Гильдия предприятий торговли и услуг при МТПП и ООО «ГОЯ КОНСАЛТИНГ» провели вебинар на тему «Оптимизация зарплатных налогов – разбор возможных законных способов».
Открывая вебинар, его спикер – основатель и руководитель аутсорсинговой компании GOYA Consulting, член Палаты налоговых консультантов РФ Мария Волохова еще раз предупредила, что речь пойдет только о законных способах оптимизации налогов, и подчеркнула, что за счет различных способов оптимизации компаниям удается сэкономить от 5 до 10% годового оборота. «Вероятность, что ваша компания попадет в число тех, у кого обязательно найдутся какие-либо элементы для оптимизации, составляет сто процентов», – заверила она слушателей.
Первое, с чего начинается оптимизация, и самое важное – это грамотно выстроенный учет. Без правильно выстроенной учетной политики невозможно наладить оптимизационные процессы, предупредила спикер. «В моей практике был случай, – отметила она, – когда за счет оптимизации только одного блока – учета товарно-материальных ценностей – удалось снизить расходы компании на 20%».
Далее спикер перешла на применение компаниями труда самозанятых – «физлиц или ИП, которые самостоятельно уплачивают с доходов налог на профессиональный доход (НПД) – 4% с доходов от физлиц и 6% с доходов от юрлиц». Она рассмотрела плюсы и минусы НПД и напомнила, что применение труда самозанятых регулируется письмом ФНС России от 15.04.2022 № ЕА-4-15/4674 «О направлении информации по проведению мероприятий налогового контроля по НПД». Сегодня многие компании используют труд самозанятых, но делают это неправильно, предупредила спикер и детально раскрыла, какие пункты в договоре с самозанятым указывают проверяющим на постоянные трудовые отношения, при наличии которых компании необходимо платить налоги за своего работника в полном объеме. Это, в частности, отсутствие указания на конкретный объем работ исполнителя, установление ежемесячной оплаты труда в определенной сумме, постоянный размер вознаграждения в течение календарного года, подчинение самозанятого внутреннему трудовому распорядку компании, возложение на исполнителя материальной ответственности, инфраструктурная зависимость самозанятого от компании (он работает на ее территории, использует ее материалы, инструмент и оборудование) и т.д.
Спикер особо отметила необходимость предусмотреть в договоре с самозанятым своевременное продление им своего статуса – его потеря грозит обернуться для работодателя выплатой штрафа, который он, впрочем, может переадресовать потерявшему бдительность самозанятому. Она также обратила внимание слушателей на то, что в договоре с самозанятым должны содержаться различные задания, стоимость выполнения которых также должна варьироваться, а не повторяться из месяца в месяц. Спикер подчеркнула, что налоговая инспекция часто проверяет договоры ГПХ с индивидуальными предпринимателями (ИП) на их экономическую обоснованность, потому что ИП часто используют для вывода или обналичивания денег, для снижения налоговой нагрузки.
Отдельно спикер остановилась на назначении ИП на руководящую должность в компании. «Управляющий ИП и директор компании имеют переплетающиеся между собой функции, и при постановке управляющего ИП на эту должность необходимо очень четко прописать реальный экономический эффект – например, увеличение прибыли или рентабельности». Она также рассказала, какие признаки переквалификации используют налоговые органы при проверке подобных договоров с управляющими ИП, и обратила внимание слушателей, что вся последняя судебная практика по подобным делам складывается в пользу налоговых органов. Спикер также раскрыла, как необходимо действовать, чтобы не вызвать нареканий со стороны налоговой инспекции, если управление компанией передано ИП, приведя в том числе конкретные кейсы.
Последнюю часть вебинара спикер посвятила компенсациям, которые выплачиваются сотрудникам, – это, в частности, компенсации разъездного характера работ, компенсации удаленным сотрудникам и компенсации при использовании личного автотранспорта, – и возможности минимизировать при этом налоговые выплаты.
В заключение спикер подытожила все сказанное на вебинаре и отметила, что максимальную налоговую оптимизацию компании позволят осуществить правильная форма собственности и налогового режима, анализ льгот по налогам, в том числе региональных, а также правильно оформленные документы.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы