Гильдия предприятий торговли и услуг при МТПП и ООО «ГОЯ КОНСАЛТИНГ» провели вебинар на тему «Грамотное взаимодействие с бухгалтерией как способ снижения налоговых и иных рисков».
«Претензии, которые возникают в компании к работе бухгалтерии, нужно своевременно и грамотно устранять. Собственник, руководитель и главный бухгалтер должны работать в тандеме – тогда все процессы в компании будут протекать быстрее, а возникшие проблемы – решаться конструктивно и оперативно», – уверена спикер вебинара – основатель и руководитель аутсорсинговой компании GOYA Consulting, член Палаты налоговых консультантов РФ Мария Волохова.
Она перечислила причины, которые могут вызвать претензии к работе бухгалтерии у руководства компании, – это постоянные требования и письма от налоговой инспекции; невозможность получить необходимую информацию или документы; постоянные запросы от бухгалтерии ко всем сотрудникам компании; жалобы на действия бухгалтерии со стороны других подразделений компании.
Далее спикер сформулировала основную задачу, которую должны выполнять бухгалтерские службы, –это «правильное и своевременное отражение всех фактов финансово-хозяйственной деятельности компании с последующим предоставлением отчетности в контролирующие органы». Она детально рассмотрела три варианта взаимодействия бухгалтерии и компании (бухгалтер на удаленке, бухгалтер в штате (полноценный отдел бухгалтерии) и бухгалтерия на аутсорсинге), проанализировав плюсы и минусы каждого из них.
Затем спикер указала на негативные сигналы в работе главного бухгалтера, которые должны насторожить директора компании или ее собственника, – это «большое количество уточненных деклараций, претензии со стороны налоговых органов в виде требований по камеральным проверкам, о представлении пояснений, инкассовых требований, блокировка счетов, периодическое игнорирование запросов руководителя с обязательным указанием различных причин загруженности, неадекватная реакция на запросы руководителя» и т.д. Спикер привела примеры, когда подобные сигналы приводили к негативному развитию событий, и указала,
какие именно последствия они могут повлечь за собой, – это потеря учетной базы или базы клиентов, переплата по налогам, воровство и мошенничество и т.д.
Чтобы избежать негативных сценариев, необходимо знать, из чего состоит эффективная работа любых подразделений компании, считает спикер и выделяет три составляющих элемента – инструменты (регламенты и система учета), люди и контроль. Спикер разъяснила, из чего должны состоять регламенты взаимодействия бухгалтерии с остальными подразделениями компании, подробно рассказав о графике документооборота и его преимуществах. Она указала, какую ответственность и за что несет руководитель организации и что ему необходимо проверять (состояние расчетов с бюджетом, соблюдение сроков сдачи отчетности, движения по расчетному счету и т.д.) и в какие сроки. Также спикер представила инструменты проверки главного бухгалтера руководителем (знание системы налогообложения компании, календарь сдачи отчетности и налоговых платежей, доступ к бухгалтерской программе 1С, доступ в клиент-банк, учетная политика и инвентаризации). «Документы, исчезнувшие вместе с недобросовестным главным бухгалтером, восстанавливаются в среднем в течение трех лет, – напомнила она. – Необходимо следить, чтобы смена бухгалтера не повлияла на доступ к программе и всем данным». Если бухгалтер тянет с предоставлением каких-то данных по запросу руководителя, спикер посоветовала не медлить с организацией аудиторской проверки и поделилась впечатлениями от проверок, в которых она принимала участие. Она акцентировала внимание слушателей на необходимости разработки грамотной учетной политики компании, с помощью которой можно «сократить расходы компании и снизить налоговые риски», и регулярного проведения инвентаризации, без которой «отчетность нельзя считать достоверной».
Далее спикер дала детальные определения ценного конечного продукта (ЦКП), производимого главным бухгалтером, а также статистик, и подвела итоги вебинара, посоветовав слушателям проанализировать взаимодействие с бухгалтерами в своих компаниях, проверить наличие графика документооборота, содержание должностных инструкций. В заключение мероприятия она еще раз напомнила, что бухгалтерские службы предприятия обязательно нуждаются в контроле.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы