Вице-президент МТПП Александр Крутов принял участие в «круглом столе» «О развитии речного транспорта и речных перевозок Москвы в 2022 году», прошедшем на онлайн-площадке Московской городской Думы в формате видеоконференции.
«Мы только начинаем этот важный и актуальный диалог. Сегодня мы в первую очередь хотим послушать представителей Правительства Москвы, подведомственных организаций, судовладельцев, руководителей транспортных компаний и экспертов, – сообщил модератор мероприятия – заместитель Председателя Московской городской Думы, руководитель фракции «Единая Россия» в МГД Степан Орлов. – Самое главное сейчас – выслушать позиции сторон. В дальнейшем мы будем продолжать работу над этой темой».
«Тема пассажирских перевозок по Москве-реке стала достаточно актуальной и для депутатов МГД, и самое главное – для москвичей, – отметил в своем выступлении председатель МГД Алексей Шапошников. – Исторически по Москве-реке переправлялись не только грузы, но она была и пассажирской артерией. К сожалению, с 2006 г. регулярные пассажирские перевозки по разным причинам прекратились, но, с точки зрения развития города, Москва-река должна стать нормальной пассажирской транспортной артерией... С учетом развития набережных, появления новых кварталов вблизи Москвы-реки, транспортно-пересадочных узлов, канатных дорог пассажирские перевозки по Москве-реке могут стать одной из самых эффективных возможностей передвижения по городу». По словам Алексея Шапошникова, в случае необходимости МГД готова вносить законодательные инициативы по этому вопросу в Государственную Думу.
«Мы поддерживаем решение Мэра Москвы о возрождении регулярных пассажирских перевозок по Москве-реке – это давно ожидаемая москвичами инициатива», – отметила председатель комиссии МГД по градостроительству, государственной собственности и землепользованию, руководитель постоянного депутатского объединения «Моя Москва» в МГД Елена Николаева. По планам, пассажиропоток каждого водного маршрута уже при его запуске может составить 15-16 тыс. пассажиров. Кроме того, «развитие речного транспорта несет большой потенциал для развития городских территорий, прилегающих к акваториям», – подчеркнула спикер. По ее словам, в ближайшие годы в столице появятся 64 км новых набережных. Новые транспортные связи будут способствовать активному развитию депрессивных территорий. Важно, чтобы водные маршруты стали частью транспортного каркаса города и были инкорпорированы в транспортную систему оплаты картой «Тройка», банковскими картами и биометрией. Спикер надеется, что со временем водный транспорт не будет уступать по четкости и скорости столичному метро. В своем выступлении она также предложила несколько различных инициатив по совершенствованию федерального, а в дальнейшем и московского законодательства по рассматриваемому вопросу.
Заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы Алексей Митяев отметил «высокий запрос в городе на развитие речного транспорта». Он детально остановился на развитии столичных речных вокзалов и перевозок из них (в частности, паромной переправе «Северный речной вокзал –
Захарково»). В 2022 г. предполагается завершить реконструкцию Южного речного вокзала, запустить два транспортных маршрута на электросудах, два регулярных речных маршрута в центре города (без пересечения с прогулочным флотом). Спикер сделал краткий анализ флота в акватории Москвы-реки, подвел итоги работы причалов в минувшем году, объяснил, по каким направлениям необходимо актуализировать законодательство, раскрыл собравшимся семь основных направлений развития речных перевозок. По его словам, в феврале нынешнего года планируется серия рабочих встреч, на которых будут обсуждаться маршруты речных судов на предстоящий сезон и форматы работы.
«Мы готовы к совершенствованию нормативно-правовой базы с целью улучшения эффективности и безопасности судоходства на реке», – сообщил и.о. начальника Центрального управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сергей Ромазанов. По его словам, опыт работы на дорогах в значительной мере можно перенести на акватории. «Мы готовы рассматривать предложения судовладельцев по лицензированной базе… Проводится глобальная работа по упрощению подачи и рассмотрения заявлений, а также по рассмотрению правовых нарушений. Мы готовы обсуждать новые инициативы».
Заместитель руководителя Департамента торговли и услуг г. Москвы Александр Иванов также выразил готовность поддержать высказанные идеи и сотрудничать с бизнес-сообществом, работающим в акватории Москвы-реки, по вопросам, которые находятся в ведении Департамента – в частности, появлению вблизи причалов несанкционированных точек продажи пригласительных билетов и т.д. «Местные жители, мнение которых необходимо учитывать, далеко не всегда рады стихийному обустройству набережных», – отметил он.
На «круглом столе» в режиме блиц-опроса выступили представители основных компаний, занимающихся различными видами речных перевозок – пассажирскими, круизными, ресторанными и т.д. – а также директор Ассоциации содействия развитию транспортной отрасли «ТАМА» Норайр Блудян.
«Сегодняшняя встреча стартовая, потому что акцент был сделан в первую очередь на развитие и систематизацию пассажирских перевозок, – отметил вице-президент МТПП Александр Крутов. – Мы видим здесь действительно недооцененный потенциал всей инфраструктуры – и береговой, и причальной. Предпринимательская инициатива, которая сконцентрирована в МТПП в виде отраслевых гильдий и комитетов, уже имеет опыт эксплуатации круизного водного транспорта, коммуникации с береговой инфраструктурой, в частности, реконструированным Северным речным портом. Сегодня затрагивались вопросы транспортной безопасности. Возможно, разработка новых стандартов безопасности с учетом современных технических решений (таких, как речной транспорт на электрической тяге), экология использования водного пространства, вопрос профессиональной подготовки кадров – во всех этих сегментах предприниматели могут найти возможность развиваться, могут что-то предложить. И действительно, через площадку МТПП, взаимодействие с профильными департаментами и региональными законодателями мы можем прийти к той программе, которая фактически позволит капитализировать реку для города и показать ее потенциал в лучшем свете. Возможно, этот опыт впоследствии используют и другие города». Спикер также затронул вопросы престижа работы на речном флоте и качества подготовки гидов, ведущих экскурсии на речных судах. «Я надеюсь, что работа будет продолжена», – отметил он.
В заключение мероприятия модератор еще раз напомнил слушателям, что в МГД ждут предложений на обсуждаемую на «круглом столе» тему. «Самое главное – что мы только в начале пути, – подчеркнул Степан Орлов. – Символично то, что наши город и река в нем носят одно и то же имя – и они должны развиваться вместе»