Основной целью встречи было обсуждение наиболее острых вопросов и трудностей, возникающих у представителей бизнеса, предпринимателей различного уровня, связанных с реализацией требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В числе главных задач для бизнеса были обозначены необходимость правильного понимания норм закона и работа над успешным взаимодействием с кредитными организациями по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Руководитель по противодействию легализации доходов и финансированию экстремизма ПАО «ВымпелКом» Сергей Пляскин разъяснил участникам «круглого стола», на какие положения 115-ФЗ следует обращать особое внимание в рамках повседневной деятельности предприятия:
- ст. 6.1 «Обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах»;
- ст. 7 «Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».
В части исполнения данного закона кредитные организации могут запрашивать идентификационные сведения и их регулярное обновление, сведения, подтверждающие легитимность операций с денежными средствами.
В целях реализации норм данного закона организациям следует, как минимум, выстраивать эффективный процесс контроля и документооборота, в частности, обеспечить наличие обосновывающих документов по сделкам, присутствие в штате сотрудников, обладающих навыками правовой экспертизы.
Начальник Управления финансового мониторинга АО «Реалист Банк» Михаил Каратаев продолжил разъяснять слушателям о действиях регулятора в области реализации мер по противодействию легализации денежных средств, пояснив, за какими секторами экономики осуществляется повышенный надзор со стороны кредитных организаций и ЦБ:
• строительная отрасль – 38% теневой доли,
• торговля (включая услуги таможни) – 25%,
• услуги – 21%,
• производство-15%;
также
• расход бюджетных средств;
• платежи, связанные с гособоронзаказами;
• потоки государственных средств.
Банк России обязывает национальные банки тщательно следить за процессом вывода за рубеж денежных средств, наибольший объем в котором занимает авансирование импорта товаров (8 млрд руб., или 42%).
Также под мониторинг попадают платежи публичных должностных лиц и физических лиц, и те организации, у которых ведение бизнеса связано с высоким уровнем «налички». При этом банки предпочитают «перестраховаться» с объемом запрашиваемых сведений у своих клиентов, чтобы не вызвать нареканий со стороны ЦБ.
В случае недостаточных обоснований, полученных от клиентов, банки могут накладывать такие ограничения, как блокировка счета, приостановка операций, отказ в дистанционно-банковском обслуживании.
Для избежания неприятных ситуаций организациям рекомендовано отдавать приоритет безналичным платежам, раскрывать полную информацию о назначении платежа, своевременно информировать банк об изменениях, происшедших в ЕГРЮЛ и ЕГРИЛ, и т.д , а в случае несогласия можно направить жалобу в Межведомственную комиссию (МВК) при Банке России.
Была затронута тема о платформе «Знай своего клиента!», на которой ведется градация клиентов по уровню риска. По словам спикера, законопроект о внедрении этой платформы в России внесен в Государственную Думу в феврале нынешнего года и уже прошел в ней второе чтение. С 1 декабря платформа внедрена в ряде субъектов РФ в пилотном режиме.
В заключении предприниматель-эксперт Денис Мартынюк рекомендовал предприятиям следующие меры по минимизации рисков диалога с банками:
- знать минимальный набор законодательных актов в части осуществления платежей;
- иметь ответственного сотрудника за взаимодействие с банками;
- проводить обучение сотрудников (что можно отнести к расходам по налогу на прибыль);
- осуществлять мониторинг контрагентов;
- повышать компетенции комплаенс служб по части налогов и взаимодействия с банками.
В заключении «круглого стола» докладчики ответили на вопросы слушателей.