Гильдия предприятий торговли и услуг при МТПП и ООО «Бридж Групп» провели вебинар на тему «Автоматизация воинского учета и другие тенденции: к чему готовиться».
«Сегодня мы расскажем вам о последних нововведениях в сфере воинского учета, о том, почему компаниям необходимо начать вести его именно сейчас, о том, как проводятся проверки и что может их спровоцировать, что будет, если не вести воинский учет, и какие действия необходимо предпринять для постановки на воинский учет», – сообщила, открывая вебинар, его спикер – руководитель департамента расчета заработной платы и кадрового учета «Бридж Групп» Валентина Яковлева.
Она напомнила, что 11 апреля нынешнего года Государственная дума приняла изменения в Федеральный Закон «О воинской обязанности и воинской службе», касающиеся цифровизации системы воинского учета. «При таком подходе работодателям станет сложнее уклоняться от обязанности вести воинский учет», – отметила спикер.
Она рассказала о последних нововведениях в сфере воинского учета. В частности, Минцифры РФ и Федеральной налоговой службе (ФНС) при участии Минобороны РФ предстоит до 1 апреля 2024 года обеспечить формирование государственного информационного ресурса, содержащего сведения о гражданах, необходимые для актуализации документов воинского учета. Спикер детально разъяснила, какими организациями в отношении каких именно граждан должны подаваться сведения (в том числе и в отношении тех, кто должен был сам встать на воинский учет, но не сделал этого) и какие это сведения (в частности, номера телефонов, паспортные данные, СНИЛС, ИНН, сведения о работодателях, спортивных разрядах, владении недвижимостью, автомобилями, медицинские данные и т.д.). Сам ресурс будет называться Единый реестр о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также гражданах, не состоящих на воинском учете, но обязанных на нем состоять (кратко – Единый реестр о военнобязанных).
Изменения вступили в силу с момента их опубликования, отметила спикер, поэтому работодателям следует торопиться с организацией системы воинского учета на своих предприятиях и корректировкой сведений с учетом изменившихся сроков.
Спикер рассказала о новых способах вручения повесток – заказным письмом, через портал «Госуслуги» и через МФЦ. «Убегать от вручения повесток больше не получится, – констатировала спикер. – Компании также не смогут уклониться от вручения повестки ценному сотруднику. Если повестка не признана врученной лично или электронно, то она будет считаться таковой по истечении семи дней после размещения в Реестре повесток». Она перечислила, какие ограничения повлечет за собой неявка человека в военкомат без уважительной причины по прошествии 20 дней (запрет на госрегистрацию в качестве ИП, запрет на госрегистрацию транспортных средств и ограничение на управление ими, отказ в заключении кредитного договора и т.д.).
Далее спикер рассказала о том, что нового принесли вступившие в силу поправки работодателям – обязанности у них остались прежние, но изменились сроки: в частности, срок направления необходимых для ведения воинского учета сведений сокращен с 14 рабочих дней с момента появления изменений до пяти; срок направления в военкоматы сведений о случаях выявления граждан, не стоящих на воинском учете, но являющихся военнообязанными, – с 14 до трех; на запросы военкоматов работодатели обязаны теперь отвечать в течение трех рабочих дней. «Скоро посыплются вопросы от военкоматов работодателям, и работы последним существенно прибавится», – предупредила спикер, отметив и приятный момент: в скором времени обмен информацией с военкоматами будет исключительно электронным.
Внимание государства к теме воинского учета скорее всего будет долговременным, считает спикер. Она напомнила, что в сентябре 2022 года в Трудовой Кодекс и другие нормативные акты были внесены изменения, касающиеся прав и гарантий мобилизованных, в то время как в период пандемии было множество всяких разъяснений, но в Трудовой Кодекс не было внесено ни одного изменения. После введения цифровизации в сфере военного учета с большой вероятностью начнутся массовые проверки работодателей военкоматами, предположила спикер, и за ненадлежащее ведение в организации воинского учета она может быть привлечена к ответственности. Спикер обратила особое внимание, что на проверки военкоматов не распространяется мораторий, сведения о плановых проверках нигде не публикуются, а права организации при проведении подобных проверок однозначно не определены. Периодичность проведения плановых проверок будет зависеть от численности сотрудников в штате компании (если свыше 500, то проверки проводятся ежегодно, в остальных случаях – раз в три года), дату проверки обязаны сообщить не позднее, чем за пять рабочих дней до ее начала. Внеплановые проверки проводятся на усмотрение военкомата. Спикер разъяснила, какие показатели и по каким критериям будут проверять военкоматы, куда будут поступать сведения о проведенной проверке и какие меры ответственности предусмотрены за выявленные нарушения. Спикер считает, что со временем (после налаживания процесса цифровизации) ответственность будет ужесточена дополнительно.
Спикер привела кейс по организации работы по постановке на воинский учет сотрудников телекоммуникационной компании с участием «Бридж Групп», рассказала, как организовать такую работу в компании и какие документы в связи с этим должны быть разработаны.
В заключение спикер ответила на многочисленные вопросы слушателей.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы