Комитет МТПП по вопросам развития устойчивых транспортных систем провел круглый стол на тему «Перспектива развития газомоторного топлива в транспортной системе России».
Мероприятие прошло в смешанном формате – как на площадке Московской торгово-промышленной палаты, так и в режиме онлайн. Виртуально участие в мероприятии приняло почти 100 участников из разных регионов страны. Это показывает, по словам председателя Комитета Сергея Лобарева, актуальность обозначенной проблемы для бизнеса.
В марте прошлого года Правительство РФ приняло Постановление №221 «О внесении изменений в государственную программу РФ «Развитие энергетики» и подпрограммы «Развитие рынка газомоторного топлива», с учетом новых требований государственной программы «Расширение использования природного газа в качестве газомоторного топлива». Документ предусматривает, в частности, стимулирование развития рынка природного газа как моторного топлива и предполагает увеличение потребления природного газа и развитие инфраструктуры и распространения транспорта, работающего на природном газе. При этом предусмотрена компенсация части расходов на перевод автотранспорта с бензина на газ. Перевод значительной части транспорта на газ призван способствовать снижению автомобильных выбросов в атмосферу, а также повышению реализации природного газа на внутреннем рынке, созданию новых рабочих мест и в целом развитию экономики в стране.
Между тем, в МТПП обратились предприниматели, которые озабочены тем, что реализация программы «буксует»: для того, чтобы оформить оснащение автомобиля газобаллонным оборудованием (ГБО) теперь приходится пройти 9 инстанций. При этом, в Техническом регламенте Таможенного союза ЕАЭС № 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» есть пункт 77, который гласит, что если производитель оборудования провел сертификацию своих компонентов (узлов, агрегатов), то никаких дополнительных действий не требуется. На деле же схема получения документов значительно усложнилась. Дополнительно необходимо загружать (не бесплатно) документы на цифровую платформу Car Coin, работающую по системе блокчейн, которая пока не справляется с наплывом обращений, и процедура еще более затягивается. Сложности возникают и на этапе получения предварительного заключения испытательных лабораторий – его приходится ждать иногда по два – три месяца. Все это приводит к тому, что многие предприниматели и автовладельцы отказываются от перевода транспорта на ГБО несмотря на то, что Правительство предусмотрело очень выгодные условия этого перевода.
Все участники рынка, принимавшие участие в мероприятии, заявляли о том, что «рынок встал». Многие таксомоторные парки, автопредприятия отказываются от перевода транспорта на ГБО из-за невозможности получить документы. Предприниматели приводили конкретные примеры и озвучивали проблемы, с которыми они сталкиваются на практике.
Обсуждение получилось эмоциональным и плодотворным. Однако, за одно мероприятие, по мнению Сергея Лобарева и членов Комитета по развитию устойчивых транспортных систем, выработать комплексное решение и рекомендации невозможно. Принято решение о создании в рамках Комитета МТПП подкомитета по проблемам перевода транспорта на ГБО, в который войдут представители профильного бизнеса и профессионального экспертного сообщества. Помимо этого, в июне решено созвать следующее заседание, на которое пригласить представителей ГИБДД и исполнительной власти, чтобы прояснить позицию этих ведомств по поставленной проблеме и довести до них проблемы, с которыми сталкиваются участники рынка.