10 сентября 2024 года состоялась онлайн-конференция «Реальный склад» от Экскаватор Ру — краткое, ёмкое, деловое мероприятие о технике и рынке складской логистики.
В число спикеров вошли представители отечественного и китайского машиностроения, которые рассказали о текущей ситуации на рынке и своих новых проектах. Отдельно были затронуты темы импорта, законодательства и рынка труда.
Председатель Гильдии логистических операторов при МТПП Светлана Домнина выступила с докладом на тему: «Работа логистических компаний в условиях цифровой трансформации». В своем докладе она затронула вопросы перехода от мягкой к жесткой мотивации введения электронных перевозочных документов (ЭПД), влияния бизнеса на нормативно-правовые акты в области транспорта, проблемы кадров в условиях дефицита и современных возможностей автоматизации.
Слушатели конференции узнали:
• Что 2023 год прошёл со знаком «плюс» во всех сегментах складской техники и в текущем году положительная динамика продолжилась. Ричтраки в I квартале 2024 прибавили 55%, электроштабелёры — 50%, электротележки — 75%. По вилочным погрузчикам показатель оказался сопоставимым с прошлым годом, в лидерах — Hangha Group, HELI и TRF.
• В числе основных экологических трендов развития складской техники — использование литий-ионных батарей, уход от ламп ДРЛ с заменой на светодиодные, внедрение раздельного сбора и утилизации отходов, а также многоразовых тарных ящиков.
• Реальных заводов-производителей из Китая в России сегодня больше не стало, но увеличилось число OEM-производителей. Поэтому при покупке техники важно уточнять, какой конкретно завод-изготовитель.
• Ожидается, что в 2025–2026 годах список предложений пополнится «европейскими/японскими/корейскими» брендами, техника которых производится в Китае (хоть объёмы и будут несравнимы с теми, что были до введения санкций).
• В России уже накоплен достаточный опыт обслуживания китайской техники. Но предпочтение лучше отдавать известным маркам, а также ориентироваться на открытость поставщика в своей работе.
• В 2022 году НПО «Композит» начало реализацию проекта по производству цельнолитых шин в России: прошли испытания предсерийных образцов, после чего в продукцию был внесён ряд изменений. В 2023 году стартовали продажи.
• Одно из перспективных направлений автоматизации — перемещение товаров по складу с помощью роботов. Роботы, которые подвозят товары к человеку-сборщику способны взять на себя 80% его работы.
• Как и в других сферах, на рынке роботизированных систем для логистики произошла замена западных решений на восточные (т.е. китайские). И одновременно с этим количество предложений (и их вариаций) стало больше.
• Средний срок доставки груза из Шанхая до Москвы составляет порядка 70 дней, и только ожидание погрузки в ж/д контейнер занимает порядка 25 дней.
• В данный момент ведение электронных перевозочных документов (ЭПД) осуществляется на добровольной основе, но уже в скором времени они станут обязательными. Переход на ЭПД требует и времени, и определённых усилий со стороны участников рынка.
• Работая на выставках, следует точно идентифицировать посетителей на первом этапе контакта, вести контакты с посетителями по подготовленным сценариям и распределять время при контактах с посетителями соразмерно их коммерческому потенциалу.
• Дефицит кадров — главная проблема российского рынка. И сегодня в стране чаще всего с дефицитом борются, повышая зарплаты. В среднем, в зависимости от отрасли, в 2023 году они выросли на 10–70%. Этот тренд сохранится и в 2024-м.