Гильдия креативных индустрий при МТПП провела конференцию в рамках выставки-ярмарки «ЛАДЬЯ. Зимняя сказка – 2023»
«С сентября 2021 года народные художественные промыслы (НХП) относятся к креативным индустриям, согласно утвержденной Правительством РФ Концепции развития творческих (креативных) индустрий», - сказал Председатель Гильдии креативных индустрий при МТПП Константин Авагимов, открывая конференцию «НХП как часть креативной экономики: развитие, продвижение, образование». Мероприятие прошло 15 декабря в Экспоцентре, в рамках XXXIV Выставки-ярмарки народных художественных промыслов России «ЛАДЬЯ. Зимняя сказка – 2023». Организатором конференции выступила Гильдия креативных индустрий при МТПП.
Участниками дискуссии стали руководители организаций Правительства Москвы, региональных органов власти, предприятий НХП, отраслевых ассоциаций и союзов, Гильдий МТПП, высших образовательных учреждений, эксперты и студенты российских ВУЗов.
В ходе конференции были рассмотрены вопросы развития НХП в контексте комплексного развития территорий (КРТ), малых городов и регионов; туризма и инфраструктуры в местах традиционного бытования НХП; потенциал при взаимодействии НХП со сферами дизайна и другими сферами креативных индустрий; эффекты при создании и продвижении брендов НХП; подготовки кадров, в том числе управленческих и другие вопросы. Модератором конференции выступил Председатель Гильдии креативных индустрий при МТПП, заведующий базовой кафедрой креативных индустрий ИМПЭ им. А.С. Грибоедова Константин Авагимов.
С приветственным словом к участникам обратился Председатель Правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России» Геннадий Дрожжин. Он подчеркнул необходимость создания условий для развития НХП со стороны государства, а также особую важность ведения просветительской деятельности в области НХП.
«12 декабря Президент России подписал закон о "народных художественных промыслах», где подчеркнута значимость развития мест традиционного бытования промыслов, создание инфраструктуры, и комфортной среды, привлекательной и для жителей, и для туристов", - отметил Константин Авагимов. – В скором времени мы также ожидаем принятия законопроекта о развитии креативных индустрий в России. Напомню, сегодня в России действуют около 20 законов, регулирующих деятельность в сферах креативных индустрий. Все креативные отрасли связаны с созданием, продвижением на рынках, распространением и реализацией уникальных и экономически ценных креативных продуктов и, еще раз подчеркну, развитием их инфраструктуры. Среди более чем 16 отраслей творческой экономики НХП выделяют как одну из самых креативных сфер. Поэтому и к развитию территорий и малых городов вокруг мест традиционного бытования НХП нужно подходить креативно и, главное, активно».
Председатель правления «Национальный союз народных художественных промыслов», зам. генерального директора ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура», почетный член Российской академии художеств Вячеслав Долгов подчеркнул, что рынок продаж изделий НХП на 95% - это наша российская территория, они «несут огромную добавленную стоимость в виде мощного культурного ядра», и «если исключить из нашей настоящей жизни все изделия народных промыслов - и Россия станет безликой, не будет иметь своего самобытного лица».
Генеральный директор Жостовской фабрики декоративной росписи Андрей Климачев и исполнительный директор Федоскинской фабрики миниатюрной живописи Павел Воробьев обсудили с участниками перспективы развития территории и инфраструктуры вокруг своих предприятий как мест традиционного бытования НХП, а также механизмы продвижения уникальной продукции. Обе фабрики расположены в Подмосковье, недалеко друг от друга. Модератор обратил внимание, что развитие современной туристической инфраструктуры в ближайшем Подмосковье крайне выгодно обоим предприятиям и удобно для туристов-москвичей и гостей столицы.
Депутат Ивановской областной Думы, Председатель Комитета по государственному строительству, законности и местному самоуправлению Александр Гусаковский рассказал о поддержке НХП в Ивановской области, где промыслам традиционно уделяется большое внимание. Спикер подчеркнул, что развитие креативных индустрий в малых городах, в местах традиционного бытования НХП, поможет и социально-экономическому развитию малых городов, и промыслам.
Сооснователь проекта «Палех Парк» Алексей Баранов назвал «Палех Парк» проектом развития территории через культурный феномен и общественный запрос,
такой формат станет драйвером дальнейшего развития старинного русского поселения, центром нового притяжения творческих сил и туристического потока.
Заместитель генерального директора АНО «Агентство креативных индустрий» Дарья Шамрай представила меры поддержки компаний сегмента креативной экономики, которые может получить профильный бизнес Москвы, а также проекты АКИ, полезные бизнесу в развитии, продвижении и популяризации.
Роза Ахмадиева, ректор ФГБОУ ВО "Казанский государственный институт культуры", доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Академии Наук Республики Татарстан; заслуженный деятель науки РТ в ходе доклада «Новые траектории высшего образования» отметила, что институт ведет масштабную работу в сферах развития креативных практик в популяризации этнокультурных традиций народов России, в том числе цифрового тиражирования татарского национального фольклора. Спикер рассказала о работе Инжинирингового центра КазГИКа, музее виртуальной реальности и других проектах института.
Спикерами секции «НХП как часть креативной экономики: продвижение, подготовка кадров и рынок труда на стыке креативных отраслей» выступили: Дмитрий Котов, директор Высшей школы креативных индустрий РЭУ им. Плеханова, кандидат социологических наук; Ралия Мусина, профессор Российского государственного художественно-промышленного университета им. С. Г. Строганова, доктор искусствоведения; Анастасия Потёкина, директор по стратегическим коммуникациям АО "Семикаракорская керамика"; Евгения Полатовская, председатель Гильдии индустрии дизайна и народно-художественных промыслов при МТПП. Участники дискуссии обсудили вопросы образования в сферах НХП, управления в креативных индустриях и механизмы продвижения промыслов. Эксперты сошлись во мнении, что специалисты, способные управлять предприятиями и проектами в НХП, понимающие «что такое промысел» изнутри, способные сохранить уникальный культурный код и вместе с тем сделать предприятие НХП эффективным и успешным, крайне необходимы сегодня для сохранения и развития промыслов, поэтому их подготовка и практикоориентированность – вопрос особой актуальности при разработке образовательных программ.
Подводя итоги мероприятия Председатель Гильдии креативных индустрий при МТПП Константин Авагимов подчеркнул, что сегодня в зале собрались студенты целого ряда российских ВУЗОв: Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Московского университета им. А.С. Грибоедова, Московского государственного университета спорта и туризма, университета Синергия, Казанского государственного института культуры. «Сегодняшняя конференция показала, что интерес молодежи к народным художественным промыслам есть, и он растет, как и к управлению в креативных индустриях. Мы продолжим развитие данных направлений и в рамках кафедры креативных индустрий ИМПЭ им. Грибоедова, и на площадке МТПП, и на крупнейшей российской выставке-ярмарке НХП Ладья, которая с большим успехом проходит два раза в год, а также в российских регионах», - резюмировал Константин Авагимов.