Работодатели и педагоги обсудили взаимные претензии
Работодатели и педагоги обсудили взаимные претензии
Описание
Вчера в Московской торгово-промышленной палате за круглым столом встретились две группы экспертов. Одни представляли рынок труда, другие - систему образования в лице московских вузов и колледжей. Не сказать, что они находились по разные стороны баррикад, но их многолетние претензии друг к другу понятны. Как в известном примере про курицу или яйцо, бесполезно выяснять, что первично: образовательные программы или реальные требования рынка труда. Что является следствием чего? Соломоново решение предлагается в виде нового понятия - профессионального стандарта.
Эксперты обсудили образовательные программы и профстандарты. Это разные вещи. Переведем понятия с официозного языка на более понятный. Каждый читающий эти строки может спросить себя: а работаю ли я по своей специальности? И если работаю, то насколько полезными оказались именно институтские знания, а не практический опыт? Поскольку ответы на эти вопросы "чуть-чуть" расходятся с идеальными представлениями об образовании, эксперты с обеих сторон и встретились лицом к лицу. Открывая встречу, президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов напомнил, что еще в советские времена был удачный пример соответствия системы образования тем требованиям, которые предъявляли работодатели. - Но сейчас времена, конечно, другие - продолжил Платонов. - Можно посмотреть на опыт Франции, где предприниматели в рамках таких же промышленных палат принимают ключевые решения по стандартам образования. У нас пока все не так просто. По словам заместителя руководителя Центра профессионального образования Федерального института развития образования Аллы Факторович, профессиональные стандарты обсуждаются в нашей стране уже 20 лет.
- Описание профессий и ранее существовавшие классификаторы уже не соответствуют реальности, - сказала она. - Новые профстандарты предъявляют требования уже не к конкретному специалисту - выпускнику вуза, а к каждой отрасли. В изменениях не было бы необходимости, если бы работодатели не были настолько недовольны качеством подготовки в вузах и колледжах.
Сейчас существует уже 839 стандартов, по количеству отраслей деятельности. В ближайшие годы их число возрастет до 1130.
В мае 2015 года уже были внесены изменения в Закон "Об образовании". Теперь образовательные программы необходимо приводить в соответствие с новыми профессиональными стандартами.
Правда, дело это очень громоздкое. Вузы и колледжи тревожатся. Популярный вопрос - будет ли профстандарт опережать свое время. Ведь его принимают сейчас, а первые выпускники по новым канонам придут на рынок труда лет через пять. В ответ - заверения о том, что уже были прецеденты, когда вуз смог откорректировать профстандарт после анализа. Так что в споре непримиримых участников все же родилась истина. На это в будущем и рассчитывают эксперты.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
ЕКАТЕРИНА КАМЕНЕВА, ПРОРЕКТОР ПО МАГИСТРАТУРЕ И АСПИРАНТУРЕ ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ
Наш университет прошел процедуру профессионально-общественной аккредитации. Это и есть вопрос соответствия новым требованиям. Было сложно. Многим сотрудникам трудно развернуть сознание в другую сторону - к профстандартам. Но это один из источников для нашей образовательной программы.
Источник
Эксперты обсудили образовательные программы и профстандарты. Это разные вещи. Переведем понятия с официозного языка на более понятный. Каждый читающий эти строки может спросить себя: а работаю ли я по своей специальности? И если работаю, то насколько полезными оказались именно институтские знания, а не практический опыт? Поскольку ответы на эти вопросы "чуть-чуть" расходятся с идеальными представлениями об образовании, эксперты с обеих сторон и встретились лицом к лицу. Открывая встречу, президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов напомнил, что еще в советские времена был удачный пример соответствия системы образования тем требованиям, которые предъявляли работодатели. - Но сейчас времена, конечно, другие - продолжил Платонов. - Можно посмотреть на опыт Франции, где предприниматели в рамках таких же промышленных палат принимают ключевые решения по стандартам образования. У нас пока все не так просто. По словам заместителя руководителя Центра профессионального образования Федерального института развития образования Аллы Факторович, профессиональные стандарты обсуждаются в нашей стране уже 20 лет.
- Описание профессий и ранее существовавшие классификаторы уже не соответствуют реальности, - сказала она. - Новые профстандарты предъявляют требования уже не к конкретному специалисту - выпускнику вуза, а к каждой отрасли. В изменениях не было бы необходимости, если бы работодатели не были настолько недовольны качеством подготовки в вузах и колледжах.
Сейчас существует уже 839 стандартов, по количеству отраслей деятельности. В ближайшие годы их число возрастет до 1130.
В мае 2015 года уже были внесены изменения в Закон "Об образовании". Теперь образовательные программы необходимо приводить в соответствие с новыми профессиональными стандартами.
Правда, дело это очень громоздкое. Вузы и колледжи тревожатся. Популярный вопрос - будет ли профстандарт опережать свое время. Ведь его принимают сейчас, а первые выпускники по новым канонам придут на рынок труда лет через пять. В ответ - заверения о том, что уже были прецеденты, когда вуз смог откорректировать профстандарт после анализа. Так что в споре непримиримых участников все же родилась истина. На это в будущем и рассчитывают эксперты.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
ЕКАТЕРИНА КАМЕНЕВА, ПРОРЕКТОР ПО МАГИСТРАТУРЕ И АСПИРАНТУРЕ ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ
Наш университет прошел процедуру профессионально-общественной аккредитации. Это и есть вопрос соответствия новым требованиям. Было сложно. Многим сотрудникам трудно развернуть сознание в другую сторону - к профстандартам. Но это один из источников для нашей образовательной программы.
Источник