В Московской торгово-промышленной палате прошло заседание юридического подкомитета Комитета МТПП по медиакоммуникациям бизнеса, в рамках которого состоялся круглый стол «Маркировка рекламы: нововведения в законодательстве и проблемы их применения на практике».
Как напомнила председатель подкомитета, эксперт Анастасия Подгрудкова, с 1 января 2022 года была введена обязательная маркировка рекламы, размещаемой в сети Интернет. «Однако, по собственному опыту могу сказать, что не так много рекламного контента маркировалось», - поделилась наблюдением спикер. Между тем с 1 сентября 2023 года вступили в действие нормы, накладывающие огромные штрафы на бизнес (до 500 тысяч за один эпизод), что является потенциальной долговой нагрузкой на предпринимателей. И уже появился первый прецедент – возбуждено дело по заявлению третьего лица. Бизнес полагает, что такие методы могут быть использованы для «зачистки рынка» от конкурентов.
Основной целью круглого стола было разобраться в нынешней ситуации, предоставить предпринимателям правовую информацию, выслушать экспертов, которые уже сталкиваются в своей работе с маркировкой, ответить на вопросы.
Владелец компании ContractCreation Евгений Костромин остановился на правовом регулировании маркировки интернет-рекламы. Эксперт напомнил, что Законом № 347-ФЗ от 2.07.2021 в Закон о рекламе была введена новая статья 18.1, посвященная обязательной маркировке интернет-рекламы. После этого все рекламодатели стали обязаны получать у оператора рекламных данных (ОРД) токен (идентификатор), а информация о рекламе теперь передается в единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР), где хранится пять лет. Причём еще до публикации необходимо зарегистрировать рекламный договор и креатив. А после публикации – каждые 30 дней подавать отчёт. В июле нынешнего года был принят закон №274-ФЗ (от 24.06.2023), в котором были прописаны огромные штрафы для бизнеса. Евгений Костромин обозначил все нормативно-правовые и подзаконные акты, которые регулируют процесс маркировки рекламы и разъяснения ответственных органов (ФАС и Роспотребнадзора) по исполнению положений законодательства. Тема активно обсуждается на разных уровнях, в общественных институтах, на профессиональных мероприятиях. Сейчас бизнес-сообщество ждет разъяснительных писем от ФАС, помимо этого подготовлен и выложен законопроект, которым вносятся изменения в действующий порядок. В частности, по словам спикера, предлагается за ряд нарушений сначала применять наказание в виде предупреждения. Бизнес-омбудсмен Борис Титов направил свои предложения, в том числе по введению моратория на штрафы до момента формирования полноценной правоприменительной практики. В качестве полезной информации для участников Евгений Костромин предложил ознакомиться с карточками, выложенными на сайте ФАС. Помимо этого, эксперт посоветовал в ряде случаев рассматривать публикацию информации не как рекламу, а как публичную оферту, которая маркировке не подлежит.
Владелец компании ООО «Бизнес консалтинг» Надежда Онищук дала пошаговую инструкцию, как предпринимателю пройти все этапы маркировки, основанную на личном опыте регистрации и маркирования рекламных постов. Также эксперт ответила на вопросы, которые ставили перед её компанией представители малого и среднего бизнеса. В частности, нужно ли маркировать свои услуги. Спикер особо отметила, что, например, посты о новой услуге маркировать нужно. Также придется получить токен даже на рассказ у себя на страничке о подруге, которая является хорошим риэлтером, поскольку эту рекомендацию можно расценить за рекламу. Но при этом отзывы маркировать не нужно.
В своем сообщении Анастасия Подгрудкова остановилась на возможностях оспаривания привлечения бизнеса к ответственности за нарушение ФЗ «О рекламе», отметив, что при оспаривании решений государственных органов и ведомств внесудебное решение малоэффективно. Но при этом жалоба рассматривается в ускоренном порядке и её состояние легко отслеживать (в частности, в реестре решений ФАС). Что касается судебного урегулирования спора, то, по мнению эксперта, этот путь более эффективный, поскольку суд выступает как независимый арбитр. Однако, процесс это затяжной (только в первой инстанции заявление может рассматриваться от 3 до 6 месяцев).
В ходе экспертной дискуссии участники мероприятия имели возможность задать спикерам вопросы и получить на часть из них ответы. При этом, непроясненных ситуаций все равно остается много. Поэтому Анастасия Подгрудкова анонсировала продолжение обсуждения темы в стенах МТПП с приглашением представителеq ФАС и Роскомнадзора для уточнения позиции ведомств по ряду вопросов. «По итогам обсуждений мы подготовим методичку, в которой составим алгоритмы, как действовать в той или иной ситуации», - сообщила глава подкомитета. Все, кто зарегистрировался на мероприятие, получат такую методичку по электронной почте.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы