13 сентября в Московской торгово-промышленной палате впервые был проведен уникальный формат мероприятия – деловая игра по тематике реализации ответственности производителей и импортеров (РОПИ) товаров, включая упаковку, утративших потребительские свойства. Деловая игра была организована Комитетом МТПП по проблемам экологии и природопользования совместно с Комитетом ТПП Московской области по природопользованию и экологии. Участие в деловой игре принимали представители компаний-производителей, операторов по сбору, транспортировке, переработке и утилизации отходов, эксперты рынка, представители органов власти – заместитель руководителя аппарата комитета Госдумы РФ по экологии и охране окружающей среды Елена Семилетова, начальник отдела Департамента Росприроднадзора по ЦФО Георгий Григорьев, депутат – член комитета экологии и природопользования Московской областной Думы Михаил Борушков и другие эксперты.
Открывая мероприятия, вице-президент МТПП Сурен Варданян сказал: «Мы громко говорим о Годе экологии, но важна реальная работа. Большое количество несостыковок в законодательстве относительно темы экологии приводит к сложностям, что либо влияет на реализацию проектов, либо создает почву для штрафов». Сурен Варданян отметил, что нестандартный формат мероприятия позволяет осуществить своеобразное проектное моделирование и ответить на многие практические вопросы: «Хотелось бы, чтобы в результате родился пакет предложений, которые можно было бы направить коллегам в госорганы. Город прислушивается к позиции МТПП и к мнению бизнеса».
Председатель Комитета по проблемам экологии и природопользования Сергей Алексеев заявил о четкой позиции: «Бюджетные деньги должны расходоваться долевым образом – но как это обеспечить, пока нет четкого понимания. Есть механизм экологических фондов, однако политической воли для возвращения к их использованию нет. При таком подходе собранные в качестве экологического сбора средства могут пойти на покрытие дефицита бюджета, а не на создание отрасли переработки отходов. А без ее создания все разговоры о раздельном сборе отходов и повышении экологической безопасности, к сожалению, бесплодны».
Председатель Комитета ТПП Московской области по природопользованию и экологии, заместитель Председателя Комитета МТПП по проблемам экологии и природопользования, Председатель Совета Фонда Рационального Природопользования Владимир Аленцин подчеркнул, что в результате деловой игры планируется получить ясные, точечные формулировки по вопросам, касающимся всех этапов реализации ответственности производителей и импортеров. «Сейчас в первом чтении в Госдуме находится пакет документов по этому вопросу, и наши предложения и рекомендации будут очень своевременны – они могут быть учтены в виде поправок», - сказал Владимир Аленцин.
Заместитель генерального директора по науке АНО «Экотерра», к.б.н. Анастасия Горленко стала модератором деловой игры.
Участники заранее создали три группы – команду производителей и импортеров, команду операторов рынка сбора, транспортировки и обработки отходов и команду операторов рынка утилизации отходов - с целью максимально подробного изучения процедуры РОПИ. Команды, обсудив перед игрой все проблемные аспекты, представили их перед кругом экспертов и сотрудников Министерства природных ресурсов и экологии РФ и Росприроднадзора, которые позже прокомментировали итоги. Примечательно то, что команды помимо перечисления проблемных моментов и противоречий в законодательстве предложили конкретные решения.
Команда производителей и импортеров была представлена Анастасией Смирновой, юристом ООО «Гудиер Раша». Команду интересовали объяснения понятий «выпуск в обращение», «упаковка», «комплектующие для производства готового товара», «экспорт готовых товаров», «товары из вторичного сырья». Члены команды отметили, что классификаторы ОК 034-2014 / ТН ВЭД ЕАЭС / ФККО не синхронизированы; не прописан перечень подтверждающих документов от оператора рынка обращения с отходами, на основании которых оформляется отчетность; неясно, как должен быть составлен акт утилизации отходов. Команда предложила исключить неготовые к употреблению товары («комплектующие») из декларируемого объема товаров, выпущенных в обращение за год. Также прозвучал вопрос - каковы требования к оператору по обращению с отходами, если на каждом этапе утилизации (сбор, транспортировка, накопление) компания привлекает отдельного оператора.
Вторую команду – команду операторов рынка сбора, транспортирования и обработки отходов - представлял Виктор Белоус, заместитель генерального директора ЗАО Комбинат экологического обслуживания.
Он отметил, что нормативы утилизации и ставки экологического сбора в перспективе будут увеличиваться, поскольку цель установления ответственности импортеров и производителей - обеспечить утилизацию максимального количества отходов. Введение поэтапного запрета на захоронение отдельных категорий отходов на полигонах напрямую связано с РОПИ. Следовательно, в ближайшей перспективе возникает необходимость не только развития мощностей по переработке отходов, но и выстраивания системы сбора отходов.
Виктор Белоус напомнил, что деятельность по сбору отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию. Согласно Закону №89-ФЗ сбор отходов поясняется как прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. При данной формулировке лицензированию подлежат организации, осуществляющие прием отходов I-IV классов опасности, в том числе и от физических лиц. Данное обстоятельство фактически является препятствием для организации сбора отходов от населения в рамках ответственности импортеров и производителей. Эксперт привел пример возможного сбора отходов в специальных пунктах на территории торговых центров – однако тогда для точек сбора будет необходимо получить лицензию.
