вокруг крупнейших формируются городские агломерации. Урбанизация и автомобилизация – это серьезный вызов устойчивости транспортных систем, подчеркивает спикер. Порой недостаточное развитие системы общественного транспорта и низкое качество его услуг ведут к росту числа личных автомобилей. Положение усугубляет и непродуманная градостроительная политика – в результате город становится малопригодным для жизни. Негативные последствия автомобилизации – транспортные заторы, рост выбросов и заболеваемости населения, рост дорожно-транспортной аварийности, некомпенсируемое разрушение автодорог и т.д. Далее спикер рассказал о факторах, определяющих устойчивость транспортной системы и путях сокращения использования личного автомобиля в городах в контексте создания устойчивых транспортных систем. Спикер подчеркнул: главное – не мобильность, а доступность и раскрыл разницу между этими понятиями. Далее он описал три подхода к рассмотрению, оценке и планированию транспортных систем, рассказал о том, как на мобильность и доступность влияют модели землепользования. Обеспечение доступности городской среды, подчеркнул он, может рассматриваться в качестве одного из ключевых направлений устойчивого развития городских транспортных систем в контексте реализации принципов «a-s-i» («избегай – сдвигай – улучшай»).
Директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов посвятил свое выступление вопросам формирования маршрутной сети городского пассажирского транспорта общего пользования на основе территориального анализа транспортного спроса. Он рассказал об особенностях построения модели транспортного спроса на основе 15 слоев транспортного спроса, дал визуальное представление транспортного спроса на территории города, указав, что наибольшую транспортную зависимость имеет территория в центре, описал принципы поиска потенциальных коридоров для движения транспорта большой провозной способности, объяснил, как рассчитать среднюю длину транспортного пути (например, трамвайной линии) в современном городе; дал экономическое обоснование целесообразности организации движения транспорта большой провозной способности на примере г. Перми.
Заместитель директора Ассоциации содействию развития транспортной отрасли «Транспортная Ассоциация Московской агломерации» («ТАМА») Радион Айриев посвятил свое выступление проблемам регулирования использования средств индивидуальной мобильности – гироскутеров, электросамокатов и т.д. Какой статус приобретает участник дорожного движения в этом случае? Он рассказал о мерах, предлагаемых Ассоциацией «ТАМА» на уровне улично-дорожной сети, в подземных пешеходных переходах, на тротуарах с высокой интенсивностью пешеходного потока и в парковых зонах; о требованиях к компаниям, сдающим эти средства индивидуальной мобильности в прокат (аренду), а также о глобальных требованиях к регулированию цифровой мобильности.
Директор «Центра развития городской среды» (г. Южно-Сахалинск) Василий Вишневский поделился опытом комплексного подхода к созданию велосипедной инфраструктуры в этом городе. Он рассказал, какую пользу приносит велосипедная езда человеческому организму, напомнил участникам мероприятия нормы ФЗ «Об организации дорожного движения в РФ» и других нормативных актов, касающиеся велосипедистов. Он также сообщил о принятии Общеевропейского генерального плана стимулирования велосипедного движения, предписывающего принять национальный план велосипедизации каждой стране, и других общеевропейских документах – и поделился опытом успешной работы по созданию велоинфраструктуры в Южно-Сахалинске (долгосрочные, оперативные и упорядоченные мероприятия), невзирая на продолжительные и снежные зимы. По его словам, условия для движения велосипедистов включаются в новые проекты ремонта улиц. В разработку велоинфраструктуры, служащей основой трансформации городской среды, активно вовлекаются бизнесмены и дети. В городе запущен первый в России велоагрегатор, осуществляется мониторинг велотранспорта, принимаются активные «велостимулирующие» программы. В среднем на «велосипедизацию» города уходит 5-15 лет. «Крутите педали и будьте здоровы!» – пожелал слушателям спикер.
В заключение участники мероприятия ответили на многочисленные вопросы слушателей. Модератор конференции Нина Николаева сделала анонс предстоящих мероприятий. В свою очередь, Владимир Балановский отметил, что начатая тема безопасности будет продолжена в ходе других мероприятий, а поднятые вопросы будут обсуждаться и решаться на базе МТПП, Совета Федерации и Комиссии по технической безопасности РАН.