Итоги форума «Антикоррупционная экспертиза: теоретические аспекты, практическое значение и перспективы развития»
30.09.2024
30 сентября 2024 года на базе Ситуационного центра города Москвы состоялся форум «Антикоррупционная экспертиза: теоретические аспекты, практическое значение и перспективы развития», организованный Комитетом МТПП по развитию комплаенс и деловой этики при поддержке Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и АНО «Московская дирекция транспортного обслуживания».
В ходе форума участники обсудили роль института антикоррупционной экспертизы, ее место и значение в нормотворческом процессе, перспективы развития и возможности ее применения в интересах бизнеса.
В работе форума приняли участие представители Минюста России, Росимущества и других федеральных и региональных органов исполнительной власти, прокуратур города Москвы и Московской области, представители бизнеса, профессиональных, общественных объединений, а также научного и образовательного сообществ.
С вступительным словом к участникам обратились председатель Совета ТПП России по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики, директор Научно-учебного центра противодействия коррупции Президентской академии Александр Русецкий и начальник Управления государственной службы и кадров Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Павел Михайлов.
В первой части форума эксперты обсудили основания, порядок и методику проведения оценки регулирующего воздействия и антикоррупционной экспертизы нормативных актов и их проектов.
Председатель Комитета, Сергей Манухин, свое выступление начал с освещения понятия и предмета государственного контроля (надзора).
До участников форума была доведена сравнительная динамика проверочных мероприятий в разрезе уровней контрольных органов (федеральный, региональный и муниципальный), видов проверочных мероприятий (плановые, внеплановые проверки и проверки строительных объектов), а также групп оснований их проведения.
«В целом каждая вторая проводимая проверка нерезультативна. Наихудшие по эффективности – проверки, проводимые в рамках осуществления строительного надзора и на основании поручений Президента Российской Федерации (результативны лишь каждая пятая и третья проверки соответственно). В свою очередь, эффективность проверочных мероприятий использования контрольно-кассовой техники, а также осуществляемых на основании риск-ориентированного подхода, напротив, значительно возросла при общем росте их количества. В перспективе удельный вес данных проверок будет только возрастать», – подчеркнул Сергей Манухин.
Дарья Проконова, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры города Москвы, озвучила методику проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и привела статистику результатов работы на данном направлении.
«В 2023 году прокуратурой города Москвы в 8 проектах нормативных правовых актов, регулирующих вопросы предпринимательской деятельности, выявлено 32 коррупциогенных фактора. В истекшем периоде 2024 года в 4 проектах выявлено 6 коррупционных факторов», – озвучила Дарья Проконова.
Начальник отдела законодательства о правоохранительной деятельности Департамента законодательства об обороне, безопасности и судопроизводства Минюста России Андрей Терехин отметил, что независимая антикоррупционная экспертиза нормативных проектов является одной из форм участия института гражданского общества в противодействия коррупции. При этом мнение независимых экспертов в 80% случаев учитывается органами региональной власти и до 50% – федеральными органами исполнительной власти.
Оценивая эффективность работы аккредитованных независимых экспертов, Андрей Терехин акцентировал внимание, что «от 1106 независимых аккредитованных экспертов в 2022 году поступило 336 заключений, в 2023 году – около 760 заключений», что свидетельствует о низкой активности экспертов.
По мнению представителя Минюста России, поскольку антикоррупционная экспертиза проводится при проведении правовой, наличие юридического образования является необходимым критерием, предъявляемым к независимым экспертам.
Во второй части форума члены Комитета и приглашенные эксперты, аккредитованные на проведение независимой экспертизы, поделились практикой проведения экспертизы и оценки нормативных правовых актов и их проектов.
Мария Пшеницына, директор Центра экспертиз и бизнес-практик, партнер ТК Консалтинг, член Координационного совета при Общественной палате РФ, отметила экономическую эффективность для бизнеса проведения оценки регулирующего воздействия и экспертизы нормативных правовых актов. Так, по данным Государственной думы РФ, оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов позволила снизить потенциальные издержки бизнеса на 3,5 трлн рублей. Отдельно спикер остановилась на важности своевременного и оперативного участия бизнеса в формировании предложений в рамках реализации указанных правовых механизмов.
Наталия Жидкова, руководитель проектов Центра компетенций и профилактики коррупции АНО «МДТО», привела примеры результатов антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, подготовленных Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой, ФСБ России и ФССП России.
Так, в проекте постановления Правительства Российской Федерации
«О порядке предоставления доступа к информационным системам и базам данных, используемым для получения, хранения, обработки и передачи заказов легкового такси», разработанном ФСБ России, предлагалось обязать службы заказа легкового такси предоставлять круглосуточный удаленный доступ к информационным системам и базам данных не только для выполнения возложенных на ФСБ России задач, но и в интересах других уполномоченных органов, в то время как закон допускает получение такой информации только федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности или его территориальным органом. По итогам рассмотрения заключения замечания эксперта учтены разработчиком.
Айрат Латыпов, эксперт по антикоррупционному направлению Ассоциации устойчивого развития промышленности, в качестве проблем, затрудняющих проведение независимой антикоррупционной экспертизы локальных нормативных актов в организациях, отметил отсутствие единых стандартов и методологии в этой области. В качестве решения указанных проблем Ассоциацией разработана методика проведения антикоррупционной экспертизы локальных нормативных актов и их проектов, устанавливающая критерии отбора локальных актов для анализа, критерии и периодичность их оценки.
В завершении форума, Александр Лаврентьев, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Приволжского филиала Российского государственного университета правосудия, профессор кафедры конституционного и международного права Нижегородской академии МВД России, руководитель АНО «Центр правового просвещения и экспертного обеспечения публичного управления», привел аргументированную критику в отношении института антикоррупционной экспертизы.
По мнению эксперта институт антикоррупционной экспертизы имеет ряд недостатков. Так, например, действующая методика проведения независимой антикоррупционной экспертизы ограничивает применение механизма экспертизы до выявления исключительно предусмотренных ей фактов в текстах документов.
«Объекты антикоррупционной экспертизы, размещаемые на соответствующих площадках разработчиками в публичном доступе, с юридической точки зрения не являются проектами нормативных правовых актов», – отметил Александр Лаврентьев.
Завершая свое выступление, спикер предположил, что цели антикоррупционной экспертизы могут быть достигнуты в рамках других действующих инструментов, таких, как мониторинг правоприменения, оценка регулирующего воздействия, обращения граждан и другие.
В заключение мероприятия модератор призвал представителей бизнес-сообщества активнее участвовать в нормотворческой деятельности как в рамках оценки регулирующего воздействия, так и посредством проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных механизмов, поскольку в последующем уже сами предприниматели становятся объектом государственного контроля по исполнению обязательных требований, содержащихся в принятых правовых актах.