Команда предложила решение – либо изменить в Законе №89-ФЗ понятие «сбор отходов», либо отменить лицензирование деятельности по сбору отходов I-IV классов опасности.
Также команда предложила внести изменения в законодательство, позволяющие лицензировать деятельность по группам отходов, так как ФККО постоянно изменяется и дополняется, и операторам приходится получать лицензию на новый вид деятельности.
Прозвучало еще одно предложение - определить, что в случае приема отходов от юридических лиц и ИП факт сбора подтверждается актом приема-передачи. В случае приема от физических лиц или сбора брошенных отходов эксперты предложили составлять односторонний акт сбора (его форму следует также разработать). Целесообразно также отменить лицензирование для случаев транспортирования таких отходов к пунктам временного накопления.
Команду операторов рынка утилизации отходов представлял Председатель Комитета ТПП Московской области по природопользованию и экологии, заместитель Председателя Комитета МТПП по проблемам экологии и природопользования, Председатель Совета Фонда Рационального Природопользования Владимир Аленцин. Он остановился на форме актов утилизации отходов, рекомендованной Росприроднадзором.
По словам экспертал, возможен вариант реализации РОПИ с привлечением операторов рынка сбора и обработки отходов. Таким оператором в частном случае может выступать перерабатывающая компания, если она самостоятельно осуществляет сбор отходов и в состоянии показать происхождение отходов, которое Росприроднадзор может проконтролировать, в том числе на основании инструментов анализа отчетности природопользователей.
В процессе применения по назначению, сбора, транспортирования, обработки товар видоизменяется, например, может быть разукомплектован, разбавлен, разобран, смешан с другим и т.д. Команда поставила вопрос - в каких случаях то, что получается в итоге можно считать отходом от использования первоначального товара, а в каких – нет? Например, можно ли считать отходом от использования минеральных масел смесь масел, образующуюся в автосервисе при обслуживании автомобилей при отсутствии идентификации физико-химической природы сливаемого масла?
Командой было сделано предложение - дополнить постановление Правительства № 1342 положением о том, что в зачет выполнения норматива утилизации могут утилизироваться отходы, содержащие товар, включённый в перечень, в качестве компонента, составной части, комплектующего элемента, пропорционально массе такого включения. Для этого необходимо внести соответствующие дополнения в акт.
Также команда предложила специальным разъяснением Минприроды или Росприроднадзора установить, что в рамках одной группы возможна заменяемость любых товаров. Замена товаров из разных групп возможна при наличии достаточного обоснования в соответствии с Законом №89-ФЗ.
Владимир Аленцин отметил одну из ключевых проблем РОПИ - наличие заключения Государственной экологической экспертизы, поскольку этот вопрос акцентируется Росприроднадзором. Хотя само по себе отсутствие заключения не отменяет факт утилизации, проведенной на основании лицензии, выданной Росприроднадзором.
«Поскольку оборудование и технологии – прерогатива Министерства промышленности и торговли РФ мы бы хотели предложить Министерству выйти с инициативой о внесении изменений в законодательство, определяющих понятия «новая техника и технология», гармонизированные с законодательством по НДТ (наилучшие доступные технологии) и исключающие их расширительное толкование», - сказал Владимир Аленцин.
Команда предложила также, чтобы в разрабатываемых обязательных формах актов утилизации и приема-передачи отходов были предусмотрены варианты, в том числе возможность многократной фиксации фактов передачи, и передачи отходов, подвергшихся обработке. Также важно установить обязанность производителя/импортера при сдаче отчетности требовать от участников цепочки сбора и утилизации отходов полный комплект документов, подтверждающих происхождение и путь отходов от природопользователя до утилизации.
Команда предложила рассмотреть возможность того, чтобы количество экземпляров актов определялось сторонами договора, на основании которого они формируются во избежание излишней регламентации.
Результаты представленных наработок прокомментировала заместитель начальника отдела государственного регулирования в области обращения с отходами, ликвидации прошлого экологического ущерба и охраны почв Минприроды РФ Арина Жежерова. Она сообщила, что в законопроекте планируется изменить формулировки отдельных терминов (например, термин «сбор отходов» будет заменен на «раздельное накопление отходов», термин «выпуск в обращение» на «реализацию» и т.д.). Для синхронизации классификаторов будет введен в действие специальный конвертер. Также согласно поручениям Президента РФ планируется расширение перечня товаров, подлежащих утилизации, ожидается повышение нормативов утилизации отходов от использования товаров до уровня, стимулирующего их полноценную переработку.
Производители отметили, что готовы реализовывать свою ответственность вместо уплаты экологического сбора, но для этого нормативно-правовая база должна стать понятной, подробной и непротиворечивой.
По результатам заседания будет подготовлена резолюция и направлена в Комитет Государственной Думы Российской Федерации по экологии и охране окружающей среды, Минпромторг России, Минприроды России, Росприроднадзор.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы.