26.03.2015

ЭКСПРЕСС-АНКЕТИРОВАНИЕ | PR-GR-IR: Комитет МТПП по проблемам качества и развития деловых услуг совместно с Агентством стратегических инициатив провел экспресс-анкетирование участников круглого стола в Краснодарском крае

Экспресс-анкетирование проведено с целью мониторинга реализации планов мероприятий по развитию конкуренции в сферах газа и электроэнергетики.
 
Комитет МТПП по проблемам качества и развития деловых услуг совместно с Департаментом мониторинга предпринимательских инициатив Агентства стратегических инициатив (АСИ) провел экспресс-анкетирование участников круглого стола, состоявшегося в Краснодарском крае (г. Сочи), под эгидой АСИ, по инициативе Представительства АСИ в Южном федеральном округе, при поддержке Торгово-промышленной палаты г. Сочи и Краснодарского краевого отделения общероссийской общественной организации «Опора России», организованного в формате видео-конференции.

В заседании круглого стола, проведенного в формате интерактивной видео-конференции, приняли участие:          руководители и представители  Администрации г. Сочи, Торгово-промышленной палаты г. Сочи, представительства Агентства  стратегических инициатив в Южном федеральном округе, региональной энергетической комиссии, участники газового и энергетического рынков, руководители организаций, действующих в сфере газа и электроэнергетики, энергосбытовых компаний, специалисты, представляющие отрасли газа и электроэнергетики, представители инвестиционного сообщества, Краснодарского краевого отделения общероссийской общественной организации «Опора России», консультанты, аналитики, эксперты.

Цели исследования:

1. Осуществить проведение мониторинга хода реализации планов мероприятий по развитию конкуренции в сферах естественных монополий и смежных с ними рынков, а также анализа имеющихся проблем в сферах, указанных в Плане мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», включая сферу электроэнергетики.
2. Подготовить предложения по дополнению планов мероприятий по развитию конкуренции в сферах естественных монополий и смежных с ними рынков, а также по разработке отдельных актов Правительства Российской Федерации по развитию конкуренции в сферах, указанных в Плане мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», включая сферу электроэнергетики.

Актуальность темы круглого стола обусловлена тем обстоятельством, что развитие конкуренции в экономике является многоаспектной задачей, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений - от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижение административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав граждан и национальной политики.

В структуру топливно-энергетического комплекса Краснодарского края (далее - ТЭК) входят следующие отрасли:
- электроэнергетическая,
- теплоэнергетическая,
- газовая,
- трубопроводный транспорт,
- нефтегазодобывающая,
- нефтеперерабатывающая, 
- нефтепродуктообеспечение.

Топливно-энергетический комплекс Краснодарского края включает более 300 предприятий различных форм собственности, на которых работает около 60 тыс. человек, производится более 25% промышленной продукции Кубани и перечисляется в бюджет Краснодарского края более 10% всех налоговых поступлений.

Стратегическими направлениями долгосрочной краевой энергетической политики являются энергетическая безопасность, энергетическая эффективность, бюджетная эффективность и экологическая безопасность топливно-энергетического комплекса края.

С учетом системы целей, задач и показателей Правительства Российской Федерации, согласно Энергетической Стратегии России до 2020 г., программы социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 г. стратегическими задачами топливно-энергетического комплекса Краснодарского края являются:

- надежное и сбалансированное обеспечение топливно-энергетическими ресурсами (ТЭР) отраслей экономики и социальной сферы  Краснодарского края;
- обеспечение опережающими темпами прироста мощностей по электро- и газообеспечению, в целях реализации перспективных и приоритетных инвестиционных проектов в крае;
- повышение энергетической эффективности экономики края, проведение целенаправленной энергосберегающей политики. 

Выводы:
1. Стратегическими направлениями долгосрочной Краснодарской краевой энергетической политики являются: энергетическая безопасность, энергетическая эффективность, бюджетная эффективность и экологическая безопасность топливно-энергетического комплекса края. С учетом системы целей, задач и показателей Правительства Российской Федерации, согласно Энергетической Стратегии России до 2020 года, программы социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года стратегическими задачами топливно-энергетического комплекса Краснодарского края являются:

- надежное и сбалансированное обеспечение топливно-энергетическими ресурсами (ТЭР) отраслей экономики и социальной сферы  Краснодарского края;
 - обеспечение опережающими темпами прироста мощностей по электро- и газообеспечению, в целях реализации перспективных и приоритетных инвестиционных проектов в крае;
- повышение энергетической эффективности экономики края, проведение целенаправленной энергосберегающей политики.

2. Развитие конкуренции в сфере газа и электроэнергетики должно базироваться на «Стандарте развития конкуренции в субъектах Российской Федерации».
При этом необходимо учитывать аспекты формирования перечня приоритетных и социально значимых рынков для развития конкуренции в регионах, определение целевых показателей развития конкуренции на этих рынках, а также систему взаимодействия региональных органов власти при реализации Стандарта.

3. Внедрение «Стандарта развития конкуренции» усилит преимущества субъектов Российской Федерации. Контроль над его применением в пилотных регионах в настоящее время осуществляют ФАС России, Минэкономразвития России и Агентство стратегических инициатив. В Стандарте в полной мере учитывается специфика экономики регионов. Внедряемый документ, в итоге, позволит создать достойные условия для развития конкуренции, защиты интересов субъектов малого и среднего предпринимательства, что  позволит сформировать  прозрачную систему работы органов власти в сфере электроэнергетики не только в интересах населения, но и в интересах поставщиков электроэнергии.

4. В сфере газа и электроэнергетики, существуют законодательные и административные барьеры, устранение которых повысит ответственность за создание препятствий для цивилизованного развития конкурентной среды в сфере газа  электроэнергетики, создаст равные условия конкуренции для организаций любого масштаба, устранит проблемы взаимодействия поставщиков и потребителей.

5. Главной целью развития и формирования конкурентных отношений в сфере газа и электроэнергетики является не только полная открытость рынка торговли электроэнергией и тепловой энергией с возможностью свободного выбора, но и плановое привлечение инвестиций, а также повышение платежной дисциплины в части выполнения договорных обязательств со стороны участников энергетического рынка, что позволит осуществлять составление долгосрочных сценарных прогнозов на спрос газа и электроэнергии и явится основой программы развития.

6. Основным сдерживающим фактором модельных изменений в нормативно-правовые акты сферы газа и электроэнергетики является дисбаланс в правилах оптового рынка электроэнергии и мощности, отсутствие эффективного механизма совершенствования модельного инструментария прогнозирования и связанного с этим механизма актуализации прогноза изменения цен (тарифов) в сфере газа и электроэнергетики, а также, по мнению экспертов, недостаточно высокий уровень конкуренции в данной сфере.

7. В «плане мероприятий» необходимо определить долю государственного регулирования с учетом дифференциации ценовых зон, а также закрепить возможность создания ассоциаций производителей и продавцов газа и  электроэнергии, основным принципом деятельности которых могла бы стать «полная независимость».

8. Соответствие уровня цен и системы тарифообразования, действующих в настоящее время на региональном уровне не в полной мере соответствует параметрам федерального уровня, согласно «плану мероприятий».

9. В целом, как показал анализ, оценка экономического эффекта от реализации «плана мероприятий» находится в негативной зоне, по причине слабой развитости рынка газа и электроэнергии и высоких «входных барьеров». Изменения, происходящие на региональном уровне от результатов реализации мероприятий «дорожной карты», эксперты оценили по шкале: от нулевого значения, с формулировкой «не ощущаются», до диаметрально противоположного - «ощущаются».

10. С целью совершенствования системы межотраслевой координации требуется новый формат «горизонтальных связей» на основе многосторонних соглашений, применение единой методики расчета экономического эффекта, решение первоочередных задач с учетом мнения предпринимательского сообщества на основе итогов регулярных совещаний производителей энергии и оборудования. 

11. Основой стратегических направлений в инфраструктурных и смежных отраслях, в том числе в сфере естественных монополий, являются: закрепление прав владения на имущество, расширение спектра деловых услуг, в том числе, в области энергоаудита, реализация инвестиционных программ в целях снижения стоимости энергоресурсов, участие краевых властей в решении вопросов взимания долгов с неплательщиков, рассмотрение вопроса о создании единой электросетевой вертикально-ориентированной компании.

Предложения:
- продолжить проведение мониторинга хода реализации планов мероприятий по развитию конкуренции в сферах естественных монополий и смежных с ними рынков, а также анализа имеющихся проблем в указанных сферах, в том числе в сфере электроэнергетики;
- подготовить предложения по дополнению планов мероприятий по развитию конкуренции в сферах естественных монополий и смежных с ними рынков, а также по разработке отдельных актов Правительства Российской Федерации по развитию конкуренции в указанных сферах, в том числе в сфере электроэнергетики.

По итогам экспресс-опроса подготовлен аналитический отчет, содержащий, на основе полученного анализа, конкретные и четко сформулированные предложения с целью возможности их применения в мониторинге хода реализации планов мероприятий по развитию конкуренции в сферах естественных монополий и смежных с ними рынков, а также анализа имеющихся проблем в сферах, указанных в Плане мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», включая сферу электроэнергетики, законотворческом процессе, а также планах реализации проектов и программ АСИ, Московской торгово-промышленной палаты, стратегии развития МТПП.
 
Официальные Интернет-ресурсы:
Агентство стратегических инициатив
- ДОРОЖНАЯ КАРТА «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. №2579-р) 
 
Пресс-центр Комитета МТПП по проблемам качества и развития деловых услуг

Наши партнеры

Торгово-промышленная палата России
Торгово-промышленная палата России
Правительство Москвы
Правительство Москвы
Московская городская Дума
ММБА
Департамент экономической политики и развития г. Москвы

Информационные партнеры