В декабре 2013 года реформе жилищно-коммунального хозяйства в России исполнился 21 год. Достигла ли она заявленных в далеком 1992 году целей: появился ли ответственный собственник жилья, стала ли отрасль самодостаточной и самоокупаемой, сократились ли бюджетные расходы на жилищное и коммунальное хозяйство? Необходимо ответить на эти вопросы, чтобы продолжать путь дальше. Это критически важно в текущих условиях, ведь это одна из базовых отраслей народного хозяйства: в ней занято не менее 2 миллионов человек, ее годовой оборот составляет более 3 триллионов рублей.
В 2005 году был принят новый Жилищный кодекс, обсуждается уже третий пакет поправок к нему. Принимаются в большом количестве различные нормативно-правовые акты, которые призваны регулировать данную сферу, но эффективность их применения на практике оставляет желать лучшего.Эти проблемы обсуждались на круглом столе «Правовые и экономические проблемы реформирования ЖКХ на текущем этапе», который состоялся 10 декабря 2013 года в Общественно-политическом центре партии «Демократическая правовая Россия».
В работе круглого стола приняли участие:
- Царева Нина Павловна – член Общественной палаты РФ, Председатель Президиума Саратовской Специализированной коллегии адвокатов
- Романов Александр Вячеславович – Председатель Гильдии предприятий ЖКК Московской торгово-промышленной палаты
- Жолин Андрей Александрович – директор СРО НП «Содействие», член Совета директоров ПИИ «ГипроКоммунСтрой», заместитель Председателя Гильдии ЖКК МТПП Совета Гильдии предприятий ЖКК МТПП
- Леонтьев Олег Валентинович – Председатель Совета партнерства СРО НП «Содействие», Советник Президента Ассоциации строителей России по странам СНГ, сопредседатель Гильдии предприятий ЖКК МТПП
- Трунов Игорь Леонидович– д.ю.н. профессор, адвокат, Председатель Всероссийской политической Партии «Демократическая правовая Россия», Национальный президент Всемирной Ассоциации юристов
- Кузнецов Андрей Геннадьевич – Генеральный директор ГК «МАТОРИН»
- Кудрявцев Роман Николаевич– генеральный директор УК «ПИК-Комфорт»
- Недайхлиб Владимир Александрович – заместитель директора НП «ГЕФЕСТ», заместитель Председателя Гильдии предприятий ЖКК МТПП
- Латышев Григорий Владимирович – генеральный директор ООО «Научно-технический и Конструкторско-технологический центр «СтройГруппАвтоматика», кандидат технических наук
- Малашкин Сергей Егорович – генеральный директор ГК «МАКОМ», кандидат технических наук
- Мохов Андрей Игоревич – проректор по учебной части ИГУПИТ, доктор технических наук, профессор
- Айвар Людмила Константиновна– доктор юридических наук, профессор, директор НИИ правовой политики
- Надеждин Борис Борисович – политик, заведующий Кафедрой права Физтеха
- Кирьянов Артем Юрьевич - председатель Исполнительного комитета Российского союза налогоплательщиков;
- Гусева Елена Борисовна - помощник депутата Московской городской Думы Д.И. Катаева по вопросам местного самоуправления, советник районного Собрания Левобережный. Заместитель председателя Независимой организации по развитию самоуправления.
В ходе дискуссии участники круглого стола в большинстве своем согласились с тем, что заявленные цели реформирования жилищного хозяйства и коммунального комплекса спустя 20 лет с начала реформы не достигнуты. В отрасли существуют системные экономические проблемы, которые закреплены в законодательных и нормативно-правовых актах, в сложившейся практике делового оборота в отрасли, в устоявшейся общественной традиции.
Среди таких проблем, которые требуют первоочередного разрешения и внимания со стороны экспертного сообщества, общественности и государства, участники выделили следующие:
1. Большое количество законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих взаимоотношения участников рынка жилищных и коммунальных услуг. Противоречивость отраслевого регулирования, требующая систематизации и кодификации законодательства в данной сфере на федеральном и региональном уровнях с учетом уже существующей правоприменительной практики.
2. Необоснованные экономические преимущества ресурсоснабжающих организаций-монополистов, закрепленные в Жилищном кодексе и законодательстве о коммунальных услугах, и ущемляющие экономические интересы других участников рынка коммунальных услуг - потребителей и управляющих организаций. Необходимость изменения жилищного законодательства в этой части и законодательное закрепление обязанности ресурсоснабжающих организаций по оказании коммунальных услуг конечным потребителям с целью реализации сквозной ответственности поставщика за качество коммунальных услуг.
3. Непрозрачность тарифного регулирования стоимости коммунальных услуг, необходимость применения в отношении поставщиков-монополистов в полном объеме требований законодательства о раскрытии информации.
4. Разногласия в Гражданском, Жилищном и Градостроительном законодательствах в части ответственности собственника общего имущества в многоквартирном доме за его безопасное техническое состояние. Такие разногласия не позволяют задействовать экономические механизмы ответственности собственника за его решения в отношении общего имущества МКД.
5. Отсутствие в правовом поле самого понятия «многоквартирный дом», которое не позволяет сформировать единый объект недвижимости и объект управления. Необходимость введения такого понятия с учетом требований законодательства о кадастре и регистрации сделок с недвижимостью.
6. Недостаточность полномочий и ответственности объединений собственников помещений в многоквартирном доме: товариществ, кооперативов, некоммерческих партнерств, для полноценного управления коллективной собственностью. Необходимость вместе с понятием «многоквартирный дом» ввести в правовую практику понятие «кондоминиум» с обязательным членством каждого собственника в объединениях собственников независимо от их правовой формы и справедливым распределением бремени по содержанию общего имущества между собственниками. Основные права и обязанности собственников помещений должны реализовываться через механизмы коллективного владения и управления.
7. Необходимость дальнейшего развития механизмов общественного контроля в жилищном хозяйстве и коммунальном комплексе. При этом акцент необходимо перенести с контрольных мероприятий, которые должны осуществлять органы государственного надзора, на образование и просвещение собственников помещений в многоквартирном доме.
8. Недостаточное проникновение в практику управления и обслуживания современных технологий контроля качества жилищных и коммунальных услуг, технического состояния многоквартирного дома. Отсутствие ясной государственной политики в области экономического стимулирования инноваций в жилищной сфере и коммунальном комплексе.
9. Необходимость дальнейшего развития институтов саморегулирования в отрасли и создания на их базе качественно новых механизмов взаимодействия участников рынка, потребителей услуг и государства.
Участники круглого стола единогласно согласились с необходимостью более широкого обсуждения указанных проблем с учетом их важности для общества и отрасли. По итогам круглого стола решено в феврале 2014 года провести Конференцию по отраслевой проблематике с расширенным составом экспертов и представителей общественности.