Опасные связи
Опасные связи
Описание
Третья международная конференция, приуроченная к Международному дню борьбы с коррупцией, прошла довольно динамично. Обсуждение темы, которая сегодня является, пожалуй, самой актуальной в сфере закупок и торгов, не прекращалось даже во время перерыва.
ГОРОДСКОЙ ЗАКАЗ - ДВИГАТЕЛЬ БИЗНЕСА
Михаил Кузовлев, председатель правления Московской торгово-промышленной палаты, во время общения с прессой отметил, что Правительство Москвы много делает, для того чтобы городской заказ стал двигателем бизнеса и предприниматели могли принимать участие в его исполнении.
- Конечно, не все так гладко, как мы хотели бы, так как процедуры по ФЗ-44 и ФЗ-223 требуют усовершенствования.
Сегодня коллеги из Счетной палаты показали, насколько выше конкуренция при исполнении заказа по ФЗ-44 и насколько она ниже по ФЗ-223, а коллеги по антимонопольному комитету подняли вопрос об увеличении числа аукционов в электронной форме. Но в этом случае все зависит от профессионализма и ответственности тех, кто принимает участие в конкурсах. Тут важную роль может сыграть общественный контроль - это окно возможностей, которое открывает госзаказ. Очень важно наряду с обеспечением прозрачности создать каталог товаров и услуг, которые государство собирается закупать, чтобы было понятно, каковы требования к качеству поставляемых товаров, - предложил Михаил Кузовлев, добавив, что Торгово-промышленная палата имеет большие технологические отделы, которые могут помочь в формировании стандартов качества.
Кроме того, в ТПП есть свой список надежных предприятий, который можно использовать в качестве реестра добросовестных поставщиков в госзаказе.
НИЗКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРПОРАТИВНЫХ ЗАКУПОК
Тему коррупционных рисков и пресечения нарушений в системе государственных и корпоративных закупок во время пресс-подхода продолжил аудитор Счетной палаты России Максим Рохмистров, сделав акцент на сокращении рисков в системе закупок в рамках федеральной контрактной системы (ФЗ-44). Он уверен, что с 1 января 2016 года с запуском Единой информационной системы российские закупки станут самыми прозрачными в мире. При этом чиновник выступил с критикой работы госкомпаний по ФЗ-223, отметив низкую эффективность их закупок и высокие коррупционные риски.
- Федеральный закон № 44-ФЗ очень удобен для бизнеса, потому что он регламентирует правила игры и позволяет выявлять все нарушения. Сейчас это лучшая в мире система контроля за госзакупками. Что касается Федерального закона № 223-ФЗ, то необходимо отметить несколько моментов, которые влияют на его эффективность. Во-первых, много вопросов возникает к так называемым корпоративным закупкам. В свое время они были приняты на успешных предприятиях, которые тратили заработанные деньги на то, чтобы сделать свою работу еще эффективнее, но сегодня, как показывает контроль, они тратят бюджетные деньги, а отдача их использования очень мала. Как следствие этого - низкая экономия и коррупционные риски. Во-вторых, положение о закупках у многих компаний не содержит такой нормы, как отсутствие конфликта интересов. На торгах могут находиться компании практически с одинаковым квалификационным уровнем, но побеждают участники с гораздо большим ценовым предложением, и объяснений, почему это сделано, нет, - рассказал журналистам Максим Рохмистров.
Он отметил, что на самом деле доля участия малого и среднего бизнеса, о котором сегодня все говорят, тоже вызывает сомнения, потому что прямых контрактов нет, а система отчета по привлечению СМП на уровне субподряда тоже весьма сомнительна.
- Кроме того, нами выявлен факт размещения недостоверной информации на сайте zakupki.gov.ru, в связи с чем у нас не было возможности сделать мониторинг по ФЗ-223, - отметил чиновник и в качестве примера привел закупку дизельного топлива по цене 234 млн руб. за один литр. - Такая информация, попадая в систему, искажает весь процесс контроля в рамках ФЗ-223. Этими данными мы поделились с Федеральным казначейством, а также с другими контролирующими органами. Надеюсь, приведение в норму Федерального закона № 223-ФЗ станет драйвером развития отечественной экономики, - заключил Максим Рохмистров.
ВСЕ ПРОЦЕССЫ ТОРГОВ СТАНУТ МАКСИМАЛЬНО ПУБЛИЧНЫМИ
Вторую часть пленарного заседания конференции "Власть и бизнес против коррупции" открыл директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России Максим Чемерисов. Он поблагодарил власти Москвы, в частности руководство Департамента города Москвы по конкурентной политике, за возможность использования столичного опыта в системе госзаказа и представил нововведения, над которыми работает Минэкономразвития.
Максим Чемерисов сообщил, что возможность отслеживать аномально устойчивые связи между поставщиком и заказчиком, а также отклонения цен позволит Единая информационная система закупок, которая заменит официальный сайт www.zakupki.gov.ru. Ведомство предлагает все конкурентные процедуры перевести в электронный вид. Это станет прорывным шагом, уверен Максим Чемерисов, отмечая, что в таком случае все процессы торгов станут максимально публичными.
Единая информационная система (ЕИС) в сфере закупок должна быть введена в эксплуатацию не позднее 1 января 2016 года. Существенное ее отличие от портала госзакупок заключается в размещении в системе всей информации о закупке, начиная с планов закупки и планов-графиков и заканчивая детальным описанием этапов выполнения заключенного госконтракта. Помимо информации непосредственно о закупках система также должна содержать реестр контрактов, список недобросовестных поставщиков, библиотеку типовых контрактов, реестры жалоб и банковских гарантий. Нововведения, реализованные в ЕИС, позволят получить единый цикл электронных закупок, сократив временные и финансовые издержки всех участников электронного взаимодействия.
В числе дополнительных функций Единой информационной системы появится общий каталог товаров и услуг, который позволит обеспечить создание системы единого ценообразования в сфере закупок. Также должно быть осуществлено ограничение сроков взаиморасчета по контрактам, считает Максим Чемерисов.
- Больше года назад мы ограничили этот срок до 30 дней для малого предпринимательства. Получили много положительных отзывов от представителей малого бизнеса, так как они теперь получают своевременный расчет за госзаказ. Но в других сферах задержки расчетов с поставщиками являются серьезным препятствием для эффективного ведения бизнеса. Этот барьер мы должны устранить, - сказал чиновник. Максим Чемерисов также отметил, что раскрытие информации о субподрядчиках позволит устранить злоупотребления со стороны как заказчиков, так и поставщиков. По его мнению, должны быть установлены дополнительные требования к приемке выполненных услуг и поставленных товаров.
Кроме того, необходимо усилить контроль за порядком закупок в чрезвычайных ситуациях - в этом секторе есть риск злоупотреблений в плане превышения органами власти своих полномочий, - заключил он.
НАРУШЕНИЙ СТАЛО МЕНЬШЕ
В свою очередь начальник Главного контрольного управления Москвы Евгений Данчиков сообщил, что мониторинг и межведомственный контроль позволили выявить 2 тыс. нарушений в 2015 году. Он также отметил тенденцию к снижению процента нарушений:
- На 29% снизилось количество нарушений в расчете на одну процедуру. При этом на 56% снизилось количество обоснованных жалоб, касающихся проведения крупных закупок, прошедших предварительный контроль и межведомственное согласование. На мой взгляд, московские власти наиболее заинтересованы в прозрачности закупок, и все их действия направлены на повышение эффективной и конкурентной среды. Поэтому в своей работе мы не дожидаемся возникновения нарушения, а работаем вместе с коллегами из Тендерного комитета по их предотвращению, а также по проведению мониторинга.
Руководитель Федеральной антимонопольной службы по Москве Рачик Петросян рассказал, что в возглавляемое им ведомство в 2015 году поступило около 1800 жалоб от предпринимателей о нарушениях процедуры закупок.
- Количество жалоб, как и их качество, стало увеличиваться. Если все процессы торгов станут максимально публичными, то единый порядок закупок, с одной стороны, дает возможность участия и реальную веру в шанс на победу, и поэтому предприниматели начинают жаловаться, а с другой стороны, качество улучшается, потому что многим уже понятно, как играть по установленным правилам. Рост жалоб с 2014 по 2015 год достаточно заметный. И если в 2014 году у нас было приблизительно чуть менее 1,2 тыс. жалоб за год, то сейчас эта цифра перевалила уже за 1,8 тыс. Это достаточно заметный рост, - отметил Рачик Петросян.
Он добавил, что этот процесс - результат последовательных действий властей Москвы по повышению прозрачности закупочного процесса.
ЕДИНАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКУПОК
Значение процедуры межведомственного согласования в процессе повышения конкурентности и прозрачности торгов подчеркнул руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы Максим Решетников.
- Благодаря реализации межведомственного контроля удалось сэкономить 33 млрд руб., - отметил министр, подчеркнув, что в Правительстве Москвы создана единая система контроля эффективности закупочного цикла, которая охватывает все этапы формирования закупок. - Первый этап - это обоснование потребности и формирование графиков и планов закупок. Здесь рассматривается один вопрос: нужна ли вообще данная закупка? Второй этап - стандартизация, которая отличается от нормирования и касается описания определенных потребительских свойств товаров, работ и услуг, которые закупает город. При этом, согласно плану стандартизации, закупки необходимо делать по единому классификатору. Третий этап - это экспертиза начальных максимальных цен, которую должны проходить все закупки от 10 млн руб. Проведение открытых торгов - это четвертый этап формирования закупок. Пятый - управление бюджетными обязательствами и постановка на учет. В этом случае проверяется наличие контрактов, которые не учтены заказчиком, и становится непонятно, есть обязательства перед подрядчиком или нет. У нас ведется система учета таких контрактов, они поставлены на бюджетный учет. Кроме того, отрегулирован и нормативно закреплен порядок оплаты обязательств по контрактам, в том числе и когда формально контракт уже закончился. И наконец, очень важный шестой этап - контроль исполнения завершения госконтракта. По каждому контракту должен быть достигнут положительный результат. И если подрядчик не выполнил условия, к нему применяются санкции.
- При общем объеме закупок на 550 млрд руб. в 2015 году экономия бюджетных средств составила 30%, или 168 млрд руб. Процедура обоснования закупок позволила сэкономить 33 млрд руб., экспертиза начальной максимальной цены - 32 млрд, государственная экспертиза строительства - 42 млрд, торги - 61 млрд руб., - добавил чиновник, отметив, что экономия бюджетных средств напрямую зависит от эффективности стандартизации закупочного цикла.
- Очень важно, что система регулирования закупочного цикла поддерживается и нормативной системой регулирования, и организационным процессом в виде создания рабочей группы на уровне органов власти. Кроме того, существует межведомственная рабочая группа, которая рассматривает закупки от 100 млн руб., а те, что свыше 500 млн, идут на прямое рассмотрение к Мэру Москвы, где порой возникают серьезные баталии. Есть у нас IT-система, которую планируем запустить с 1 января 2016 года, она будет стандартизировать единые требования к товарам, работам и услугам. Другими словами, заказчик может выбрать продукцию, которую он должен закупить, отметить нужные пункты и получит типовую документацию в виде неизменяемых документов в формате пдф, которую можно потом отправлять на экспертизу, - объяснил Максим Решетников.
В заключение своего доклада он отметил, что борьба с коррупцией в Москве - это не просто лозунг, а конкретная технология, которая пронизывает все этапы процесса и позволяет минимизировать все ее проявления.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ДЕЙСТВИИ
По работе общественного контроля отчиталась перед участниками конференции представитель Общественного народного фронта Елена Дыбова, которая заявила, что по многим закупкам устанавливаются ограничения для малого бизнеса. Она привела пример закупки на ремонт 80 станций метрополитена.
- Все понимают, что она нужна, поэтому необходимости в обосновании нет, однако сроки исполнения контракта установлены - всего 100 дней. В такие сжатые сроки не каждый сможет успеть отремонтировать такое количество станций, но, наблюдая за этой закупкой, выясняется, что график сдачи три раза переносился по дополнительному соглашению и составляет уже больше 300 дней. Возникает вопрос: "Как была проведена эта закупка, если получился такой нежелательный результат, который влияет на повседневную жизнь москвичей?"
Елена Дыбова отметила, что Народный фронт совместно с московским правительством пытается решить вопрос манипулирования сроками и снижения конкуренции. Кроме того, представитель общественной организации заявила, что закупки, касающиеся предметов роскоши, должны классифицироваться.
В ответ на это руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дегтев ответил, что роскошь в Правительстве Москвы не стандартизируется, а тут же отменяется, как только становится известно о подобной закупке, и никаких правил в этом случае быть не может.
ВИТРИНА ЗАКУПОК "МАЛОГО ОБЪЕМА" ГОРОДА
После этого Геннадий Дегтев перешел к отчету о работе главного сайта в сфере закупок:
- Ежедневно на Портале поставщиков Москвы заключается 700 договоров на сумму почти 50 млн руб., публикуется 1,5 тыс. оферт. Для предпринимателя, желающего заключить контракт с городом, в открытом доступе представлены не только опубликованные, но и запланированные процедуры. Тем самым Портал поставщиков выступает витриной закупок "малого объема" города. Запуская обновленную версию ресурса 1 января 2016 года, власти Москвы надеются на честную обратную связь с бизнесом. Важна реакция бизнеса на усовершенствованную версию портала, контент которого будет доступен на пяти языках. Все замечания и пожелания будут учтены.
Обновляется не только Портал поставщиков, но и "Биржа торгов" - площадка, ориентированная на помощь потенциальным и действующим поставщикам и инвесторам, которая с декабря действует в павильоне № 9 на ВДНХ.
Это постоянная публичная площадка для обсуждения процедур и обучения поставщиков. В каком-то смысле это "неудобный" продукт для заказчика. Как и Портал поставщиков, проект развивается и становится эффективным сервисом, удобным для малых предпринимателей Москвы. Кроме того, большим достижением является то, что удалось связать техническое задание с шаблоном государственного контракта. И на сегодняшний день он заполняется в автоматизированном режиме.
Он озвучил главные задачи конференции, которая призвана стать площадкой для обмена мнениями и эффективного развития диалога между бизнесом, научным сообществом и властью:
- Анализ существующих практик противодействия коррупции в закупочном процессе - как отечественных, так и мировых - несомненно, важен. Однако главная цель конференции - на основе опыта предыдущей работы попытаться разработать новые эффективные методики обеспечения прозрачности закупок и проведения инвестиционных торгов. В заключение пленарного заседания все участники согласились с тем, что показательный опыт Москвы нужно внедрять в регионы. В целом позитивная динамика была отмечена и международным рейтинговым агентством. Более подробно обсуждение проблемы коррупции продолжилось во время секций.
ГОРОДСКОЙ ЗАКАЗ - ДВИГАТЕЛЬ БИЗНЕСА
Михаил Кузовлев, председатель правления Московской торгово-промышленной палаты, во время общения с прессой отметил, что Правительство Москвы много делает, для того чтобы городской заказ стал двигателем бизнеса и предприниматели могли принимать участие в его исполнении.
- Конечно, не все так гладко, как мы хотели бы, так как процедуры по ФЗ-44 и ФЗ-223 требуют усовершенствования.
Сегодня коллеги из Счетной палаты показали, насколько выше конкуренция при исполнении заказа по ФЗ-44 и насколько она ниже по ФЗ-223, а коллеги по антимонопольному комитету подняли вопрос об увеличении числа аукционов в электронной форме. Но в этом случае все зависит от профессионализма и ответственности тех, кто принимает участие в конкурсах. Тут важную роль может сыграть общественный контроль - это окно возможностей, которое открывает госзаказ. Очень важно наряду с обеспечением прозрачности создать каталог товаров и услуг, которые государство собирается закупать, чтобы было понятно, каковы требования к качеству поставляемых товаров, - предложил Михаил Кузовлев, добавив, что Торгово-промышленная палата имеет большие технологические отделы, которые могут помочь в формировании стандартов качества.
Кроме того, в ТПП есть свой список надежных предприятий, который можно использовать в качестве реестра добросовестных поставщиков в госзаказе.
НИЗКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРПОРАТИВНЫХ ЗАКУПОК
Тему коррупционных рисков и пресечения нарушений в системе государственных и корпоративных закупок во время пресс-подхода продолжил аудитор Счетной палаты России Максим Рохмистров, сделав акцент на сокращении рисков в системе закупок в рамках федеральной контрактной системы (ФЗ-44). Он уверен, что с 1 января 2016 года с запуском Единой информационной системы российские закупки станут самыми прозрачными в мире. При этом чиновник выступил с критикой работы госкомпаний по ФЗ-223, отметив низкую эффективность их закупок и высокие коррупционные риски.
- Федеральный закон № 44-ФЗ очень удобен для бизнеса, потому что он регламентирует правила игры и позволяет выявлять все нарушения. Сейчас это лучшая в мире система контроля за госзакупками. Что касается Федерального закона № 223-ФЗ, то необходимо отметить несколько моментов, которые влияют на его эффективность. Во-первых, много вопросов возникает к так называемым корпоративным закупкам. В свое время они были приняты на успешных предприятиях, которые тратили заработанные деньги на то, чтобы сделать свою работу еще эффективнее, но сегодня, как показывает контроль, они тратят бюджетные деньги, а отдача их использования очень мала. Как следствие этого - низкая экономия и коррупционные риски. Во-вторых, положение о закупках у многих компаний не содержит такой нормы, как отсутствие конфликта интересов. На торгах могут находиться компании практически с одинаковым квалификационным уровнем, но побеждают участники с гораздо большим ценовым предложением, и объяснений, почему это сделано, нет, - рассказал журналистам Максим Рохмистров.
Он отметил, что на самом деле доля участия малого и среднего бизнеса, о котором сегодня все говорят, тоже вызывает сомнения, потому что прямых контрактов нет, а система отчета по привлечению СМП на уровне субподряда тоже весьма сомнительна.
- Кроме того, нами выявлен факт размещения недостоверной информации на сайте zakupki.gov.ru, в связи с чем у нас не было возможности сделать мониторинг по ФЗ-223, - отметил чиновник и в качестве примера привел закупку дизельного топлива по цене 234 млн руб. за один литр. - Такая информация, попадая в систему, искажает весь процесс контроля в рамках ФЗ-223. Этими данными мы поделились с Федеральным казначейством, а также с другими контролирующими органами. Надеюсь, приведение в норму Федерального закона № 223-ФЗ станет драйвером развития отечественной экономики, - заключил Максим Рохмистров.
ВСЕ ПРОЦЕССЫ ТОРГОВ СТАНУТ МАКСИМАЛЬНО ПУБЛИЧНЫМИ
Вторую часть пленарного заседания конференции "Власть и бизнес против коррупции" открыл директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России Максим Чемерисов. Он поблагодарил власти Москвы, в частности руководство Департамента города Москвы по конкурентной политике, за возможность использования столичного опыта в системе госзаказа и представил нововведения, над которыми работает Минэкономразвития.
Максим Чемерисов сообщил, что возможность отслеживать аномально устойчивые связи между поставщиком и заказчиком, а также отклонения цен позволит Единая информационная система закупок, которая заменит официальный сайт www.zakupki.gov.ru. Ведомство предлагает все конкурентные процедуры перевести в электронный вид. Это станет прорывным шагом, уверен Максим Чемерисов, отмечая, что в таком случае все процессы торгов станут максимально публичными.
Единая информационная система (ЕИС) в сфере закупок должна быть введена в эксплуатацию не позднее 1 января 2016 года. Существенное ее отличие от портала госзакупок заключается в размещении в системе всей информации о закупке, начиная с планов закупки и планов-графиков и заканчивая детальным описанием этапов выполнения заключенного госконтракта. Помимо информации непосредственно о закупках система также должна содержать реестр контрактов, список недобросовестных поставщиков, библиотеку типовых контрактов, реестры жалоб и банковских гарантий. Нововведения, реализованные в ЕИС, позволят получить единый цикл электронных закупок, сократив временные и финансовые издержки всех участников электронного взаимодействия.
В числе дополнительных функций Единой информационной системы появится общий каталог товаров и услуг, который позволит обеспечить создание системы единого ценообразования в сфере закупок. Также должно быть осуществлено ограничение сроков взаиморасчета по контрактам, считает Максим Чемерисов.
- Больше года назад мы ограничили этот срок до 30 дней для малого предпринимательства. Получили много положительных отзывов от представителей малого бизнеса, так как они теперь получают своевременный расчет за госзаказ. Но в других сферах задержки расчетов с поставщиками являются серьезным препятствием для эффективного ведения бизнеса. Этот барьер мы должны устранить, - сказал чиновник. Максим Чемерисов также отметил, что раскрытие информации о субподрядчиках позволит устранить злоупотребления со стороны как заказчиков, так и поставщиков. По его мнению, должны быть установлены дополнительные требования к приемке выполненных услуг и поставленных товаров.
Кроме того, необходимо усилить контроль за порядком закупок в чрезвычайных ситуациях - в этом секторе есть риск злоупотреблений в плане превышения органами власти своих полномочий, - заключил он.
НАРУШЕНИЙ СТАЛО МЕНЬШЕ
В свою очередь начальник Главного контрольного управления Москвы Евгений Данчиков сообщил, что мониторинг и межведомственный контроль позволили выявить 2 тыс. нарушений в 2015 году. Он также отметил тенденцию к снижению процента нарушений:
- На 29% снизилось количество нарушений в расчете на одну процедуру. При этом на 56% снизилось количество обоснованных жалоб, касающихся проведения крупных закупок, прошедших предварительный контроль и межведомственное согласование. На мой взгляд, московские власти наиболее заинтересованы в прозрачности закупок, и все их действия направлены на повышение эффективной и конкурентной среды. Поэтому в своей работе мы не дожидаемся возникновения нарушения, а работаем вместе с коллегами из Тендерного комитета по их предотвращению, а также по проведению мониторинга.
Руководитель Федеральной антимонопольной службы по Москве Рачик Петросян рассказал, что в возглавляемое им ведомство в 2015 году поступило около 1800 жалоб от предпринимателей о нарушениях процедуры закупок.
- Количество жалоб, как и их качество, стало увеличиваться. Если все процессы торгов станут максимально публичными, то единый порядок закупок, с одной стороны, дает возможность участия и реальную веру в шанс на победу, и поэтому предприниматели начинают жаловаться, а с другой стороны, качество улучшается, потому что многим уже понятно, как играть по установленным правилам. Рост жалоб с 2014 по 2015 год достаточно заметный. И если в 2014 году у нас было приблизительно чуть менее 1,2 тыс. жалоб за год, то сейчас эта цифра перевалила уже за 1,8 тыс. Это достаточно заметный рост, - отметил Рачик Петросян.
Он добавил, что этот процесс - результат последовательных действий властей Москвы по повышению прозрачности закупочного процесса.
ЕДИНАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКУПОК
Значение процедуры межведомственного согласования в процессе повышения конкурентности и прозрачности торгов подчеркнул руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы Максим Решетников.
- Благодаря реализации межведомственного контроля удалось сэкономить 33 млрд руб., - отметил министр, подчеркнув, что в Правительстве Москвы создана единая система контроля эффективности закупочного цикла, которая охватывает все этапы формирования закупок. - Первый этап - это обоснование потребности и формирование графиков и планов закупок. Здесь рассматривается один вопрос: нужна ли вообще данная закупка? Второй этап - стандартизация, которая отличается от нормирования и касается описания определенных потребительских свойств товаров, работ и услуг, которые закупает город. При этом, согласно плану стандартизации, закупки необходимо делать по единому классификатору. Третий этап - это экспертиза начальных максимальных цен, которую должны проходить все закупки от 10 млн руб. Проведение открытых торгов - это четвертый этап формирования закупок. Пятый - управление бюджетными обязательствами и постановка на учет. В этом случае проверяется наличие контрактов, которые не учтены заказчиком, и становится непонятно, есть обязательства перед подрядчиком или нет. У нас ведется система учета таких контрактов, они поставлены на бюджетный учет. Кроме того, отрегулирован и нормативно закреплен порядок оплаты обязательств по контрактам, в том числе и когда формально контракт уже закончился. И наконец, очень важный шестой этап - контроль исполнения завершения госконтракта. По каждому контракту должен быть достигнут положительный результат. И если подрядчик не выполнил условия, к нему применяются санкции.
- При общем объеме закупок на 550 млрд руб. в 2015 году экономия бюджетных средств составила 30%, или 168 млрд руб. Процедура обоснования закупок позволила сэкономить 33 млрд руб., экспертиза начальной максимальной цены - 32 млрд, государственная экспертиза строительства - 42 млрд, торги - 61 млрд руб., - добавил чиновник, отметив, что экономия бюджетных средств напрямую зависит от эффективности стандартизации закупочного цикла.
- Очень важно, что система регулирования закупочного цикла поддерживается и нормативной системой регулирования, и организационным процессом в виде создания рабочей группы на уровне органов власти. Кроме того, существует межведомственная рабочая группа, которая рассматривает закупки от 100 млн руб., а те, что свыше 500 млн, идут на прямое рассмотрение к Мэру Москвы, где порой возникают серьезные баталии. Есть у нас IT-система, которую планируем запустить с 1 января 2016 года, она будет стандартизировать единые требования к товарам, работам и услугам. Другими словами, заказчик может выбрать продукцию, которую он должен закупить, отметить нужные пункты и получит типовую документацию в виде неизменяемых документов в формате пдф, которую можно потом отправлять на экспертизу, - объяснил Максим Решетников.
В заключение своего доклада он отметил, что борьба с коррупцией в Москве - это не просто лозунг, а конкретная технология, которая пронизывает все этапы процесса и позволяет минимизировать все ее проявления.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ДЕЙСТВИИ
По работе общественного контроля отчиталась перед участниками конференции представитель Общественного народного фронта Елена Дыбова, которая заявила, что по многим закупкам устанавливаются ограничения для малого бизнеса. Она привела пример закупки на ремонт 80 станций метрополитена.
- Все понимают, что она нужна, поэтому необходимости в обосновании нет, однако сроки исполнения контракта установлены - всего 100 дней. В такие сжатые сроки не каждый сможет успеть отремонтировать такое количество станций, но, наблюдая за этой закупкой, выясняется, что график сдачи три раза переносился по дополнительному соглашению и составляет уже больше 300 дней. Возникает вопрос: "Как была проведена эта закупка, если получился такой нежелательный результат, который влияет на повседневную жизнь москвичей?"
Елена Дыбова отметила, что Народный фронт совместно с московским правительством пытается решить вопрос манипулирования сроками и снижения конкуренции. Кроме того, представитель общественной организации заявила, что закупки, касающиеся предметов роскоши, должны классифицироваться.
В ответ на это руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дегтев ответил, что роскошь в Правительстве Москвы не стандартизируется, а тут же отменяется, как только становится известно о подобной закупке, и никаких правил в этом случае быть не может.
ВИТРИНА ЗАКУПОК "МАЛОГО ОБЪЕМА" ГОРОДА
После этого Геннадий Дегтев перешел к отчету о работе главного сайта в сфере закупок:
- Ежедневно на Портале поставщиков Москвы заключается 700 договоров на сумму почти 50 млн руб., публикуется 1,5 тыс. оферт. Для предпринимателя, желающего заключить контракт с городом, в открытом доступе представлены не только опубликованные, но и запланированные процедуры. Тем самым Портал поставщиков выступает витриной закупок "малого объема" города. Запуская обновленную версию ресурса 1 января 2016 года, власти Москвы надеются на честную обратную связь с бизнесом. Важна реакция бизнеса на усовершенствованную версию портала, контент которого будет доступен на пяти языках. Все замечания и пожелания будут учтены.
Обновляется не только Портал поставщиков, но и "Биржа торгов" - площадка, ориентированная на помощь потенциальным и действующим поставщикам и инвесторам, которая с декабря действует в павильоне № 9 на ВДНХ.
Это постоянная публичная площадка для обсуждения процедур и обучения поставщиков. В каком-то смысле это "неудобный" продукт для заказчика. Как и Портал поставщиков, проект развивается и становится эффективным сервисом, удобным для малых предпринимателей Москвы. Кроме того, большим достижением является то, что удалось связать техническое задание с шаблоном государственного контракта. И на сегодняшний день он заполняется в автоматизированном режиме.
Он озвучил главные задачи конференции, которая призвана стать площадкой для обмена мнениями и эффективного развития диалога между бизнесом, научным сообществом и властью:
- Анализ существующих практик противодействия коррупции в закупочном процессе - как отечественных, так и мировых - несомненно, важен. Однако главная цель конференции - на основе опыта предыдущей работы попытаться разработать новые эффективные методики обеспечения прозрачности закупок и проведения инвестиционных торгов. В заключение пленарного заседания все участники согласились с тем, что показательный опыт Москвы нужно внедрять в регионы. В целом позитивная динамика была отмечена и международным рейтинговым агентством. Более подробно обсуждение проблемы коррупции продолжилось во время секций.