МТПП приняла участие в обсуждении механизмов совершенствования системы закупочной деятельности в России. Этой теме был посвящен круглый стол: «Квалификация и репутация участников госзаказа как основа его успешного исполнения». Инициатором его проведения выступил Технический комитет по стандартизации (ТК) 066 «Оценка опыта и деловой репутации предприятий».
В дискуссии приняли участие представители Минпромторга, мэрии Москвы, НОСТРОЙ, ОАО «ВНИИС», бизнес-сообщества и общественных организаций, а также руководители ведущих предприятий строительного комплекса Республики Беларусь - РУП «Белстройцентр» и СМК РУП «Стройтехнорм».
Участники дискуссии сошлись во мнении, что 44-ФЗ, пришедший на смену 94- ФЗ, не решил главной проблемы – качество исполнения государственного заказа лучше не стало. При этом оценить масштабы неэффективности расходования бюджетных средств сегодня не представляется возможным: предавать гласности такую статистику желающих нет.
- Получилось то, что получилось, - поддержал критику в отношении 44-ФЗ старший вице-президент Московской торгово-промышленной палаты, депутат Московской городской Думы Владимир Платонов. - Винить государство в том, что был заложен принцип «чем дешевле, тем лучше», сложно. Но надо уже перестать гордиться, называя суммы, которые были сэкономлены на конкурсах. Мне, как человеку с прокурорским прошлым, это говорит, что, во-первых, оценка стоимости работ была завышена. Во-вторых, та организация, которая снижает заявленную стоимость, должна указать, на каком основании она это делает. Без такого обоснования эти люди должны автоматически исключаться из конкурса.
В ходе обсуждения, председатель ТК 066 Владимир Шахов, предложил законодательно закрепить систему предквалификационного отбора. Он сообщил, что предквалификация как механизмом отсечения недобросовестных исполнителей госзаказа предлагалась при обсуждении 44-ФЗ, но не была в него включена. При разработке системы предквалификационного отбора опереться можно было бы на стандарты нового поколения по оценке нематериальных критериев.
- Другого эффективного инструмента, кроме как стандарт, удовлетворяющего требованиям формализации и объективизации какого-либо процесса, сегодня не придумано, - считает председатель ТК 066 Владимир Шахов.
Пока такой ГОСТ разработан для строительных компаний. Уже этой осенью должен заработать базовый национальный стандарт по оценке опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Универсальный продукт стандартизации станет хорошим подспорьем для бизнеса в решении одной из самых актуальных проблем нашего времени – повышении ответственности за конечный результат деятельности.