25.09.2018 1
Откупиться от пробок. Нужны ли спецполосы?
Откупиться от пробок. Нужны ли спецполосы?
В: В эфире "РБК" "Деловой день". Здравствуйте! Мы выбираем для вас самые интересные и значимые темы, а затем анализируем, обсуждаем с экспертами и даем рекомендации. Идея по организации платных выделенных полос на автомобильных дорогах по прежнему обсуждается, проект разрабатывается, подтвердили в Росавтодоре, сообщило информационное агенство RNS. Каковы шансы, что улицах российских городов появятся платные полосы? Будут ли для этого выделяться одна полоса уже действующей дороги или построят новую? Есть ли в городах места для этого? Ну, и пожалуй, главный вопрос, а готовы ли граждане платить за ускорение движения по дорогам? Обсудим с экспертами. В студии сегодня председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития транспортного развития пассажирских перевозок Богдан Коношенко. Богдан, приветствую вас!
БОГДАН КОНОШЕНКО (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА МОСКОВСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ТАКСОМОТОРНЫХ ПЕРЕВОЗОК): Здравствуйте!
В: Ну, и Павел Поспелов, заведующий кафедры "Изысканий и проектирования дорог" МАДИ. Приветствую вас, Богдан! И приветствую вас, Павел!
ПАВЕЛ ПОСПЕЛОВ (ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ "ИЗЫСКАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГ" МАДИ): Добрый день!
В: Будут у нас еще участники в программе. В нашей удаленной студии в отеле Арарат Парк Хаятт. Ну, Павел, как вам идея?
ПАВЕЛ ПОСПЕЛОВ (ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ "ИЗЫСКАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГ" МАДИ): Идея хорошая, но сразу должен сказать, что речь идет конечно не о городских улицах там.
В: Как это не о городских? Именно о городских и идет.
ПАВЕЛ ПОСПЕЛОВ (ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ "ИЗЫСКАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГ" МАДИ): Нет, наверно, на городских не получится.
В: Там звучали такие ...
ПАВЕЛ ПОСПЕЛОВ (ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ "ИЗЫСКАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГ" МАДИ): Потому что я думаю, что пробег здесь должен достаточно высокий и, наверное, здесь реализация этого проекта для города будет достаточно сложной.
В: Когда вы говорите о городе, вы имеете в виду только Москву? Этот проект применим только для столицы, для там многомиллионного мегаполиса или , в принципе, когда вы говорите, что это не для города, то подразумевается город там миллионник, пятисот-тысячник, там, я не знаю, Владивосток может быть, Екатеринбург?
ПАВЕЛ ПОСПЕЛОВ (ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ "ИЗЫСКАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГ" МАДИ): Хорошо, Андрей. Это речь идет, конечно, о городских скоростных магистралях, если мы говорим о городе. Потому что на улицах реализовать этот проект невозможно, потому что есть так сетка квадратов разбита 400 на 400 и каждый выезд будет представлять достаточно сложную ситуацию для тех, кто едет по выделенным полосам.
В: А давайте...давайте чуть-чуть вот...
ПАВЕЛ ПОСПЕЛОВ (ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ "ИЗЫСКАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГ" МАДИ): Выделенная полоса наверно справа будет все-таки.
В: Вот давайте о проекте. В чем он заключается? И когда он появился и почему он появился? Вы ведь наверняка внимательно следите за этой историей и...?
ПАВЕЛ ПОСПЕЛОВ (ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ "ИЗЫСКАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГ" МАДИ):Да, я посмотрел. Вот один из проектов, который послужил для Росавтодора наверно идеей - это проезд по автомагистрали от Тель Авива до аэропорта Бен Гурион. Там, действительно, выделенная полоса и оплата как производится, значит? Поскольку она достаточно загруженная, то она в зависимости от той интенсивности, которая складывается на дороге, людям представляется возможность проехать по этой платной полосе. Стоимость будет зависеть от того, как часто вы выезжаете туда, люди которые едут 3-4 человека в машине, освобождаются от оплаты. Выходные дни или это праздничные дни, то есть сама система....день, ночь, то есть, сама система, которая подвигает как бы инициативу людей пользоваться этими платными дорогами. Ну, конечно, главная особенность, это должно быть преимущество реальное скорости перевозки и стоимости в конце концов.
В: Хорошо, ну, а вот главный вопрос, что бы уже попытаться понять как может работать такая полоса на дороге? Первый вопрос: кто фиксирует сколько людей находится в машине? Кто фиксирует оплату? Кто считывает деньги? Все это в автоматическом режиме? Никаких шлагбаумов? Ничего? Правильно я понимаю?
ПАВЕЛ ПОСПЕЛОВ (ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ "ИЗЫСКАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГ" МАДИ): Конечно, да. И система довольно-таки она интересная там. Ну, сейчас проблем для определения количества пассажиров в машине нет. Но оплату вот в отличии от наших систем когда мы платим управляющей компании, там, с банковского счета оплачивается.
В: Управляющая компания, которая эксплуатирует дороги. Давайте.
ПАВЕЛ ПОСПЕЛОВ (ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ "ИЗЫСКАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГ" МАДИ): У нас, да.
В: А то у нас чаще всего когда говорят - управляющая компания, имеют в виду управляющую компанию многоквартирным домом.
ПАВЕЛ ПОСПЕЛОВ (ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ "ИЗЫСКАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГ" МАДИ): Да, нет, это компания, которая управляет платными автомобильными дорогами.
В: Да.
ПАВЕЛ ПОСПЕЛОВ (ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ "ИЗЫСКАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГ" МАДИ): И у нас вы оплачиваете в эту компанию непосредственно средства. За рубежом транспондеры вы покупаете в банке. И люди, которые пользуются платными автомобильными дорогами и вот, в частности, платными участками, платной выделенной полосой, у них считывает и расплачиваетесь с банком, а потом банк уже с управляющей компанией. Здесь это гибкая система она и позволяет, то есть вы...вам..если деньги на счете есть, вам этот вопросов не будут задавать, в отличии, там, от, у нас, когда заканчивается, счет нужно пополнять, если у вас есть деньги проблем нету. И вот эта плата достаточно удобная и гибкая, то есть вы потом проанализировали потом и все.
В: Хорошо и коротко ответьте...
ПАВЕЛ ПОСПЕЛОВ (ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ "ИЗЫСКАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГ" МАДИ): По поводу доступности, я еще хочу сказать, ...
В: Сейчас, вы продолжите чуть позже, Павел. А вот коротко скажите, та полоса, которая построена в Израиле, она пристраивалась к уже существующей дороге или ...или как? Или выделялась , там было, скажем пять полос, а стало 4 для бесплатного проезда и одна полоса за плату?
ПАВЕЛ ПОСПЕЛОВ (ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ "ИЗЫСКАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГ" МАДИ): Вот это я....Вот я затрудняюсь это сказать, но трудности при стройке они очевидны. Если мы начнем пристраивать, то коллапс на тех магистралях, которые сейчас загружены, он будет просто неотвратим.
В: Понятно, ну, вот, Богдан, ваше мнение и вообще вот Павел говорит
- нет, это не сработает, это коллапс. Я , например, часто вижу - обочина...обочина, по которой нормально люди едут уже сегодня там 60-70 километров в час. Если взять, ну, я не знаю, наверно не сработает, но тем не менее, взять заасфальтировать, то о чем говорил Павел, электронным способом считывает номер машины, оплатил, не оплатил, сколько .....по опыту Израиля? Почему нет?
БОГДАН КОНОШЕНКО (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА МОСКОВСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ТАКСОМОТОРНЫХ ПЕРЕВОЗОК): Ну я хочу сказать, что я абсолютно согласен с Павлом в части того, что сама по себе идея правильная и хорошая, но она трудно...
В: Идея какая?
БОГДАН КОНОШЕНКО (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА МОСКОВСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ТАКСОМОТОРНЫХ ПЕРЕВОЗОК): Идея..
В: Вы ее формулируйте, потому что очень точно.
БОГДАН КОНОШЕНКО (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА МОСКОВСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ТАКСОМОТОРНЫХ ПЕРЕВОЗОК): Идея создания платных полос для движения транспорта.
В: Да.
БОГДАН КОНОШЕНКО (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА МОСКОВСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ТАКСОМОТОРНЫХ ПЕРЕВОЗОК): Ну, я абсолютно согласен с Павлом, что она тяжело реализуема в существующих уже построенных городах, где дорожно-транспортная инфраструктура не была...не предусматривала такой вариант дополнительной полосы. Делать это за счет тех полос, которые уже существуют, наверно будет не правильно. А вот, что касается вылетных магистралей за пределами города, где место для строительства такой полосы есть, безусловно это хорошая идея. Все вопросы связанные с оплатой и так далее, они, на самом деле, ну, имеют некоторые сложности, но они решаемы.
В: Богдан, ну, а скажем вот на конкретном примере, вы житель Москвы?
БОГДАН КОНОШЕНКО (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА МОСКОВСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ТАКСОМОТОРНЫХ ПЕРЕВОЗОК): Да.
В: Вот вы видите себе по какой магистрали, по какому направлению можно было бы либо построить платную полосу...
БОГДАН КОНОШЕНКО (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА МОСКОВСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ТАКСОМОТОРНЫХ ПЕРЕВОЗОК): В Москве не вижу..
В: Вообще не видите? Не вылетные....?
БОГДАН КОНОШЕНКО (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА МОСКОВСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ТАКСОМОТОРНЫХ ПЕРЕВОЗОК): А вот, например, Киевское шоссе или какие-то другие трассы, которые за городом находятся, там, конечно это можно было бы реализовать.
В: А с вашей точки зрения, платная полоса и платная дорога, вот, они как будут дополнять друг друга или это как ....заменят полосу дороги или что?
БОГДАН КОНОШЕНКО (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА МОСКОВСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ТАКСОМОТОРНЫХ ПЕРЕВОЗОК): Да, нет. Я думаю будут дополнять. Я думаю будут дополнять друг друга. Почему нет?
В: Хорошо. У нас есть авторитетный эксперт в отеле Арарат Парк Хаятт, Сергей Ткаченко, профессор Московского архитектурного института, эксперт Высшей школы экономики. Сергей...Сергей Борисович, приветствую вас!
СЕРГЕЙ ТКАЧЕНКО (ПРОФЕССОР МОСКОВСКОГО АРХИТЕКТУРНОГО ИНСТИТУТА): Добрый день!
В: Ну, вот здесь в студии эксперты достаточно четко и жестко заявили о том, что в пределах, ну, Москвы платные полосы не целесообразно вводить, это коллапс, это невозможно, поскольку, архитектура города не предполагает такого строительства? А вы, как архитектор, который прекрасно знает Москву, проектировал, строил, вы что скажете?
СЕРГЕЙ ТКАЧЕНКО (ПРОФЕССОР МОСКОВСКОГО АРХИТЕКТУРНОГО ИНСТИТУТА): Понимаете в чем дело? Это действительно сложный вопрос и он больше в социальную область уходит, нежели в чисто территориальную. Но, для градостроителя основной...основной проблемой является устройство вот это - ПСП - пункт сбора платы. То есть это нужно уширение дороги в несколько...в два-три раза, три полосы, значить, шесть полос или девять нужно для того, что бы , ну, вот, как бы можно было собирать плату в этих турникетах. Считывание как-то не очень нравится нашим дорожникам эксплуатация считывания, потому что это очень дорогая система считывания номеров. Поэтому, например, вот сейчас проектируется и делается уже Северный дублер Кутузовского проспекта.
В: Да, хотел об этом как раз тоже поговорить.
И что?
СЕРГЕЙ ТКАЧЕНКО (ПРОФЕССОР МОСКОВСКОГО АРХИТЕКТУРНОГО ИНСТИТУТА): Вот. Это платная дорога.
В: Да.
СЕРГЕЙ ТКАЧЕНКО (ПРОФЕССОР МОСКОВСКОГО АРХИТЕКТУРНОГО ИНСТИТУТА): И там рассматривалось два варианта. Или вот эти турникеты и уширение, ПСП - пункт сбора платы или считывание номеров. Ну и когда посчитали деньги, заказчик, город, в общем, все решили, что нужно уширять, невзирая на то, что очень дорогая московская земля и места , в общем-то, нет на это, тем не менее уширять дорогу, ставить пункты сбора платы и на какое-то время забыть о считывании номеров . В Лондоне сделали это считывание и в других местах тоже сделали, в других городах, но вот для Москвы это оказалось пока дорого, как не странно.
В: Нет, секундочку, Сергей. Там ведь нашли инвесторов, там арабы готовы строить эти 11 километров, может быть кто не знает, дублер Кутузовского...дублер Кутузовского шоссе.
СЕРГЕЙ ТКАЧЕНКО (ПРОФЕССОР МОСКОВСКОГО АРХИТЕКТУРНОГО ИНСТИТУТА): 10,5, да.
В: Предполагается построить от Москва-сити до МКАД и там есть уже частные деньги и проект разрабатывается. Ну, вот с вашей точки зрения, если технические моменты будут решены, давайте на конкретном примере, будет востребован этот участок...людьми, я имею в виду? Найдутся те, кто будет готов платить? Я думаю, там не 50 рублей придется заплатить за проезд этих 11 километров?
СЕРГЕЙ ТКАЧЕНКО (ПРОФЕССОР МОСКОВСКОГО АРХИТЕКТУРНОГО ИНСТИТУТА): Поскольку это не выделенная полоса, а платная дорога, через, там, не знаю, условно, пять лет, она вполне может быть востребована. Ну, вот сейчас дорога в Шереметьево скоростная, она же тоже, ну, почти все время полупустая, ну, через какое-то время вынужденно ей начнут пользоваться, потому что все будет так забито, что больше деваться будет некуда, а на самолет опаздывать нельзя .
В: А то есть понятно, ситуация нас вынудит и полосы платные вводить, и дороги платные строить. Коротко, Сергей, ответьте, пожалуйста, а вот если рассматривать такую идеальную картину, если мы начинаем строить новый город, ну, вот Новая Москва, там будут появляться новые микрорайоны, вот сегодня то, что вы видите, архитекторы создают условия для того, что бы там при росте автомобилей не возникало тех проблем, которые существуют в границах традиционной Москвы? Там предусматриваются, там учитываются все проблемы с которыми мы сталкиваемся сейчас?
СЕРГЕЙ ТКАЧЕНКО (ПРОФЕССОР МОСКОВСКОГО АРХИТЕКТУРНОГО ИНСТИТУТА): Ну, все проблемы всегда сложно учесть, но учитываются, безусловно, те проблемы, которые ясны проектировщикам на сегодня, про платные полосы там пока речи нет никакой, но просто, что бы было нормальное транспортное сообщение на всю длину или там как ...и ширину одновременно вот этих присоединенных территорий.
В: Понятно, спасибо большое. Это был Сергей Ткаченко, профессор Московского архитектурного института, эксперт Высшей школы экономики. Павел, ну, а вы как считаете, наши архитекторы имея опыт на глазах перед....то, как развивается дорожная ситуация в Москве, они учитывают, вот, в Новой Москве, в других городах? Может быть, действительно, да, в пределах Москвы платная полоса не полу..., ну, как вы считаете - это коллапс, невозможно найти участок земли. Но, а в других городах где есть эти возможности?
ПАВЕЛ ПОСПЕЛОВ (ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ "ИЗЫСКАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГ" МАДИ): В принципе, возможно, но давайте поговорим о том, что вот сейчас сеть дорог, которая проектируется она проектируется за счет бюджетных средств. Если мы говорим о платной дороге или о выделенной полосе, должен появиться инвестор, который говорит, "что мне это выгодно, я буду вкладывать деньги". Потом значит вот мы говорим, что там 2019 начнем строительство, значит, помимо того должен быть разработан проект, который...торги проведены, это где-то 465 , мы считали, от срока начала разработки технического задания до момента реализации. Это огромные сроки, которые вот мы говорим про северный дублер Кутузовского проспекта, но этому проекту тоже уже лет семь наверное. То есть это не ближайшее будущее. Но как в перспективе нужно его рассматривать? Вот начали мы поднимать тему по поводу платной дороги до аэропорта Шереметьево, что произошло? Сейчас количество людей, которые пользуются Аэроэкспрессом сократилось, но когда говорят, что она пустая, я разговаривал еще два года с инвесторами, там речь шла о снижении стоимости проезда, но инвесторы сказали, что "дорогие друзья! Сейчас уже 100 тысяч автомобилей проходит в сутки, никакого снижения не будет".
В: Никакого снижения нет.
ПАВЕЛ ПОСПЕЛОВ (ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ "ИЗЫСКАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГ" МАДИ): То есть это уже проект реализован, он, действительно, приносит реальную прибыль там.
В: Ну, то есть получается, мы заложники ситуации, Павел? Вот правильно я понимаю, что в конечном итоге нам надо свыкнуться с мыслью, что хорошие дороги и движение без пробок с ветерком будет возможными, так, лет, через 10-15 только за деньги? Да?
ПАВЕЛ ПОСПЕЛОВ (ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ "ИЗЫСКАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГ" МАДИ): Андрей, совершенно верно. Также как нам пришлось свыкаться с платными парковками, так, примерно, такой же путь и пойдет. Денег, которые нужны сейчас для реализации многих проектов, их просто, наверно, в бюджете будет недостаточно. Нужно обращаться к частным инвесторам и развивать эту систему, как платные дороги, платные выделенные полосы.
В: Ну, хорошо. Но, когда Росавтодор поднимает вопросы о том, что надо , ну, подумать и заказать проект там целесообразно...Еще раз подчеркну, что этого проекта пока нет вот...
ПАВЕЛ ПОСПЕЛОВ (ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ "ИЗЫСКАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГ" МАДИ): Пока в качестве идеи.
В: Он..он...есть идея, но, кстати, вот по поводу того, что пока этого проекта нет, предлагаю послушать мнение Сергея Канаева, руководителя Общественного движения Федерация автовладельцев России, голос общественности в лице Сергея Канаева.
МНЕНИЕ:
СЕРГЕЙ КАНАЕВ (РУКОВОДИТЕЛЬ ФЕДЕРАЦИИ АВТОВЛАДЕЛЬЦЕВ РОССИИ): Москва в очередной раз просто становится , конечно, городом для богатых и я думаю всегда найдутся люди, кто будут платить за эти полосы и в данном случае, я считаю, что это только начало. Насколько мне известно, все давно уже готово, поэтому как только будет политическое решение , я думаю, введут все очень быстро, потому что здесь в данном случае, речь идет о неких технических , каких-то, наверно, картах, которые считывались бы, потому что вряд ли кто-то будет делать шлагбаумы при въезде на полосы.
В: Ну, вот мнение Сергея Канаева. По его информации уже все готово, ждут отмашку.
ПАВЕЛ ПОСПЕЛОВ (ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ "ИЗЫСКАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГ" МАДИ): Ну вы, знаете, Андрей, если есть люди, которые готовы вкладывать деньги в дорожное строительство - нужно дать им шанс, почему, потому что это облегчить жизнь тех людей, которые пользуются НРЗБ.
В: Но это усложнит нашу жизнь.
ПАВЕЛ ПОСПЕЛОВ (ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ "ИЗЫСКАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГ" МАДИ): Чем? Чем?
В: Вот я , в Москву уже, например, на автотранспорте, на своем личном, ты, ну, Богдан, подключайтесь к разговору. Вам приходится на своей машине в будний день там ехать в Москву там вечером на концерт, в театр?
БОГДАН КОНОШЕНКО (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА МОСКОВСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ТАКСОМОТОРНЫХ ПЕРЕВОЗОК): Все реже и реже пользуюсь собственной машиной, пользуюсь, но вот каждый раз у меня все меньше времени на своем собственном автомобиле. Сегодня, я не могу согласиться с позицией, что Москва становится городом для богатых. Сегодня идет активное развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, идет огромное...вкладываются огромные деньги в развитие общественного транспорта, посмотрите, МЦК, сейчас есть проект с железной дорогой, которую проводят, трамвайные пути перекладываются и новые строятся. Создается ситуация, когда люди....людям удобнее и быстрее воспользоваться общественным транспортом и это абсолютно нормальная ситуация и во всем мире это делается именно таким образом. Кстати, в Москве она делается намного мягче, чем во многих других странах. Можно привести достаточно много примеров. Поэтому я с такой позицией согласиться не могу. Наоборот, город становится все более удобным для жителей. Вы вспомните как раньше мы стояли в пробках по несколько часов, а сейчас появились...
В: А сейчас вы перестали ездить, вы сейчас с этого начали.
БОГДАН КОНОШЕНКО (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА МОСКОВСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ТАКСОМОТОРНЫХ ПЕРЕВОЗОК): Я часто пользуюсь общественным транспортом, в том числе и на автобусе.
В: Ну, вот, то есть, приоритет какой? Еще раз давайте сформулируем. Для города приоритет - развитие общественного транспорта.
БОГДАН КОНОШЕНКО (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА МОСКОВСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ТАКСОМОТОРНЫХ ПЕРЕВОЗОК): Конечно.
В: И все что развивает, да, развязки делаются, но растущее количество автомобилей , все-таки, приведет к тому, что вот то...
БОГДАН КОНОШЕНКО (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА МОСКОВСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ТАКСОМОТОРНЫХ ПЕРЕВОЗОК): Эта тенденция изменилась сейчас. Люди стали все чаще продавать свои автомобили и отказываться, пользоваться такси, каршерингом, автобусами, метро и так далее. И это единственный способ избавиться от пробок и сделать жизнь более комфортной. И город сегодня вкладывает огромные средства и силы в развитие именно этих проектов, поэтому только положительно на это смотрю.
В: Хорошо. Подключаем к разговору еще одного участника программы. В отеле Арарат Парк Хаятт в нашей студии Денис Похазников, директор департамента финансового консультирования компании "Делойт" в СНГ. Денис, приветствую вас!
ДЕНИС ПОХАЗНИКОВ (ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ФИНАНСОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ КОМПАНИИ "ДЕЛОЙТ" В СНГ): Добрый день!
В: Денис, ну, а вот по вашей оценке, это, действительно, будущее таких крупных мегаполисов и близлежащих территорий - платные дороги, только в том случае ты можешь рассчитывать на качественное покрытие, на движение, ну, может быть не совсем без пробок, ну практически без пробок, скажем так. Вот какое вы видите дальнейшее развитие?
ДЕНИС ПОХАЗНИКОВ (ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ФИНАНСОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ КОМПАНИИ "ДЕЛОЙТ" В СНГ): Коллеги, ну мы не так давно делали исследование по всему миру и мы видим, что города двигаются , действительно, в ограничении личных автомобилей. Большая часть городом таких как: Лондон, Сингапур и Шанхай двигается к платному въезду в центр все же, чем к платным выделенным полосам. На наш взгляд, Москва будет двигаться скорее не к платным полосам движения, а к платному въезду в центр.
В: Денис, а вы оценивали вот эффективность того как работают сегодня платные дороги в Мос..., ну, не в Москве, в Подмосковье, ну, и в других участках? Насколько они решают те проблемы, которые были призваны решить и там не появляются, какие-то новые проблемы?
ДЕНИС ПОХАЗНИКОВ (ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ФИНАНСОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ КОМПАНИИ "ДЕЛОЙТ" В СНГ): Коллеги, ну, проблемы, конечно, появляются новые, но на наш взгляд, это неизбежность, то есть как бы ограничение личного транспорта и появление платных дорог в Подмосковье и дальше - это неизбежность, потому что город растет и маятниковая миграция растет, поэтому это неизбежность.
В: Понятно. Ну, а, Денис, а вам удалось, например, оценить не приведет ли это к каким-то ...недовольствах среди населения? И, в принципе, существует, если говорить о России, у граждан, возможность платить за такое передвижение? Потому что, ну, вот если посчитать на круг там, Павел, попрошу вас тоже и Богдан, тоже прокомментировать, но сейчас Денис, вот мы платим за стоянки, мы платим за полис ОСАГО, мы платим транспортный налог и бензин бесконечно растет, о чем мы в студии неоднократно говорим, и уже, в общем-то, люди ропщут ? Что вы видите? Где этот предел оплаты?
ДЕНИС ПОХАЗНИКОВ (ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ФИНАНСОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ КОМПАНИИ "ДЕЛОЙТ" В СНГ): Мы , к сожалению, я сейчас не готов сказать точную цифру, но , к сожалению, но...
В: Цифру не обязательно точную. Он где-то рядом?
ДЕНИС ПОХАЗНИКОВ (ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ФИНАНСОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ КОМПАНИИ "ДЕЛОЙТ" В СНГ): Но город...Она рядом, но город будет двигаться в развитие общественного транспорта и в запретительные меры к использованию личного автомобиля. К сожалению, для мегаполисов, 20 миллионов - это неизбежность.
В: Понятно. Спасибо, Денис Похазиков, директор департамента финансового консультирования компании "Делойт" в СНГ отвечал на мои вопросы. Павел, ну, а вы, что думаете? Где этот предел у людей, у населения?
ПАВЕЛ ПОСПЕЛОВ (ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ "ИЗЫСКАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГ" МАДИ): Ну, пределы только заключаются в сложной, конечно, экономической ситуации и в достаточно низком уровне жизни в стране. Вот, посмотрите, вы начали говорить про цену на бензин, там, у нас в цене на бензин акцизы, которые идут на дорожное строительство оно на уровне там , скажем, 10 процентов от стоимости бензина. Если мы возьмем Западную Европу, я смотрел просто по дизельному топливу - это 38 процентов люди оплачивают на дорожное строительство. То есть вероятность того, что за счет акцизов, которые мы с вами вкладываем мы решим транспортные проблемы в стране маловероятно. Поэтому здесь вот нам нужно искать варианты все, привлечение инвесторов различных структур для того, что бы развивать транспортную сеть в стране , я говорю, не только , вообще, в город. Бюджет города, который тратиться на дорожное строительство он сейчас приближается к бюджету, которая тратит страна вся на развитие транспортной системы. Поэтому здесь..
В: Ну давайте не ограничивать проблему одной Москвой, Павел.
ПАВЕЛ ПОСПЕЛОВ (ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ "ИЗЫСКАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГ" МАДИ): Согласен, согласен.
В: Ведь у нас другие города есть.
ПАВЕЛ ПОСПЕЛОВ (ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ "ИЗЫСКАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГ" МАДИ): Согласен. Да, ну, вот...
В: Сколько? 16 городов миллионников. Я так понимаю в конечном итоге, в будущем, давайте обсуждать тогда будущее. Ведь к чему...может быть тогда четко надо формулировать концепцию. Мы хотим города без автотранспорта, по сути дела, личного.
ПАВЕЛ ПОСПЕЛОВ (ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ "ИЗЫСКАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГ" МАДИ): Совершенно верно.
Да, общественный транспорт это, хотя я-то дорожник, но общественный транспорт - это наше все, это наше будущее.
В: А вы также считаете, Богдан. То есть, ну, не создается...
БОГДАН КОНОШЕНКО (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА МОСКОВСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ТАКСОМОТОРНЫХ ПЕРЕВОЗОК): Я бы хотел бы подчеркнуть, что целью взимания платы с граждан являются не сами деньги как таковые, а , прежде всего, это...целью этого проекта является понудить людей использовать...пользоваться в большей степени общественным транспортом, а не личным. Вот это прежде всего нужно понимать. И вот совсем недавно ездил в центр Москвы, платная, 250 рублей стоит, по моему 250 рублей стоит час стоянки - места свободного нет. А опыт показывает, что если более 80 процентов стоянки занят машинами, то эту плату нужно повышать.
В: Ну, то есть, такое ощущение создается, Богдан, что все проекты, которые придумываются, где взимают плату с автовладельцев, они вот направлены не на решение проблем, а вот на чисто заработать денег и все?
БОГДАН КОНОШЕНКО (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА МОСКОВСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ТАКСОМОТОРНЫХ ПЕРЕВОЗОК): Нет. Вот не могу с этим согласиться. Деньги, наверное, тоже важны, но, кстати говоря, Москва деньги, которые собирает с платных стоянок, она отдает именно в те районы для обустройства в этих...в этих районах , в том числе, и дорожно-транспортной структуры, в том числе, и приведение дворов в порядок и так далее. Нет цели заработать денег - есть цель сделать так, что бы люди пересели с личного автомобиля на общественный транспорт.
В: Так, но, а вопрос-то все равно не решается. Вот и Павел и вы говорите.
БОГДАН КОНОШЕНКО (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА МОСКОВСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ТАКСОМОТОРНЫХ ПЕРЕВОЗОК): Почему?
В: А денег-то нет .Ну, вот, кто оплачивать это все будет? Строительство? То есть денежных средств государству не хватит на то, что бы кардинально изменить картину с разветвленностью дорожных...дорожной сети. Все получается только за наш счет . И есть просто опасения у многих граждан, кстати, про коллеги в программе Стартап задали этот вопрос: "А вы готовы оплачивать еще проезд по выделенной полосе?" и 70 процентов говорят: "Нет, конечно".
БОГДАН КОНОШЕНКО (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА МОСКОВСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ТАКСОМОТОРНЫХ ПЕРЕВОЗОК): Ну, кто-то не готов, а кто-то готов. Город, в любом случае, вкладывает, то есть деньги инвесторов, которые вкладываются в эти проекты, они по суммам своим не сравнимы с тем, как...которые вкладывает сегодня город в развитие этих проектов.
В: Ну, вот, например, кстати, Павел, выделенная полоса для общественного транспорта, она решает свою задачу?
ПАВЕЛ ПОСПЕЛОВ (ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ "ИЗЫСКАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГ" МАДИ): Решает конечно.
В: Я вот смотрю, там половина уже общественного транспорта, половина водителей и уже , в принципе, некоторые водители как бы и говорят: "платная полоса для тех кто спешит, заплачу штраф, но зато быстрее проеду".
ПАВЕЛ ПОСПЕЛОВ (ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ "ИЗЫСКАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГ" МАДИ): Вот это правильно. Почему, когда мы говорим о платной выделенной полосе, может возникнуть та же проблема. То есть люди знают где есть датчики, которые регистрируют нарушение и просто многие начали объезжать это дело. Ну это система контроля должна быть. И ментальность людей меняться там люди должны понимать, что если на выделенную полосу выехал , он должен оплачивать просто и все. У нас также с парковками. Есть люди, которые прячутся, нарушают правила парковки платной. А проблема с платными парковками - сейчас она стала сложнее, потому что резидентные места появились, они очень большую долю стали занимать. И потом средства, которые идут от платных парковок, их мало стало, а возможности повышения цены уже нет .
То есть мы дошли по платным парковкам до потолка до этого.
В: Ну, а количество машин все увеличивается, турпоток растет, автобусам теперь ставить негде. Мы бывает на съемку выезжаем, там водитель за 10, за 15 минут от места съемок уезжает, потому что стоять негде.
ПАВЕЛ ПОСПЕЛОВ (ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ "ИЗЫСКАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГ" МАДИ): Так и должно быть.
В: Так и должно быть?
ПАВЕЛ ПОСПЕЛОВ (ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ "ИЗЫСКАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГ" МАДИ): А зачем ему? А зачем он должен, чего ему там делать?
В: Ну, а нечего делать. Спасибо .
ПАВЕЛ ПОСПЕЛОВ (ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ "ИЗЫСКАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГ" МАДИ): Есть НРЗБ официальные.
В: Спасибо огромное. Это было мнение Павла Поспелова, заведующего кафедрой "Изыскания и проектирование дорог" МАДИ и Богдан Коношенко, председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития транспортного обслуживания.
Ну, вот и что хочется сказать? Не хватает мест для парковки машин - и делаем платную стоянку. Дома в ветхом состоянии - вводим строку "На капремонт дома", хочешь ехать по комфортной освещенной без пробок дороге - плати деньги. Наверное это правильно. Но когда реальные доходы снижаются на 10 процентов, то возникает вопрос: а смогут ли потребители платить за это удовольствие и удастся ли инвесторам попавшим...построившим эту дорогу отбить свои вложения? Поэтому очень важно, что бы принимая решение о создании платной полосы на автодороге учитывались мнения всех заинтересованных сторон, в том числе и мнения, которые прозвучали сегодня в программе. Ну, а желаю всем комфортного безопасного движения. До свидания!
Ну, это "Деловой день" программа для тех кто в бизнесе, для тех кто строит эффективный бизнес, и конечно для всех тех кто хочет знать и понимать суть происходящих событий.

Источник

Наши партнеры

Торгово-промышленная палата России
Торгово-промышленная палата России
Правительство Москвы
Правительство Москвы
Московская городская Дума
ММБА
Департамент экономической политики и развития г. Москвы

Информационные партнеры