Реновация - глубокий взгляд профессионала
Реновация - глубокий взгляд профессионала
Описание
Интервью с президентом Московской торгово-промышленной палаты, депутатом Московской городской Думы Владимиром Платоновым.
Почему явление реновации происходит только в одном городе мира и только в нашей стране? Всему виной история нашего государства, бывшая форма собственности, те условия и причины, по которым велось государственное жилищное строительство. Какой жилищный фонд получила Россия в наследство от некогда могучей державы и что с ним делать выяснил корреспондент медиа-холдинга "Регионы России" в интервью с президентом Московской торгово-промышленной палаты, депутатом Московской городской Думы Владимиром Михайловичем Платоновым.
Корр.: - Владимир Михайлович, реновация, т.е. обновление в переводе с английского, - это неизбежная ступень на пути развития Москвы, которую нам никогда не обойти и не перепрыгнуть, а только, последовательно наступив, перешагнуть. До этой ступеньки было много лестничных пролетов, конкретных периодов в истории и государства и столицы, связанных с желанием руководства страны улучшить жилищные условия граждан в соответствии с требованиями и возможностями текущего времени. Как это происходило?
Владимир Платонов:
- Москва - мощнейший индустриальный город, который развивался не одно столетие. Когда в 2011-2012 годах кипели споры по поводу целесообразности присоединения к Москве новых территорий, я высказал предположение о том, что, если бы не происходило исторического процесса по расширению и преобразованию территории столицы, Москва сейчас была бы размером с Кремль. За свою историю Москва минимум восемь раз расширяла свои границы, тем самым демонстрируя неизбежный процесс развития крупного города, идущий на основе объективных закономерностей.
Начиная с появления мануфактур в еще допетровские времена, город все более уверенно набирал индустриальную мощь, становился промышленным центром, который в процессе своего развития притягивал и новую рабочую силу. Но, как ни странно (не все об этом помнят), явление это было приостановлено еще в советское время в начале семидесятых, когда был принят новый Генеральный план развития Москвы, а на заседаниях Совета министров СССР неоднократно рассматривались вопросы о выводе из столицы и крупнейших городов вредных и непрофильных производств.
В рамках реализации этой программы с 1971 по 1985 год было ликвидировано, перебазировано и выведено только из Москвы 185 предприятий с общей численностью работающих до 20 тыс. человек. Это позволило высвободить 1300 га городских территорий, впоследствии использованных под жилое и культурно-бытовое строительство (и это было только 20% от количества намеченных действий по Генплану 1971 года).
Я был очевидцем этих изменений. Я родился и вырос на Филях, рядом с градообразующим предприятием, машиностроительным заводом имени Хруничева, ныне это "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева". И вот, в 1973-1974 годах было принято решение о передаче городу принадлежавшей заводу территории аэродрома. Тогда никто никого не спрашивал, строго придерживаясь принципа: "Партия сказала "Надо!", комсомол ответил "Есть!". Это была огромная территория, на которой построили микрорайон Филевская пойма. Местные жители оформлялись на завод, чтобы быстрее получить квартиру. Так были улучшены жилищные условия большого количества москвичей и на заводе практически не осталось очередников.
Огромное количество вредных предприятий было вынесено за пределы Москвы уже в постсоветский период, когда наша экономика достаточно болезненно переходила с планового на рыночный экономический порядок. Москва потеряла немало предприятий не по своей вине. Мы боролись за сохранение и ЗИЛа, и АЗЛК, и Московского металлургического завода "Серп и молот", который мы не закрыли, а частично, в виде литейного цеха и двух прокатных станов, перенесли в Ярцево Смоленской области.
Но, кроме всего этого, Москва была вынуждена решать проблемы, которые достались ей по наследству от периода массового жилищного строительства в СССР. Это была эпоха пятиэтажек. Сегодня одни говорят, что "хрущевки" строились только с расчетом на 25 лет (и срок жизни их давно истек), а другие ориентируются на справку от неких специалистов, утверждающих, что эти дома простоят 120 лет. Правда, желающих жить в них 120 лет я не видел...
Еще в 1999 году мы начали программу сноса пятиэтажек, ветхого жилья, которое вот-вот могло стать аварийным. С начала действия этой программы до настоящего времени было снесено свыше 1700 домов. Осталось еще 52 дома, которые ждут своей ликвидации. Я с гордостью могу сказать, что сейчас в Москве практически нет аварийного жилья. Если только появляется какая-то угроза, аварийные дома тут же расселяются, без промедления и бюрократических раздумий.
Но при этом у меня не было ни одной встречи с избирателями, где бы граждане не просили обратить внимание на их дом, требующий обязательного сноса: мол, почему такой же дом в Черемушках уже снесен, а их хрущевка в Кузьминках до сих пор разваливается?
И вот, городские власти приняли непростое, но единственно правильное решение - продолжить программу сноса ветхих пятиэтажек, по-новому обозначив производимые действия. Теперь замена старого жилья на новое называется "реновация", как и программа, законодательно поддерживающая эти крайне необходимые меры.
Я не знаю ни одного города в мире, который пошел бы таким путем. Впрочем, в странах, где не было экспроприации и рыночные отношения существуют много веков, и вопросы, связанные с капитальным ремонтом жилья, решаются по-другому. Собственники жилья сами принимают решение о проведении ремонта, берут кредит, становятся застройщиками и мужественно переносят последующие неудобства (жильцов никто никуда не переселяет).
Но такая практика пока не для нашей страны, где в течении многих лет жилье для граждан строило государство; оно и отвечает за построенное. И когда ветшает сразу большое количество домов, государство обязано решать проблему исходя из того, что было им же настроено в свое время. Московские власти не побоялись взять на себя исправление давних чужих ошибок и уверенно пошли на это. Мы с 1999 года расселяли жителей. И я не видел ни одной жалобы на действия власти, людей устраивало как это было сделано.
Сейчас московские власти приняли грамотное решение - дать возможность жителям столицы самим определить судьбу своих домов. Это помогло снять проблему конфликта между властью и гражданами. В свое время мы пошли этим же путем, когда вынесли на всенародное обсуждение проект нового Генплана. Пройдя такое "чистилище", Генеральный план стал только лучше. Точно так же мы поступили и сейчас - предложили гражданам самим проголосовать за включение их дома в программу реновации.
Оппозиция, которая раньше нас ругала за то, что мы не снесли ветхие дома, тут же встала на их защиту. Это было очень смешно. В конце многократных встреч с избирателями я спрашивал, есть ли у них альтернативные предложения по решению нарастающей как снежный ком проблемы стремительно ветшающего "хрущевского" жилья. Никаких предложений так и не поступило за исключением той самой справки про 120 лет... Нельзя обманывать людей, они никогда это не простят.
Корр.: - Наша история - пример и поучение для настоящего. Исторические ошибки не имеют права повторяться. Смотря вперед, какие положительные моменты мы видим, и какие преимущества для горожан столицы обещает программа реновации?
В.П.: - Преимущества власти огласили сразу. Человек получает более комфортное и бесспорно более дорогое на рынке жилье в своем районе; при этом за реальное повышение своего благосостояния он ничего не заплатит, даже налог. Единственно - стоимость обслуживания нового жилья будет складываться, исходя из новых площадей.
Корр.: - Но основную нагрузку по строительству жилья возьмет на себя город или девелоперы?
В.П.: - Реновация начинается на бюджетные деньги. Вот бюджет, вот расходы, вот доходы, вот дефицит. Каждый год мы распределяем дополнительные доходы. В прошлом году город хорошо поработал. Мы уже 2 месяца назад выделили на программу реновации 90 млрд. руб.
Корр.: - При этом будут задействованы столичные домостроительные комбинаты областные либо региональные? Какие организации будут заниматься поточным изготовлением и сборкой панельных зданий?
В.П.: - Город не заинтересован ввозить стройматериалы. В Москве есть свои асфальтовые заводы и строительные предприятия, их работа востребована, они платят налоги и обеспечивают рабочие места для москвичей и россиян.
Но для строительства домов нужны не только цемент, бетон, метал, кирпич, но и отделочные материалы: обои, паркет, линолеум и т.д. Уверен, что реализация программы реновации подтолкнет отечественных производителей к дальнейшему развитию, увеличению видов и повышению качества выпускаемой продукции.
Корр.: - Как складывается взаимодействие с архитектурным ведомством?
В.П.: - Обязанность архитекторов - сделать город еще красивее, развивать его в рамках Генплана, в котором заложено все, в том числе и плотность застройки. Чем хорош утвержденный Генеральный план? Он защищает москвичей от строительного произвола. Если кто-то просит деляночку для строительства, то ему отвечают, что согласно Генплану в этом месте предусмотрены такие-то плотность и высотность, так что никакой деляночки не будет... Архитекторы, работая в рамках Генплана, будут заниматься поквартальной застройкой. Как Москва поквартально застраивалась пятиэтажками, так будет застраиваться и новыми домами. Но коэффициент увеличения застройки за счет высотности предполагается не более чем 1:3, так что, если вместо пятиэтажек будут появляться пятнадцатиэтажки, значит, будет возводиться сопутствующая инфраструктура, которая не может быть безразмерной.
Кстати насчет инфраструктуры. Новые дома сразу же оборудуются нежилыми помещениями для размещения организаций торговли и сервиса, и первоочередное право въехать туда получат собственники и арендаторы помещений в пятиэтажках, попавших под снос (таких предпринимателей в городе менее двух тысяч). Сейчас Московская торгово-промышленная палата совместно с городским Штабом защиты бизнеса аккумулирует вопросы и предложения предпринимателей по этим вопросам. Мы заинтересованы сохранять инфраструктуру, создавать новые предприятия, ведь МТПП и создана для помощи бизнесу, ограждения его от возможных потрясений.
Корр.: - Опыт Москвы, ее реновационные действия в итоге можно будет оценить. И реакция жителей на все происходящее - это важная оценка.
В. П.: - Мы запускаем непростой пилотный проект. Выработанные у нас механизмы взаимоотношений с жителями смогут использоваться в других регионах.
Чем отличается реновация от программы расселения и сноса пятиэтажек, действовавшей с 1999 года? Там были инвестиционные проекты. Инвесторам было выгодно договориться с городом, построить новое жилье, переселить туда жителей снесенных хрущевок и на оставшихся площадях заработать. Сносить пятиэтажки в Черемушках начали раньше, чем на юго-востоке, не потому, что их больше любят, а потому, что инвестиционно этот район был более привлекательным.
А вот в Кузьминках восемь лет назад пришли инвесторы, но проявить свои предпринимательские качества так и не смогли. Слава Богу, город забрал эти площадки у несостоявшегося инвестора и там уже сейчас начинают строиться реновационные дома. Вообще, сейчас с привлечением инвесторов непросто, поэтому город запускает механизм реновации в первую очередь на бюджетные средства.
Корр.: - Надо приглашать независимых экспертов, к качественной оценке которых прислушивались бы и сами девелоперы.
В. П.: - Не все зависит от девелоперов, потому что они в свою очередь являются частью экономики и зависят от цен на нефть, санкций и еще многих факторов. Но я уверен, что город будет выстраивать с девелоперами правильные отношения. Мы научились через открытые и прозрачные конкурсы и тендеры находить тех, кто все сделает честно и красиво.
Я хочу привести пример такси. Не так давно Москва превратилась из города "бомбил" в город организованной службы такси. Мы сделали очень много, удалось изменить федеральное и московское законодательство, такси фактически стало доступным и удобным видом общественного транспорта. Возникший в результате цивилизованный рынок вынудил перевозчиков в погоне за пассажирами идти на понижение цен при соблюдении критериев качества. Уверен, что так же будет происходить и при строительстве в программе реновации.
Мы бьемся за то, чтобы наш бизнес имел человеческое лицо, имел свои традиции и человек занимающийся предпринимательской деятельностью, смог гордиться тем, что передаст свое успешное дело по наследству. На этом строится экономика любого могучего государства. И мы обязательно таковым будем.
Источник
Почему явление реновации происходит только в одном городе мира и только в нашей стране? Всему виной история нашего государства, бывшая форма собственности, те условия и причины, по которым велось государственное жилищное строительство. Какой жилищный фонд получила Россия в наследство от некогда могучей державы и что с ним делать выяснил корреспондент медиа-холдинга "Регионы России" в интервью с президентом Московской торгово-промышленной палаты, депутатом Московской городской Думы Владимиром Михайловичем Платоновым.
Корр.: - Владимир Михайлович, реновация, т.е. обновление в переводе с английского, - это неизбежная ступень на пути развития Москвы, которую нам никогда не обойти и не перепрыгнуть, а только, последовательно наступив, перешагнуть. До этой ступеньки было много лестничных пролетов, конкретных периодов в истории и государства и столицы, связанных с желанием руководства страны улучшить жилищные условия граждан в соответствии с требованиями и возможностями текущего времени. Как это происходило?
Владимир Платонов:
- Москва - мощнейший индустриальный город, который развивался не одно столетие. Когда в 2011-2012 годах кипели споры по поводу целесообразности присоединения к Москве новых территорий, я высказал предположение о том, что, если бы не происходило исторического процесса по расширению и преобразованию территории столицы, Москва сейчас была бы размером с Кремль. За свою историю Москва минимум восемь раз расширяла свои границы, тем самым демонстрируя неизбежный процесс развития крупного города, идущий на основе объективных закономерностей.
Начиная с появления мануфактур в еще допетровские времена, город все более уверенно набирал индустриальную мощь, становился промышленным центром, который в процессе своего развития притягивал и новую рабочую силу. Но, как ни странно (не все об этом помнят), явление это было приостановлено еще в советское время в начале семидесятых, когда был принят новый Генеральный план развития Москвы, а на заседаниях Совета министров СССР неоднократно рассматривались вопросы о выводе из столицы и крупнейших городов вредных и непрофильных производств.
В рамках реализации этой программы с 1971 по 1985 год было ликвидировано, перебазировано и выведено только из Москвы 185 предприятий с общей численностью работающих до 20 тыс. человек. Это позволило высвободить 1300 га городских территорий, впоследствии использованных под жилое и культурно-бытовое строительство (и это было только 20% от количества намеченных действий по Генплану 1971 года).
Я был очевидцем этих изменений. Я родился и вырос на Филях, рядом с градообразующим предприятием, машиностроительным заводом имени Хруничева, ныне это "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева". И вот, в 1973-1974 годах было принято решение о передаче городу принадлежавшей заводу территории аэродрома. Тогда никто никого не спрашивал, строго придерживаясь принципа: "Партия сказала "Надо!", комсомол ответил "Есть!". Это была огромная территория, на которой построили микрорайон Филевская пойма. Местные жители оформлялись на завод, чтобы быстрее получить квартиру. Так были улучшены жилищные условия большого количества москвичей и на заводе практически не осталось очередников.
Огромное количество вредных предприятий было вынесено за пределы Москвы уже в постсоветский период, когда наша экономика достаточно болезненно переходила с планового на рыночный экономический порядок. Москва потеряла немало предприятий не по своей вине. Мы боролись за сохранение и ЗИЛа, и АЗЛК, и Московского металлургического завода "Серп и молот", который мы не закрыли, а частично, в виде литейного цеха и двух прокатных станов, перенесли в Ярцево Смоленской области.
Но, кроме всего этого, Москва была вынуждена решать проблемы, которые достались ей по наследству от периода массового жилищного строительства в СССР. Это была эпоха пятиэтажек. Сегодня одни говорят, что "хрущевки" строились только с расчетом на 25 лет (и срок жизни их давно истек), а другие ориентируются на справку от неких специалистов, утверждающих, что эти дома простоят 120 лет. Правда, желающих жить в них 120 лет я не видел...
Еще в 1999 году мы начали программу сноса пятиэтажек, ветхого жилья, которое вот-вот могло стать аварийным. С начала действия этой программы до настоящего времени было снесено свыше 1700 домов. Осталось еще 52 дома, которые ждут своей ликвидации. Я с гордостью могу сказать, что сейчас в Москве практически нет аварийного жилья. Если только появляется какая-то угроза, аварийные дома тут же расселяются, без промедления и бюрократических раздумий.
Но при этом у меня не было ни одной встречи с избирателями, где бы граждане не просили обратить внимание на их дом, требующий обязательного сноса: мол, почему такой же дом в Черемушках уже снесен, а их хрущевка в Кузьминках до сих пор разваливается?
И вот, городские власти приняли непростое, но единственно правильное решение - продолжить программу сноса ветхих пятиэтажек, по-новому обозначив производимые действия. Теперь замена старого жилья на новое называется "реновация", как и программа, законодательно поддерживающая эти крайне необходимые меры.
Я не знаю ни одного города в мире, который пошел бы таким путем. Впрочем, в странах, где не было экспроприации и рыночные отношения существуют много веков, и вопросы, связанные с капитальным ремонтом жилья, решаются по-другому. Собственники жилья сами принимают решение о проведении ремонта, берут кредит, становятся застройщиками и мужественно переносят последующие неудобства (жильцов никто никуда не переселяет).
Но такая практика пока не для нашей страны, где в течении многих лет жилье для граждан строило государство; оно и отвечает за построенное. И когда ветшает сразу большое количество домов, государство обязано решать проблему исходя из того, что было им же настроено в свое время. Московские власти не побоялись взять на себя исправление давних чужих ошибок и уверенно пошли на это. Мы с 1999 года расселяли жителей. И я не видел ни одной жалобы на действия власти, людей устраивало как это было сделано.
Сейчас московские власти приняли грамотное решение - дать возможность жителям столицы самим определить судьбу своих домов. Это помогло снять проблему конфликта между властью и гражданами. В свое время мы пошли этим же путем, когда вынесли на всенародное обсуждение проект нового Генплана. Пройдя такое "чистилище", Генеральный план стал только лучше. Точно так же мы поступили и сейчас - предложили гражданам самим проголосовать за включение их дома в программу реновации.
Оппозиция, которая раньше нас ругала за то, что мы не снесли ветхие дома, тут же встала на их защиту. Это было очень смешно. В конце многократных встреч с избирателями я спрашивал, есть ли у них альтернативные предложения по решению нарастающей как снежный ком проблемы стремительно ветшающего "хрущевского" жилья. Никаких предложений так и не поступило за исключением той самой справки про 120 лет... Нельзя обманывать людей, они никогда это не простят.
Корр.: - Наша история - пример и поучение для настоящего. Исторические ошибки не имеют права повторяться. Смотря вперед, какие положительные моменты мы видим, и какие преимущества для горожан столицы обещает программа реновации?
В.П.: - Преимущества власти огласили сразу. Человек получает более комфортное и бесспорно более дорогое на рынке жилье в своем районе; при этом за реальное повышение своего благосостояния он ничего не заплатит, даже налог. Единственно - стоимость обслуживания нового жилья будет складываться, исходя из новых площадей.
Корр.: - Но основную нагрузку по строительству жилья возьмет на себя город или девелоперы?
В.П.: - Реновация начинается на бюджетные деньги. Вот бюджет, вот расходы, вот доходы, вот дефицит. Каждый год мы распределяем дополнительные доходы. В прошлом году город хорошо поработал. Мы уже 2 месяца назад выделили на программу реновации 90 млрд. руб.
Корр.: - При этом будут задействованы столичные домостроительные комбинаты областные либо региональные? Какие организации будут заниматься поточным изготовлением и сборкой панельных зданий?
В.П.: - Город не заинтересован ввозить стройматериалы. В Москве есть свои асфальтовые заводы и строительные предприятия, их работа востребована, они платят налоги и обеспечивают рабочие места для москвичей и россиян.
Но для строительства домов нужны не только цемент, бетон, метал, кирпич, но и отделочные материалы: обои, паркет, линолеум и т.д. Уверен, что реализация программы реновации подтолкнет отечественных производителей к дальнейшему развитию, увеличению видов и повышению качества выпускаемой продукции.
Корр.: - Как складывается взаимодействие с архитектурным ведомством?
В.П.: - Обязанность архитекторов - сделать город еще красивее, развивать его в рамках Генплана, в котором заложено все, в том числе и плотность застройки. Чем хорош утвержденный Генеральный план? Он защищает москвичей от строительного произвола. Если кто-то просит деляночку для строительства, то ему отвечают, что согласно Генплану в этом месте предусмотрены такие-то плотность и высотность, так что никакой деляночки не будет... Архитекторы, работая в рамках Генплана, будут заниматься поквартальной застройкой. Как Москва поквартально застраивалась пятиэтажками, так будет застраиваться и новыми домами. Но коэффициент увеличения застройки за счет высотности предполагается не более чем 1:3, так что, если вместо пятиэтажек будут появляться пятнадцатиэтажки, значит, будет возводиться сопутствующая инфраструктура, которая не может быть безразмерной.
Кстати насчет инфраструктуры. Новые дома сразу же оборудуются нежилыми помещениями для размещения организаций торговли и сервиса, и первоочередное право въехать туда получат собственники и арендаторы помещений в пятиэтажках, попавших под снос (таких предпринимателей в городе менее двух тысяч). Сейчас Московская торгово-промышленная палата совместно с городским Штабом защиты бизнеса аккумулирует вопросы и предложения предпринимателей по этим вопросам. Мы заинтересованы сохранять инфраструктуру, создавать новые предприятия, ведь МТПП и создана для помощи бизнесу, ограждения его от возможных потрясений.
Корр.: - Опыт Москвы, ее реновационные действия в итоге можно будет оценить. И реакция жителей на все происходящее - это важная оценка.
В. П.: - Мы запускаем непростой пилотный проект. Выработанные у нас механизмы взаимоотношений с жителями смогут использоваться в других регионах.
Чем отличается реновация от программы расселения и сноса пятиэтажек, действовавшей с 1999 года? Там были инвестиционные проекты. Инвесторам было выгодно договориться с городом, построить новое жилье, переселить туда жителей снесенных хрущевок и на оставшихся площадях заработать. Сносить пятиэтажки в Черемушках начали раньше, чем на юго-востоке, не потому, что их больше любят, а потому, что инвестиционно этот район был более привлекательным.
А вот в Кузьминках восемь лет назад пришли инвесторы, но проявить свои предпринимательские качества так и не смогли. Слава Богу, город забрал эти площадки у несостоявшегося инвестора и там уже сейчас начинают строиться реновационные дома. Вообще, сейчас с привлечением инвесторов непросто, поэтому город запускает механизм реновации в первую очередь на бюджетные средства.
Корр.: - Надо приглашать независимых экспертов, к качественной оценке которых прислушивались бы и сами девелоперы.
В. П.: - Не все зависит от девелоперов, потому что они в свою очередь являются частью экономики и зависят от цен на нефть, санкций и еще многих факторов. Но я уверен, что город будет выстраивать с девелоперами правильные отношения. Мы научились через открытые и прозрачные конкурсы и тендеры находить тех, кто все сделает честно и красиво.
Я хочу привести пример такси. Не так давно Москва превратилась из города "бомбил" в город организованной службы такси. Мы сделали очень много, удалось изменить федеральное и московское законодательство, такси фактически стало доступным и удобным видом общественного транспорта. Возникший в результате цивилизованный рынок вынудил перевозчиков в погоне за пассажирами идти на понижение цен при соблюдении критериев качества. Уверен, что так же будет происходить и при строительстве в программе реновации.
Мы бьемся за то, чтобы наш бизнес имел человеческое лицо, имел свои традиции и человек занимающийся предпринимательской деятельностью, смог гордиться тем, что передаст свое успешное дело по наследству. На этом строится экономика любого могучего государства. И мы обязательно таковым будем.
Источник