Гильдия предприятий торговли и услуг при МТПП и ООО «Бридж Групп» провели практический вебинар на тему «Воинский учет: как компаниям жить в 2024 году».
«Рассматриваемая сегодня тема является наболевшей для многих кадровых специалистов. На текущий момент у нас есть наработанная практика по ней», – отметила, открывая вебинар, его спикер – руководитель департамента расчета заработной платы и кадрового учета «Бридж Групп» Валентина Яковлева. Она напомнила, что с 1 января нынешнего года был повышен предельный возраст пребывания в воинском запасе, но законом на этот счет предусмотрен переходный период до 1 января 2028 года – с этой даты граждане, имеющие звания рядовых, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов, будут пребывать в запасе до 55 лет. Спикер озвучила предельный возраст пребывания граждан в резерве для младших, старших и высших офицеров, а также для имеющих иные звания. Она напомнила об увеличении возраста призыва на военную службу с 18 до 30 лет. «Беря на работу сотрудника в возрасте до 30 лет, который не был в армии, имейте в виду, что его могут призвать», – отметила спикер.
Далее она рассказала о мероприятиях, которые необходимо осуществить в организации после ее постановки на воинский учет (создание картотеки военнообязанных, для чего необходимо сформировать и подписать у сотрудников формы №10, организовав впоследствии правильное хранение этих форм; создание и ведение журналов – спикер подробно рассказала, что это за журналы). Также после постановки на воинский учет следует сформировать в печатном виде нормативную базу – по словам спикера, представители военкоматов при проверках просят показать оформленные стенды со сведениями о воинском учете. Разъяснять работающим в организации военнообязанным информацию об их обязанностях можно и в ином виде – например, на периодически проводимых вебинарах. Спикер рассказала, какие еще мероприятия необходимо осуществлять в организации после постановки на воинский учет – это, в частности, уведомление военкомата о приеме на работу или увольнении военнообязанного, выдача работникам направления для постановки их на учет, уведомление военкомата об изменениях в данных воинского учета военнообязанных и т.д. Она также уточнила, что такое сверка документов о воинском учете, когда, каким образом и с какой периодичностью ее следует проводить, подчеркнув, что срок привлечения к ответственности сотрудниками военкомата по этому вопросу составляет три года, однако на практике скорее всего проверяемые не будут привлекаться к ответственности за нарушения, допущенные до 1 октября 2023 года.
Затем спикер перешла к разъяснению того, что и каким образом проверяют военкоматы у организаций в 2024 году. Она обратила внимание слушателей на то, что эти проверки не регулируются Федеральным Законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» №284-ФЗ, а прописаны в отдельном нормативном акте – Приказе Министра обороны РФ от 22.11.2021 №700 «Об утверждении Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета», сведения об этих проверках нигде не публикуются, моратории на них не распространяются, а права организации при проведении таких проверок однозначно не определены. Спикер раскрыла некоторые положения этого приказа, касающиеся, в частности, периодичности проверок в зависимости от численности работников в организации и т.д. Она разъяснила, как именно комиссары проверяют организацию воинского учета, а также его качество в целом, полноту и достоверность сведений в карточках, и рассказала, на какие моменты обращают внимание военкомат Красносельского района ЦАО г. Москвы и военкомат Перовского района ВАО столицы, напомнив, что планы проверок городские военкоматы утвердили в декабре 2023 года. Некоторые из них, по словам спикера, вывешивают расписание этих проверок на ближайшие два месяца на дверях своих кабинетов. Кроме плановых, существуют еще внеплановые проверки организаций, которые военкомат проводит по особым случаям совместно с прокуратурой, при этом работник прокуратуры может привлечь ответственных лиц проверяемой организации не только за нарушения в сфере воинского учета, но и в иных сферах.
Озадачиться перспективой плановой проверки спикер порекомендовала всем организациям, в штате которых насчитывается более 500 военнообязанных сотрудников, – даже тем, которые еще не встали на воинский учет («спрятаться» не получится: военкоматы знают все организации, находящиеся на их территории, так как контактируют с налоговой инспекцией). Спикер посоветовала слушателям вебинара посетить военкоматы без вызова, чтобы узнать, не находятся ли их организации в очереди на проверку в ближайший месяц. «Придя в военкомат заранее, вы будете иметь возможность подготовиться к проверке, если военкомат ее планирует. Дело в том, что за пять дней (срок, за который военкомат официально обязан предупредить организацию о проверке) подготовиться бывает трудно», – считает она. Если же в компании менее 20 военнообязанных сотрудников, опасаться проверки в нынешнем году ей вряд ли стоит.
Спикер еще раз подчеркнула, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в области воинского учета составляет три года. Саму же процедуру привлечения к административной ответственности можно разделить на шесть этапов – спикер подробно осветила каждый из них (в частности, что проверяемая организация может выдвинуть в качестве возражения на каждом), а также разъяснила обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Она обратила внимание слушателей на то, что сами военкоматы еще не очень хорошо знают свои права и обязанности по привлечению к административной ответственности, поэтому для проверок особо «интересных» для них организаций с большим числом военнообязанных привлекают работников прокуратуры. «Не бойтесь отстаивать свои права перед работниками военкомата», – посоветовала она, напомнив, что проверки столичных организаций уже начались и год обещает быть непростым в этом плане.
В течение вебинара и в последней его части спикер детально ответила на многочисленные вопросы слушателей.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы