В рамках расширенного заседания Гильдии устойчивого развития, корпоративной социальной ответственности и социального предпринимательства при МТПП состоялось обсуждение презентации исследования ФБК Grant Thornton «Устойчивое развитие в компаниях малого и среднего бизнеса».
Как сообщил партнер ФБК Grant Thornton Владимир Скобарев, «повестка устойчивого развития приобретает все большее значение для компаний вне сегмента «голубых фишек». Компания провела масштабное исследование, в котором приняли участие 121 российская компания и 4652 предприятий из 29 стран (из них 1176 - европейских). Анализ по каждому вопросу проводился в двух разрезах: региональном (в сравнении с показателями стран Евросоюза как одного из лидирующих регионов по внедрению устойчивого развития) и анализ в зависимости от масштабов бизнеса (малый, средний, крупный).
Спикер подробно осветил результаты ответов на каждый из вопросов, а также привел общие выводы исследования. Так, выяснилось, что подавляющее число респондентов видят преимущества устойчивого развития (УР) и учитывают их в своих бизнес-процессах. 42% опрошенных полагают, что глобальные тенденции УР окажут существенное влияние на финансовые показатели их компаний, а 80% считают, что их финансовое процветание тесно связано с факторами УР. Около трети компаний понимают необходимость изменения своих бизнес-моделей. При этом многие ожидают роста давления заинтересованных сторон, в том числе регулирующих органов. Большинство респондентов понимают важность фактора удовлетворения ожиданий или требований клиентов. Важным выводом исследования стал тот факт, что, несмотря на растущее внимание заинтересованных сторон к вопросам, связанным с изменением климата, российские компании пока что не осознают важности этих вопросов. Так же неважно обстоят дела с подготовкой отчетности по устойчивому развитию и учёту целей УР, принятых ООН.
Как отметила заместитель директора департамента корпоративного управления и устойчивого развития ФБК Grant Thornton Елена Перцева, многие компании малого и среднего бизнеса декларируют понимание необходимости реализации целей устойчивого развития (ЦУР), однако на практике все ограничивается только внесением соответствующих разделов в бизнес-стратегию.
По словам директора по внешним связям и коммуникациям Coca-Cola HBC Россия, руководителя комиссии «Бизнес-практики для целей устойчивого развития» Совета ТПП РФ по устойчивому развитию бизнеса, КСО и волонтерству Ирины Архиповой, Россия заняла 57 место по выполнению ЦУР. При этом, по её словам, представленный в ООН отчёт был «весьма спорным». Основными задачами для внедрения на предприятиях МСБ мероприятий, направленных на достижение ЦУР, она назвала вовлечение регионов в эту работу, а также разработку и внедрение образовательных программ, которые позволят сформировать экомышение и ответственное потребление у молодого и совсем юного поколений. При этом спикер подчеркнула, что компании, представляющие крупный, особенно международный бизнес, являются флагманами устойчивого развития. Однако, «мы не сможем, к примеру, снижать выбросы без интеграции с нашими поставщиками». Поэтому вовлечение в УР всех поставщиков, начиная от производства материалов, очень актуально.
Председатель Управляющего совета ассоциации «Национальная сеть Глобального Договора ООН в России», заместитель председателя правления АО «АКИГ», управляющий партнер «Альянс Консалтинг» Александр Плакида рассказал об основных целях и участниках Глобального договора, отметил, что в ТОП-5 ключевых задач входит вовлечение малого и среднего бизнеса в реализацию ЦУР.
Помимо этого, представители банка «Центр-инвест», успешно внедряющего реализацию ЦУР и вовлекающего в этот процесс всех своих партнеров, рассказали о своем опыте. Банк ориентирован на работу с малым и средним бизнесом, а также с физлицами. Основной целью компания ставит стимулирование процентной ставкой малого бизнеса к внедрению УР.
Подводя итоги заседания, председатель Гильдии устойчивого развития, корпоративной социальной ответственности и социального предпринимательства при МТПП Анна Золоторевская отметила, что возглавляемая ею общественная структура Палаты давно и серьезно занимается проблематикой именно вовлечения субъектов малого и среднего предпринимательства в корпоративную социальную ответственность. Она заявила, что состоявшееся обсуждение очень информативно и полезно. Помимо этого, спикер пригласила всех участников принять участие в ближайших мероприятиях, которые планирует проводить Гильдия на площадке МТПП в ближайшее время.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы