1 февраля Гильдия предприятий торговли и услуг при Московской торгово-промышленной палате и компания «Бридж Групп» провели вебинар на тему «Должная осмотрительность в 2022: как проверить контрагента и нивелировать риски».
Спикером вебинара выступила директор по правовым вопросам компании «Бридж Групп» Алина Павлова. «Моя задача сегодня не только рассказать, как обеспечить доказательства в подтверждение того, что вы проверили своего контрагента, то есть проявили осмотрительность, но и объяснить, как «не передавить», чтобы не зарубить сделку на корню. Где можно пойти на уступки, а где можно добиться своих требований», - сказала Алина Павлова.
Существует несколько критериев, которые говорят о том, что сделка реальна. Исполнение обязательств должно быть осуществлено именно тем лицом, которое подписало договор. У сделки должен быть «действительный экономический смысл», то есть она не должна прикрывать сделку, которая не является налогооблагаемой; и у неё должна быть деловая цель.
Участники вебинара узнали, как подготовить досье в отношении контрагента и быть готовым обосновать свое сотрудничество с конкретным контрагентом, какими способами доказать факт применения мер должной осмотрительности. «Позаботьтесь о том, чтобы показать налоговой, как вы вышли на этого контрагента. Может, вы делали анализ цен или к вам пришли с хорошим коммерческим предложением», - предостерегла Алина Павлова. Она напомнила также, что административную ответственность в виде штрафа может отменить только суд. А бремя доказывания лежит на ответчике. «Досье по итогу проверки контрагентов – то, какую работу вы проделали, применяя осмотрительность, поможет вам отстоять свою позицию», - уверена Алина Павлова. Она перечислила какие именно документы необходимо запросить у контрагента, чтобы была возможность его проверить. Предоставить минимум документов, предусмотренный законом, компании обязаны. Важно также знать, какие документы нужно предоставить, чтобы ваш партнер спокойно заключил сделку с вами.
Спикер рассказала также, какие неблагоприятные последствия ожидают компанию, если ФНС внесла сведения о недостоверности юридического адреса в ЕГРЮЛ. «Важно, чтобы ваш контрагент был контактным именно по тому адресу, который у него числится в ЕГРЮЛ. Это очень важно, потому что и налоговая будет проверять, сидят ли они там, и вы не сможете вести деловую переписку!» - подчеркнула Алина Павлова.
Эксперт порекомендовала заранее, ещё при согласовании сделки, при проверке договора включить в него возможность одностороннего его расторжения по причине появления признаков «недобросовестного контрагента».
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы