Арбитраж при МТПП

Положение об Арбитраже
Регламент Арбитража
Арбитры Арбитража при МТПП
Образцы арбитражных оговорок

Положение об арбитражных расходах
Калькулятор арбитражного сбора

Нормативные правовые акты
Третейские суды в Москве

Реквизиты Арбитража
Контакты:

Москва, ул. Шарикоподшипниковская, д. 38, стр. 1
Тел./факс: 8 (495) 675-54-28, Офис № 213-214
E-mail: 

Режим работы:
понедельник - четверг с 09:00 по 18:00
пятница с 09:00 по 16:45


 



АРБИТРАЖ ПРИ МОСКОВСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЕ

УТВЕРЖДЕНО
приказом Президента Московской ТПП
от 20.07.2012 № 20
Введен в действие с 01.08.2012

РЕГЛАМЕНТ Арбитража при Московской торгово-промышленной палате

Глава I. Общие положения

Статья 1. Арбитраж при Московской торгово-промышленной палате

1. Арбитраж при Московской торгово-промышленной палате (далее – Арбитраж) является постоянно действующим арбитражным учреждением (третейским судом), образованным Московской торгово-промышленной палатой для разрешения споров из договорных и иных гражданско-правовых отношений в соответствии со своей компетенцией.

2. Арбитраж осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже», Положением об Арбитраже при Московской торгово-промышленной палате (далее – Положение об Арбитраже) и настоящим Регламентом.
При разрешении споров, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 3 настоящего Регламента, Арбитраж осуществляет свою деятельность в качестве международного коммерческого арбитража.

3. Третейское разбирательство по спорам, переданным в Арбитраж, осуществляется третейскими судами, образуемыми для разрешения каждого конкретного спора в соответствии с настоящим Регламентом.
Правила третейского разбирательства, регулирующие порядок разрешения споров в Арбитраже, включая правила обращения в Арбитраж, формирования состава третейского суда и процедуру третейского разбирательства, определяются в соответствии со статьёй 25 настоящего Регламента.

4. Местонахождением Арбитража является город Москва.

Статья 2. Сфера применения Регламента

1. Настоящий Регламент регулирует порядок деятельности Арбитража, а также правила третейского разбирательства при разрешении споров, переданных в Арбитраж сторонами третейского разбирательства (далее также – стороны).

2. Правила, предусмотренные настоящим Регламентом, рассматриваются в качестве неотъемлемой части соглашения сторон о передаче спора в Арбитраж (статья 5 настоящего Регламента), если стороны не договорились об ином.
Третейское разбирательство по спору, переданному в Арбитраж (далее также – разрешение спора), осуществляется по правилам, предусмотренным Регламентом, действующим в момент обращения в Арбитраж, за исключением случаев, когда стороны договорились о применении Регламента, действовавшего в момент заключения соглашения о передаче спора в Арбитраж.

Статья 3. Компетенция

1. В Арбитраж может по соглашению сторон передаваться любой спор, вытекающий из договорных и иных гражданско-правовых отношений, если иное не установлено федеральным законом, в том числе:
1) споры российских организаций и граждан;
2) споры, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споры организаций с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации;
3) гражданско-правовые отношения, споры из которых могут быть переданы на разрешение Арбитража при МТПП, включают, в частности, отношения по купле-продаже (поставке) товаров, выполнению работ, оказанию услуг, обмену товарами и (или) услугами, перевозке грузов и пассажиров, торговому представительству и посредничеству, аренде (лизингу), научно-техническому обмену, обмену другими результатами творческой деятельности, сооружению промышленных и иных объектов, лицензионным операциям, кредитно-расчетным операциям, страхованию, совместному предпринимательству и другим формам промышленной и предпринимательской кооперации, а также споры в сфере инвестиционной деятельности, включая инвестиции на рынке ценных бумаг, инвестиций в деривативы, венчурного финансирования и инвестиций в инновации.

2. Участниками спора, переданного в Арбитраж, могут являться организации и граждане, в том числе иностранные.

3. Третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор, в том числе в случаях, когда одна из сторон возражает против третейского разбирательства по мотиву отсутствия или недействительности третейского соглашения.
Сторона вправе заявить об отсутствии у третейского суда компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор до представления ею первого заявления по существу спора (статья 9 настоящего Регламента).

Статья 4. Передача спора в Арбитраж

1. Спор может быть передан на разрешение в Арбитраж при наличии заключённого между сторонами третейского соглашения (статья 5 настоящего Регламента).

2. Спор, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть передан на разрешение в Арбитраж в случае, если третейское соглашение заключено до принятия указанными судами решения по спору.

Статья 5. Третейское соглашение

1. Третейское соглашение – соглашение сторон о передаче в Арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило оно договорный характер или нет.

2. Третейское соглашение может быть заключено в виде третейской оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения.

3. Третейское соглашение заключается в письменной форме, если иная форма третейского соглашения не предусмотрена федеральным законом.
Третейское соглашение считается заключённым в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путём обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием иных средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения.
Третейское соглашение о передаче в Арбитраж споров считается заключённым в письменной форме также, если оно заключено путём обмена исковым заявлением и отзывом на исковое заявление, в которых одна из сторон утверждает о наличии соглашения, а другая против этого не возражает.
Ссылка в договоре на документ, содержащий условие о передаче спора в Арбитраж, является третейским соглашением при условии, что договор заключён в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора.
Соглашение о передаче спора в Арбитраж может быть включено в правила организованных торгов, правила клиринга, которые зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такое соглашение является третейским соглашением участников организованных торгов, сторон договора, заключённого на организованных торгах в соответствии с правилами организованных торгов, или участников клиринга.

4. В случае, когда одна из сторон возражает против третейского разбирательства по мотиву отсутствия или недействительности третейского соглашения, третейское соглашение, заключенное в виде оговорки в договоре, должно рассматриваться как не зависящее от иных условий договора.
Вывод третейского суда о том, что содержащий третейскую оговорку договор недействителен, не влечёт за собой в силу федерального закона недействительность оговорки.

Статья 6. Нормы, применяемые при разрешении спора

1. Третейский суд разрешает споры на основании федеральных законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные федеральным законом, то применяются правила международного договора.

2. Споры, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 3 настоящего Регламента, разрешаются третейским судом в соответствии с такими нормами права, которые стороны избрали в качестве применимых к существу спора. Любое указание на право или систему права какого-либо государства должно толковаться как непосредственно отсылающее к материальному праву этого государства, а не к его коллизионным нормам.
При отсутствии какого-либо указания сторон третейский суд применяет право, определённое в соответствии с коллизионными нормами, которые он считает применимыми.

3. Во всех случаях третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учётом обычаев делового оборота.

Статья 7. Письменные уведомления или сообщения

1. Все уведомления или сообщения направляются по последнему известному адресу стороны или представителя стороны, которой они предназначаются, полученному либо от самой стороны, либо от другой стороны. Такое уведомление или сообщение может быть передано путём вручения под расписку, заказным письмом, курьерской службой, по электронной почте или любым иным способом телекоммуникации, подтверждающим факт отправки.

2. Уведомление или сообщение считается переданным в день, когда оно получено стороной или её представителем или должно было быть ими получено, если оно было направлено в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Статья 8. Установление и исчисление сроков. Изменение сроков

1. Действия, связанные с третейским разбирательством, совершаются в сроки, установленные настоящим Регламентом или в соответствии с ним.

2. Течение установленных в соответствии с настоящим Регламентом сроков начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которым определено начало срока.
Если день, следующий за такой датой, является праздничным или нерабочим днём в стране, где уведомление или сообщение считается переданным, срок начинает исчисляться со следующего рабочего дня. Праздничные и нерабочие дни включаются в исчисление сроков.
Если последний день соответствующего срока является праздничным или нерабочим днём в стране, где уведомление или сообщение считается переданным, срок истекает в конце следующего рабочего дня.

3. Сроки, установленные настоящим Регламентом, могут быть изменены Председателем Арбитража.
Сроки, установленные в соответствии с настоящим Регламентом, могут быть изменены третейским судом, Председателем или Президиумом Арбитража, установившими соответствующий срок.

Статья 9. Отказ от права на возражение
Если сторона, которая знает о том, что какое-либо положение федерального закона, от которого стороны могут отступать, или какое-либо требование, предусмотренное настоящим Регламентом или третейским соглашением, не были соблюдены, и тем не менее продолжает участвовать в третейском разбирательстве, не заявив возражений против такого несоблюдения, а если для этой цели предусмотрен какой-либо срок, то по истечении такого срока, она считается отказавшейся от своего права на возражение.

Глава II. Организационные основы деятельности

Статья 10. Арбитры

1. Арбитром (третейским судьёй) является физическое лицо, назначенное в соответствии с настоящим Регламентом и давшее своё согласие на выполнение функций арбитра.

2. Московская торгово-промышленная палата утверждает список арбитров Арбитража, в котором указываются фамилия и имя арбитра, его образование, учёная степень и звание, специальность или специализация, знание иностранных языков. Список арбитров утверждается сроком на 5 лет. В список арбитров в течение срока его действия могут вноситься изменения.
Лицо, включаемое в список арбитров, также представляет по требованию Арбитража краткие биографические данные о себе (включая год и место рождения и сведения о своей трудовой деятельности), адрес, номер телефона и другие данные.

3. Арбитр и запасной арбитр для разрешения конкретного спора назначаются в соответствии со статьёй 18 настоящего Регламента. Запасной арбитр выполняет функции арбитра в соответствии со статьёй 21 настоящего Регламента.
Сторона может назначить арбитра из числа лиц, включённых в список арбитров Арбитража, либо другое лицо, давшее согласие на выполнение функций арбитра, при условии представления последним данных, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Принимая назначение, арбитр обязуется выполнять свои обязанности в соответствии с федеральными законами и настоящим Регламентом.

4. Арбитром не может быть лицо, не отвечающее требованиям, указанным в статье 15 настоящего Регламента.

Статья 11. Президиум Арбитража

1. Президиум Арбитража действует в составе Председателя Арбитража, заместителей Председателя Арбитража и двух арбитров из списка арбитров Арбитража.
Состав Президиума утверждается Московской торгово-промышленной палатой сроком на 5 лет. Если по истечении указанного срока не было осуществлено назначение новых членов Президиума, ранее назначенные лица продолжают выполнять свои функции до такого назначения.

2. Председателем Президиума Арбитража является Председатель Арбитража.
Функции секретаря Президиума выполняет ответственный секретарь Арбитража.

3. Президиум Арбитража решает вопросы, отнесённые к его компетенции Положением об Арбитраже и настоящим Регламентом. Президиум может передать часть своих функций Председателю Арбитража.

4. По вопросам своего ведения Президиум Арбитража выносит постановления.
Постановление Президиума Арбитража вступает в силу в день принятия и подлежит немедленному исполнению, если в постановлении не указано иное.

5. Порядок работы Президиума Арбитража устанавливается Положением об Арбитраже.

Статья 12. Председатель и заместители Председателя Арбитража

1. Председатель Арбитража и его заместители назначаются Московской торгово-промышленной палатой сроком на 5 лет. Если по истечении указанного срока не было осуществлено назначение новых Председателя Арбитража и его заместителей, ранее назначенные лица продолжают выполнять свои функции до такого назначения.

2. Председатель Арбитража решает вопросы, отнесённые к его компетенции Положением об Арбитраже и настоящим Регламентом.

3. По вопросам своего ведения Председатель Арбитража выносит постановления.
Постановление Председателя Арбитража вступает в силу в день принятия и подлежит немедленному исполнению, если в постановлении не указано иное.

4. Председатель Арбитража и его заместители являются арбитрами Арбитража.
Председатель и его заместители должны иметь высшее юридическое образование.

5. В отсутствие Председателя Арбитража его функции по поручению Председателя выполняет один из его заместителей.

Статья 13. Секретариат Арбитража

1. Секретариат Арбитража обеспечивает деятельность Арбитража в соответствии с настоящим Регламентом, в том числе ведёт делопроизводство Арбитража, включая формирование дел по разрешаемым в Арбитраже спорам.

2. Секретариат возглавляет ответственный секретарь Арбитража, назначаемый Московской торгово-промышленной палатой по представлению Председателя Арбитража.

3. Ответственный секретарь Арбитража имеет заместителя, назначаемого Московской торгово-промышленной палатой по представлению Председателя Арбитража.

4. При осуществлении функций, связанных с разрешением споров в Арбитраже, ответственный секретарь подчиняется Председателю Арбитража.
Секретариат Арбитража оказывает содействие составу третейского суда, сформированному для разрешения конкретного спора, выполняет отдельные поручения третейского суда.

5. В отсутствие ответственного секретаря Арбитража его функции выполняет заместитель ответственного секретаря.

Глава III. Третейский суд

Статья 14. Третейский суд

1. Третейский суд для разрешения конкретного спора образуется в соответствии со статьёй 18 настоящего Регламента. Третейский суд может состоять из одного арбитра, разрешающего спор единолично (единоличный арбитр), или нескольких арбитров, разрешающих спор коллегиально (коллегия арбитров).

2. Решения Арбитража, касающиеся назначения, отвода или замены арбитра для разрешения конкретного спора, являются окончательными. Мотивы данных решений не сообщаются.

Статья 15. Требования, предъявляемые к арбитру

1. Арбитром для разрешения конкретного спора назначается лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей арбитра.

2. Арбитр, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председательствующий арбитр.

3. Требования, предъявляемые к квалификации арбитра, могут быть согласованы сторонами непосредственно. В отсутствие такого согласования арбитром назначается физическое лицо, обладающее квалификацией, необходимой для разрешения спора.

4. Арбитром не может быть лицо, не отвечающее требованиям, предъявляемым к арбитру (третейскому судье) федеральным законом.

Статья 16. Независимость и беспристрастность арбитров

1. Любой арбитр должен быть и оставаться беспристрастным и независимым от сторон третейского разбирательства.

2. До своего назначения предполагаемый арбитр должен представить в Арбитраж декларацию о согласии, беспристрастности и независимости.
Лицо, которому предложено осуществлять полномочия арбитра, должно отказаться от их принятия, а если полномочия арбитра уже были приняты, то отказаться от дальнейшего их осуществления и взять самоотвод, если оно не считает себя беспристрастным или независимым.

3. Самоотвод арбитра или согласие сторон на прекращение его полномочий не означает признания обстоятельств, послуживших основанием для заявления отвода.

Статья 17. Число арбитров

1. Стороны могут по своему усмотрению определять число арбитров.

2. Если стороны не договорились об ином либо если стороны договорились, что споры разрешаются третейским судом, состоящим более чем из трёх арбитров, но при этом не согласовали процедуру их назначения, то спор разрешается третейским судом, состоящим из трёх арбитров.
Указанное правило применяется, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом.

Статья 18. Формирование состава третейского суда

1. Стороны могут по своему усмотрению согласовать процедуру назначения арбитра или арбитров, при условии соблюдения пункта 5 настоящей статьи.

2. В отсутствие соглашения о процедуре назначения арбитра или арбитров формирование состава третейского суда производится в следующем порядке:
1) Если спор подлежит разрешению коллегией из трёх арбитров, каждая сторона назначает одного арбитра и одного запасного арбитра, а два назначенных сторонами арбитра избирают председательствующего арбитра и запасного председательствующего арбитра.
Если сторона не назначит арбитра или запасного арбитра в течение 7 дней после получения предложения об этом от Арбитража, или два назначенных арбитра в течение 15 дней после их назначения не изберут председательствующего или запасного председательствующего арбитра, или сторона в установленный срок не внесёт аванс для оплаты дополнительных расходов в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Положения об арбитражных расходах (Приложение к настоящему Регламенту), то соответствующее назначение производится Председателем Арбитража;
2) Если спор подлежит разрешению единоличным арбитром, стороны назначают единоличного арбитра и запасного единоличного арбитра.
Если стороны в течение 7 дней после получения предложения об этом от Арбитража не назначат единоличного арбитра или запасного единоличного арбитра или сторона в установленный срок не внесёт аванс для оплаты дополнительных расходов в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Положения об арбитражных расходах (Приложение к настоящему Регламенту), то назначение единоличного арбитра или запасного единоличного арбитра производится Председателем Арбитража.

3. Если стороны не договорились об ином, спор подлежит разрешению единоличным арбитром:
а) при цене иска, не превышающей 100 000 (ста тысяч) российских рублей – если цена иска выражена в российских рублях;
б) при цене иска, не превышающей 3 000 (трёх тысяч) долларов США либо суммы, эквивалентной 3 000 (трём тысячам) долларов США по официальному курсу соответствующей валюты, установленному Центральным банком Российской Федерации на день подачи искового заявления, – если цена иска выражена в иностранной валюте.
В этом случае назначение единоличного арбитра и запасного единоличного арбитра производится Председателем Арбитража.

4. В отсутствие соглашения сторон об ином, если в споре участвуют два и более истца или ответчика и спор подлежит разрешению коллегией арбитров, то назначается по одному арбитру от истцов и ответчиков в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи.

5. Лицо, не включённое в список арбитров Арбитража, не может считаться назначенным в качестве арбитра для разрешения конкретного спора в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 10.

Статья 19. Основания для отвода арбитра

1. Отвод арбитру может быть заявлен в случае несоблюдения требований, предусмотренных статьёй 15 настоящего Регламента.

2. Стороны могут по своему усмотрению договориться о порядке отвода арбитра при условии соблюдения пункта 3 настоящей статьи.

3. Сторона может заявить отвод назначенному арбитру только в случае, если обстоятельства, являющиеся основаниями для отвода, стали известны стороне после назначения отводимого арбитра.
Если процедура отвода арбитра не согласована сторонами, то письменное мотивированное заявление об отводе арбитра должно быть подано стороной в течение 7 дней после того, как стороне стало известно о том, что есть основания для отвода арбитра.
Вопрос об отводе арбитра разрешается третейским судом, а до формирования состава третейского суда – Президиумом Арбитража.

Статья 20. Прекращение полномочий арбитра

1. Полномочия арбитра могут быть прекращены по соглашению сторон, в связи с самоотводом арбитра или отводом арбитра по основаниям, предусмотренным статьёй 19 настоящего Регламента, а также в случае смерти арбитра.

2. Полномочия арбитра прекращаются после принятия решения по конкретному спору. В случаях, предусмотренных статьёй 55 настоящего Регламента, полномочия арбитра возобновляются, а затем прекращаются после совершения действий, предусмотренных указанной статьёй.

3. Основаниями для прекращения полномочий арбитра по соглашению сторон, а также для самоотвода арбитра являются юридическая или фактическая неспособность арбитра участвовать в разрешении спора, иные причины, по которым арбитр не участвует в разрешении спора в течение неоправданно длительного срока.
Вопрос о прекращении полномочий арбитра по основаниям, указанным в настоящем пункте, может быть решён Президиумом Арбитража по собственной инициативе.

Статья 21. Замена арбитра

1. В случае прекращения полномочий арбитра его функции выполняет запасной арбитр, назначенный в порядке, предусмотренном статьёй 18 настоящего Регламента.

2. После замены арбитра третейское разбирательство продолжается, если иное не предусмотрено соглашением сторон либо третейский суд не признает необходимым произвести разбирательство дела с самого начала.

Глава IV. Расходы, связанные с разрешением спора

Статья 22. Состав, размер и порядок оплаты расходов

1. Расходы, связанные с разрешением спора (далее – арбитражные расходы), включают:
1) третейский сбор;
2) дополнительные расходы, связанные с разрешением спора.

2. Состав и размеры третейского сбора и дополнительных расходов, связанных с разрешением спора, а также порядок их уплаты определяются в соответствии с Положением об арбитражных расходах (Приложение к настоящему Регламенту).

Статья 23. Распределение расходов

1. Распределение арбитражных расходов между сторонами производится третейским судом в соответствии с соглашением сторон, а при отсутствии такового – пропорционально удовлетворённым и отклонённым требованиям либо в ином порядке, определённом в соответствии с настоящим Регламентом.

2. Арбитражные расходы стороны, в пользу которой состоялось решение третейского суда, в том числе расходы на оплату услуг представителя, могут быть отнесены третейским судом на другую сторону, если требование о возмещении понесённых расходов было заявлено в ходе третейского разбирательства.
Арбитражные расходы, понесённые стороной вследствие нецелесообразных или недобросовестных действий (бездействия) другой стороны, в том числе действий (бездействия), вызвавших неоправданное затягивание третейского разбирательства, могут быть отнесены третейским судом на сторону, допустившую такие действия (бездействие).

3. Распределение арбитражных расходов указывается в решении или определении третейского суда.

Глава V. Третейское разбирательство

Статья 24. Принципы третейского разбирательства
Третейское разбирательство осуществляется на основе принципов законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности арбитров, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон.

Статья 25. Определение правил третейского разбирательства

1. Третейское разбирательство в Арбитраже осуществляется в соответствии с правилами настоящего Регламента, если стороны не договорились о применении иных правил третейского разбирательства.

2. В части, не согласованной сторонами, не определённой настоящим Регламентом и федеральными законами, правила третейского разбирательства определяются третейским судом, а до формирования состава третейского суда – Президиумом Арбитража.

Статья 26. Место третейского разбирательства

1. Стороны могут по своему усмотрению договориться о месте третейского разбирательства.

2. Если стороны не договорились об ином, то местом третейского разбирательства является местонахождение Арбитража (пункт 4 статьи 1 настоящего Регламента).
В отсутствие возражений сторон третейский суд может также собраться в ином месте, которое он считает надлежащим с учётом всех обстоятельств дела.

Статья 27. Язык третейского разбирательства

1. Если стороны не договорились об ином, то третейское разбирательство ведётся на русском языке.

2. Сторона, представляющая документы и иные доказательства не на языке третейского разбирательства, обеспечивает их перевод.

3. Третейский суд может потребовать от сторон перевода документов и иных доказательств на язык третейского разбирательства.

Статья 28. Конфиденциальность третейского разбирательства

1. Председатель Арбитража и его заместители, члены Президиума Арбитража, сотрудники Секретариата, арбитры не вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе третейского разбирательства, без согласия сторон или их правопреемников.

2. Арбитр не может быть допрошен в качестве свидетеля о сведениях, ставших ему известными в ходе третейского разбирательства.

Статья 29. Стороны и иные участники третейского разбирательства

1. Сторонами третейского разбирательства являются истец и ответчик.
Сторонами третейского разбирательства могут являться организации и граждане, в том числе иностранные, которые предъявили в Арбитраж иск в защиту своих прав и интересов, либо к которым предъявлен иск.

2. В третейском разбирательстве наряду со сторонами могут участвовать их представители, третьи лица, эксперты, свидетели, переводчики и секретарь заседания третейского суда.
Случаи и порядок участия в третейском разбирательстве третьих лиц, экспертов, свидетелей, переводчиков и иных лиц определяются в соответствии с настоящим Регламентом.

Статья 30. Участие третьих лиц

1. Участие в третейском разбирательстве третьего лица допускается только с согласия сторон. Для привлечения к участию в третейском разбирательстве третьего лица требуется, помимо согласия сторон, также согласие привлекаемого третьего лица.

2. Ходатайство о привлечении третьего лица, согласие на привлечение третьего лица и согласие третьего лица должны быть выражены в письменной форме.

3. Третье лицо, привлечённое к участию в третейском разбирательстве, пользуется правами и несёт обязанности стороны, за исключением права на назначение арбитра и запасного арбитра, изменение или дополнение исковых требований, заключением мирового соглашения, предъявление встречного иска, требование принудительного исполнения решения третейского суда.

4. О привлечении к участию в третейском разбирательстве третьего лица третейским судом выносится определение.

Статья 31. Представительство

1. Дела организаций ведут в Арбитраже их органы, действующие в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами организаций. Граждане вправе вести свои дела в Арбитраже лично или через представителей.

2. Представителем в третейском разбирательстве может быть дееспособное лицо с надлежащим образом оформленными и подтверждёнными полномочиями на ведение дела.

3. Представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все действия, связанные с разрешением спора, за исключением действий, указанных в пункте 4 настоящей статьи, если иное не предусмотрено в доверенности или ином документе, определяющем полномочия представителя.

4. В доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе, определяющем полномочия представителя, должно быть специально оговорено право представителя на подписание искового заявления и отзыва на исковое заявление, заявления об обеспечении иска, передачу дела в третейский суд, полный или частичный отказ от исковых требований и признание иска, изменение основания или предмета иска, заключение мирового соглашения и соглашения по фактическим обстоятельствам, передачу своих полномочий представителя другому лицу (передоверие).

Статья 32. Начало третейского разбирательства

1. Если стороны не договорились об ином, третейское разбирательство в отношении конкретного спора начинается в день принятия поступившего в Арбитраж искового заявления.

2. Вопрос о принятии искового заявления к производству решается Председателем Арбитража.

3. О принятии искового заявления Председатель Арбитража выносит постановление, которым возбуждается производство по делу и начинается третейское разбирательство.

Статья 33. Исковое заявление

1. Истец излагает свои требования в исковом заявлении, которое в письменной форме передаётся в Арбитраж.

2. В исковом заявлении должны быть указаны:
1) дата искового заявления;
2) наименования и места нахождения организаций, являющихся сторонами третейского разбирательства; фамилии и имена, даты и места рождения, места жительства и места работы граждан, являющихся сторонами третейского разбирательства;
3) обоснование компетенции третейского суда;
4) требования истца;
5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
6) доказательства, подтверждающие основания исковых требований;
7) цена иска;
8) перечень прилагаемых к исковому заявлению документов и иных доказательств.
Исковое заявление должно быть подписано истцом или его представителем. В случае, если исковое заявление подписано представителем истца, к исковому заявлению должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

3. К исковому заявлению прилагаются:
1) документ, подтверждающий уплату третейского сбора в установленных порядке и размере;
2) документы и иные доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
3) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления.

4. В ходе третейского разбирательства сторона вправе изменить или дополнить свои исковые требования.

Статья 34. Отзыв на исковое заявление

1. Ответчик вправе представить истцу и в Арбитраж отзыв на исковое заявление, изложив в нём свои возражения против иска.
Если в соответствии с настоящим Регламентом срок представления отзыва на исковое заявление не определён, то указанный отзыв представляется до первого заседания третейского суда.

2. В ходе третейского разбирательства сторона вправе изменить или дополнить свои возражения против иска.

Статья 35. Цена иска

1. Цена иска определяется:
1) по искам о взыскании денежных средств – исходя из взыскиваемой суммы;
2) по искам об истребовании имущества – исходя из стоимости истребуемого имущества;
3) по иным искам – исходя из имеющихся данных об имущественных интересах истца.
Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований.

2. Цена иска указывается истцом.
В случае неправильного указания истцом цены иска она определяется Арбитражем.

Статья 36. Устранение недостатков искового заявления

1. В случае если поступившее в Арбитраж исковое заявление не соответствует статье 33 настоящего Регламента, Секретариат Арбитража может предложить истцу устранить недостатки в установленный срок, не превышающий, как правило, 7 дней со дня получения указанного предложения.

2. В случае неустранения истцом недостатков искового заявления в установленный срок Арбитраж может возвратить исковое заявление истцу.

Статья 37. Уведомление ответчика о третейском разбирательстве
Секретариат Арбитража уведомляет ответчика о начале третейского разбирательства и направляет ответчику копии искового заявления и приложенных к нему документов и иных доказательств. Одновременно, ответчику предлагается назначить арбитра и запасного арбитра в соответствии со статьёй 18 настоящего Регламента, а также представить отзыв на исковое заявление.

Статья 38. Встречный иск и зачёт встречных требований

1. Ответчик вправе предъявить истцу встречный иск при условии, что существует взаимная связь встречного требования с требованиями истца, а также при условии, что встречный иск может быть рассмотрен третейским судом в соответствии с третейским соглашением.
Встречный иск может быть предъявлен в ходе третейского разбирательства до принятия решения третейским судом, если сторонами не согласован иной срок для предъявления встречного иска.

2. Предъявление встречного иска осуществляется по правилам, предусмотренным настоящим Регламентом для предъявления иска.

3. Истец вправе представить возражения против встречного иска (статья 34 настоящего Регламента).

4. Третейский суд возвращает встречный иск, если отсутствуют условия, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.
О возвращении встречного иска третейский суд выносит определение.

Статья 39. О принятии обеспечительных мер

1. Если стороны не договорились об ином, третейский суд, а до формирования состава третейского суда – Председатель Арбитража, может по заявлению любой стороны распорядиться о принятии какой-либо стороной таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, которые он считает необходимыми.

2. По результатам рассмотрения заявления о принятии обеспечительных мер выносится определение третейского суда, а до формирования состава третейского суда – постановление Председателя Арбитража.

Статья 40. Доказательства

1 Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений.

2. В качестве доказательств допускаются письменные доказательства, объяснения сторон, заключения экспертов, показания свидетелей, иные документы и материалы, имеющие значение для правильного разрешения спора.

3. Письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежаще заверенной копии.

4. Третейский суд может предложить сторонам представить дополнительные доказательства, если сочтёт представленные доказательства недостаточными. В случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, указанные полномочия могут осуществляться председательствующим арбитром.

Статья 41. Представление документов

1. Документы и иные доказательства, связанные с третейским разбирательством, представляются в Арбитраж:
1) в трёх экземплярах – по спорам, разрешаемым единоличным арбитром;
2) в пяти экземплярах – по спорам, разрешаемым коллегией арбитров.

2. Если стороны не договорились об ином, копии документов и иных доказательств, которые представляются третейскому суду одной стороной, должны быть переданы другой стороне.

Статья 42. Передача спора на разрешение третейского суда

1. Председатель Арбитража после принятия искового заявления к производству и формирования состава третейского суда выносит постановление о передаче спора на разрешение третейского суда.

2. Постановление о передаче спора на разрешение третейского суда должно содержать указание на состав третейского суда, дату, время и место проведения заседания третейского суда.

Статья 43. Подготовка дела к заседанию третейского суда

1. Подготовка дела к заседанию проводится третейским судом в целях обеспечения правильного и своевременного разрешения спора.
Подготовка дела к заседанию третейского суда, разрешающего спор коллегиально, проводится председательствующим арбитром.

2. При подготовке дела к заседанию третейский суд может разрешать вопросы получения от сторон при необходимости дополнительных доказательств.

3. Третейский суд может давать Секретариату Арбитража поручения в связи с подготовкой дела к заседанию.

Статья 44. Заседание третейского суда

1. Если стороны не договорились об ином и иное не предусмотрено настоящим Регламентом, третейское разбирательство осуществляется в заседании третейского суда с участием сторон или их представителей.

2. Каждой стороне должны быть предоставлены равные возможности для изложения своей позиции и защиты своих прав и интересов.

3. Сторонам должно быть заблаговременно направлено уведомление о дате, времени и месте заседания третейского суда. Указанное уведомление направляется и вручается в порядке, предусмотренном статьёй 7 настоящего Регламента.

4. Если стороны не договорились об ином, то третейский суд разрешает спор в закрытом заседании.
В заседании третейского суда наряду со сторонами могут участвовать лица, указанные в пункте 2 статьи 29 настоящего Регламента, в случае привлечения их к участию в третейском разбирательстве по данному спору.

5. Порядок проведения заседания определяется третейским судом с учётом мнения сторон.

Статья 45. Разрешение спора без вызова сторон
По ходатайству сторон третейский суд может разрешить спор без вызова сторон на основе имеющихся в деле доказательств. В этом случае протокол заседания третейского суда не составляется.

Статья 46. Непредставление документов или неявка стороны

1. Непредставление документов и иных доказательств, в том числе неявка на заседание третейского суда сторон или их представителей, надлежащим образом уведомлённых о дате, времени и месте заседания третейского суда, не являются препятствием для третейского разбирательства и принятия решения третейским судом, если причина непредставления документов и иных доказательств или неявки сторон или их представителей на заседание третейского суда признана им неуважительной.

2. Неявка ответчика на заседание третейского суда и непредставление ответчиком отзыва на исковое заявление не может рассматриваться как признание требований истца.

Статья 47. Назначение и проведение экспертизы

1. Если стороны не договорились об ином, то третейский суд может назначить экспертизу для разъяснения возникающих при разрешении спора вопросов, требующих специальных познаний, и потребовать от любой стороны представления необходимых для проведения экспертизы документов, иных материалов или предметов.

2. Если стороны не договорились об ином, кандидатура эксперта, а также вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы, определяются третейским судом с учётом мнения сторон.

Статья 48. Отложение разрешения спора

1. Третейский суд может отложить разрешение спора по ходатайству стороны третейского разбирательства или по своей инициативе.

2. Об отложении разрешения спора третейский суд выносит определение.

Статья 49. Протокол заседания третейского суда

1. Если стороны не договорились об ином и иное не предусмотрено настоящим Регламентом, в ходе заседания третейского суда ведётся протоколирование, как правило, с использованием средств аудиозаписи и составляется протокол в письменной форме.

2. Протоколирование заседания третейского суда и составление протокола осуществляется секретарём заседания. Функции секретаря заседания выполняет, как правило, ответственный секретарь Арбитража.

3. Аудиозапись является дополнительным средством фиксирования данных в ходе заседания третейского суда, материальный носитель аудиозаписи к протоколу не приобщается и участникам третейского разбирательства для ознакомления не предоставляется.

4. Протокол составляется в срок не более 5 дней от даты заседания третейского суда и подписывается председательствующим или единоличным арбитром и секретарём заседания.

5. Стороны имеют право ознакомиться с протоколом заседания третейского суда и заявить ходатайство о внесении изменений в протокол.
Указанное ходатайство может быть заявлено в течение 3 дней после подписания протокола и рассматривается председательствующим арбитром (единоличным арбитром). По результатам рассмотрения заявления председательствующий арбитр (единоличный арбитр) выносит определение.

Статья 50. Прекращение третейского разбирательства

1. Третейское разбирательство прекращается окончательным решением или определением третейского суда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

2. Третейский суд выносит определение о прекращении третейского разбирательства в случае, если:
1) истец отказывается от своего требования, если только ответчик не заявит возражения против прекращения третейского разбирательства в связи с наличием у него законного интереса в разрешении спора по существу;
2) стороны достигли соглашения о прекращении третейского разбирательства;
3) третейский суд вынес определение об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор;
4) организация, являющаяся стороной третейского разбирательства, ликвидирована;
5) гражданин, являющийся стороной третейского разбирательства, умер либо объявлен умершим или признан безвестно отсутствующим;
6) имеется вступившее в законную силу, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда общей юрисдикции, арбитражного суда или третейского суда;
7) третейский суд находит, что продолжение третейского разбирательства стало по каким-либо причинам ненужным или невозможным.

3. Третейское разбирательство до формирования состава третейского суда прекращается постановлением Председателя Арбитража.
Третейское разбирательство может быть прекращено в порядке, определённом Президиумом Арбитража по представлению Председателя Арбитража, если прекращение разбирательства в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, по каким-либо причинам невозможно.

Глава VI. Решение третейского суда

Статья 51. Принятие решения третейским судом

1. При разрешении спора по существу третейский суд принимает решение, если настоящим Регламентом не предусмотрено иное.

2 При третейском разбирательстве, осуществляемом коллегией арбитров, любое решение третейского суда, должно быть вынесено большинством арбитров.

3. Решение объявляется в заседании третейского суда.
Третейский суд вправе объявить только резолютивную часть решения, полностью или, в отсутствие возражений сторон, частично. В этом случае третейский суд объявляет, когда будет изготовлено решение в полном объёме.

4. Третейский суд может, если признает это необходимым, отложить принятие решения и вызвать стороны на дополнительное заседание при условии соблюдения статьи 44 настоящего Регламента.

5. Решение третейского суда считается принятым в месте третейского разбирательства и в день, когда оно подписано арбитрами, входящими в состав третейского суда, в том числе арбитром, имеющим особое мнение.
Если третейское разбирательство осуществлялось коллегией арбитров, то решение считается принятым, если оно подписано большинством третейских судей, входящих в состав третейского суда, при условии указания уважительной причины отсутствия подписей других третейских судей.

Статья 52. Мировое соглашение

1. Стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение, если это не противоречит федеральному закону. Мировое соглашение утверждается третейским судом.
Вопрос об утверждении мирового соглашения рассматривается третейским судом по ходатайству сторон с соблюдением статьи 44 настоящего Регламента.

2. Третейский суд выносит решение об утверждении мирового соглашения, если оно не противоречит федеральному закону и иным нормативным правовым актам и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В решении об утверждении мирового соглашения указывается на утверждение мирового соглашения и излагается его содержание.
Если в мировом соглашении отсутствует условие о распределении арбитражных расходов, третейский суд разрешает этот вопрос в соответствии с настоящим Регламентом (статья 23 настоящего Регламента) и указывает распределение арбитражных расходов в решении.
Решение об утверждении мирового соглашения имеет ту же силу и подлежит исполнению так же, как и любое иное решение по существу спора.
Правила настоящего Регламента о решении третейского суда применяются к решению об утверждении мирового соглашения с учётом настоящего пункта.

3. Об отказе в утверждении мирового соглашения третейский суд выносит определение.

Статья 53. Форма и содержание решения третейского суда

1. Решение третейского суда излагается в письменной форме. Особое мнение арбитра излагается в виде отдельного документа и прилагается к решению третейского суда.

2. Решение третейского суда должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

В вводной части решения должны быть указаны:
- наименование Арбитража;
- состав третейского суда и порядок его формирования, фамилия и имя лица, которое вело протокол судебного заседания;
- номер дела, дата и место принятия решения;
- предмет спора;
- наименования и места нахождения организаций, являющихся сторонами третейского разбирательства; фамилии и имена, даты и места рождения, места жительства и места работы граждан, являющихся сторонами третейского разбирательства;
- фамилии и имена представителей сторон с указанием их полномочий и других лиц, присутствовавших в заседании (заседаниях) третейского суда;
- дата заседания (даты заседаний) третейского суда.

В описательной части решения должны быть указаны:
- обоснование компетенции третейского суда;
- требования истца и возражения ответчика, ходатайства сторон.

В мотивировочной части решения должны быть указаны:
- обстоятельства дела, установленные третейским судом;
- доказательства, на которых основаны выводы третейского суда об этих обстоятельствах;
- федеральные законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался третейский суд при принятии решения.

Резолютивная часть решения должна содержать выводы третейского суда об удовлетворении или отказе в удовлетворении каждого заявленного искового требования, указание на то, что решение является окончательным, не подлежит оспариванию и вступает в законную силу немедленно после его принятия. В резолютивной части указываются сумма арбитражных расходов и их распределение между сторонами, а при необходимости – срок и порядок исполнения решения. При полном или частичном удовлетворении первоначального и встречного исков в резолютивной части решения указывается денежная сумма, подлежащая взысканию в результате зачёта.

Статья 54. Направление решения
Если стороны не согласовали срок для направления решения, мотивированное решение должно быть направлено сторонам в срок, не превышающий 30 дней со дня заседания третейского суда, в котором состоялось полное или частичное объявление решения (пункт 3 статьи 51 настоящего Регламента).

Статья 55. Исправление и разъяснение решения. Дополнительное решение

1. Третейский суд вправе по заявлению любой стороны или по своей инициативе исправить допущенные в решении описки, опечатки, арифметические ошибки.
Об исправлении описок, опечаток, арифметических ошибок третейский суд выносит определение, которое является составной частью решения.

2. Если стороны не договорились об ином, то любая сторона, уведомив об этом другую сторону, может в течение 7 дней после получения решения третейского суда обратиться в Арбитраж с заявлением о разъяснении решения. Заявление о разъяснении решения должно быть рассмотрено в течение 15 дней после его получения третейским судом, разрешившим спор. Третейский суд вправе разъяснить принятое им решение, не изменяя его содержания.
По результатам рассмотрения соответствующего заявления выносится либо определение о разъяснении решения, которое является составной частью решения третейского суда, либо определение об отказе в разъяснении решения.

3. Если стороны не договорились об ином, то любая из сторон, уведомив об этом другую сторону, может в течение 7 дней после получения решения третейского суда обратиться в Арбитраж с заявлением о принятии дополнительного решения в отношении требований, которые были заявлены в ходе третейского разбирательства, однако не нашли отражения в решении. Указанное заявление должно быть в течение 15 дней после его получения рассмотрено третейским судом, разрешившим спор.
По результатам рассмотрения соответствующего заявления принимается либо дополнительное решение, которое является составной частью решения третейского суда, либо определение об отказе в удовлетворении заявления о принятии дополнительного решения.

Статья 56. Вступление в силу и обязательность решения третейского суда

1. Решение третейского суда вступает в силу в день принятия.

2. Решение третейского суда является окончательным и обязательным для сторон.
Стороны третейского разбирательства принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение третейского суда. Стороны и третейский суд прилагают все усилия к тому, чтобы решение третейского суда было юридически исполнимо.

3. Решение третейского суда оспариванию не подлежит.

Статья 57. Определение третейского суда

1. Третейский суд выносит определения в случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, и в иных случаях по вопросам, не затрагивающим существа спора.
В случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 40 и пунктом 5 статьи 49 настоящего Регламента, при коллегиальном разрешении спора определение может быть вынесено председательствующим арбитром.

2. Определение выносится третейским судом в письменной форме в виде отдельного документа или в виде протокольного определения.
Протокольное определение объявляется устно и заносится в протокол заседания третейского суда.

3. Определение третейского суда вступает в силу в день принятия и подлежит немедленному исполнению, если иное не установлено третейским судом.

Статья 58. Хранение решений и дел

1. Дело по разрешённому в Арбитраже спору хранится в Арбитраже в течение пяти лет от даты прекращения третейского разбирательства.

2. Решение по разрешённому в Арбитраже спору хранится в Арбитраже постоянно, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Глава VII. Исполнение решения третейского суда

Статья 59. Исполнение решения третейского суда

1. Решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и в сроки, которые установлены в данном решении.

2. Если в решении третейского суда срок не установлен, то оно подлежит немедленному исполнению.

Статья 60. Принудительное исполнение решения третейского суда

1. Если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, оно подлежит принудительному исполнению.

2. Заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подаётся в установленном федеральным законом порядке.



Наши партнеры

Торгово-промышленная палата России
Торгово-промышленная палата России
Правительство Москвы
Правительство Москвы
Московская городская Дума
ММБА
Департамент экономической политики и развития г. Москвы

Информационные партнеры