Скандал вокруг сервиса Uber
Скандал вокруг сервиса Uber
Описание
Ведущий: Много шума на этой неделе наделал наметившийся конфликт между городскими властями и сервисом Uber. Это мобильное приложение, которое помогает пользователю найти такси. Так вот, принципы его работы смутили столичный Департамент транспорта. Чиновники даже пригрозили запретить этот сервис в Москве. Громкие скандалы сопровождают Uber по всему миру. В Европе так и вовсе дело дошло до массовых манифестаций. Чем приложение так насолило другим перевозчикам и что стоит помнить пассажирам - Виктор Прокушев разбирался.
КОР: Дешевле только на метро. Uber - крупнейший в мире сервис по оказанию таксомоторных услуг, нашел путь к сердцу клиента через его кошелек. Это не такси в привычном понимании. Сервис осуществляет лишь информационную поддержку. Связывает пассажира и водителя и берет на себя все финансовые операции. Чтобы воспользоваться приложением, необходимо ввести свои личные данные, а главное - номер банковской карты. Оплатить поездку можно только безналичным способом, вы платите компании, а она оставляет себе процент, расплачивается с водителями. Также можно увидеть маршрут и примерную стоимость поездки. Эта сумма, как правило, гораздо ниже, чем предлагают аналогичные сервисы. Упрощенная схема работы позволяет Uber снижать стоимость поездки до неприлично низкого уровня и оставлять без работы конкурентов. В некоторых странах выручка легальных таксистов упала на 40%. Вот результат: драки, травмы, разбитые стекла, помятое железо, горящие баррикады. Официальные извозчики протестуют везде, где появляется Uber: Индия, Бразилия, Бельгия, Германия, Канада.
(сюжет)
КОР: Во Франции в конце июня прошлого года задержали гендиректора Uber France и руководителя европейского подразделения компании по обвинению в незаконном предоставлении услуг такси.
ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО (АВТОЭКСПЕРТ): Uber, у него вообще агрессивная политика во всех странах мира. Он достаточно быстро входит на рынки, но, еще раз говорю, по-разному реакция складывается. У нас, видимо, более спокойная в силу того, что у нас вот клан такси еще не сложился, не успел, так как это случилось там в Германии или в Америке, где это такой бизнес уже, развивающийся на протяжении там 100 лет. У нас это свежее все. Поэтому у нас это достаточно бескровно проходит, без сжигания машин, без.... без битья лобовых стекол.
КОР: Главная претензия к компании - ее сотрудничество с нелегалами, то есть с водителями, не имеющими лицензии. Это касается всех стран, где работает Uber, и Россия не исключение.
БОГДАН КОНОШЕНКО (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА МТПП ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК): Водитель приходит, на своем собственном транспортном средстве, не имеющем никакого разрешения, не являющемся индивидуальным предпринимателем, который не платит никаких налогов, который не несет никаких затрат по тому, чтобы привести свой автомобиль в соответствие с теми требованиями, которые сегодня предъявляются для обслуживания пассажиропотока в городе Москве.
КОР: Официальный представитель Uber настаивает, что в России компания работает в соответствии с местным законодательством. Все водители проходят строжайший отбор.
ЕВГЕНИЯ ШИШКОВА (ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ UBER В РОССИИ): Мы проверяем, там, паспорт, человеку должно быть как минимум 21 год, права, естественно, то есть три года стажа водительского как минимум. Документы на автомобиль, мы требуем также справку об отсутствии судимости, разрешение, ряд документов.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Разрешение на что?
ЕВГЕНИЯ ШИШКОВА (ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ UBER В РОССИИ): Разрешение на перевозки.
КОР: Это в теории, а на практике просим подтвердить на конкретном примере.
- К нам едет Сергей.
- Мы можем его даже открыть.
- Мы можем его открыть. Вот у Сергей Volkswagen Golf номер такой.
КОР: Водитель приехал уже через 4 минуты.
- А у вас и лицензия есть?
- Есть.
- А покажете нам?
- Не могу показать.
- Не можете? Почему?
- А зачем?
- Может, как-то можно понять, как это получилось?
ЕВГЕНИЯ ШИШКОВА (ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ UBER В РОССИИ): Для подключения к сервису необходима лицензия.
КОР: А как же он работает через сервис тогда, если у него нет лицензии?
ЕВГЕНИЯ ШИШКОВА (ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ UBER В РОССИИ): У него на руках может быть лицензия, он же сказал.
КОР: Нет, у нее нет ее. Вот он только что сказал, что ее нет.
ЕВГЕНИЯ ШИШКОВА (ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ UBER В РОССИИ): Нет, у него должна быть лицензия.
КОР: Разрешение на работу в такси нашлось, но лишь спустя несколько часов. Его копию прислали в редакцию в электронном виде. На официальном сайте компании действительно указано: "Для работы необходима лицензия". Но есть возможность обойти это требование. На страничке партнеров сервиса, которые занимаются подключением к нему водителей, черным по белому написано: "Временно, в течение 30 дней, можно обойтись и без разрешительных документов". А как показывает практика, нет ничего более постоянного, чем временное. В телефонном разговоре представитель компании партнера заверил, что никаких проблем из-за отсутствия лицензии не будет.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КОМПАНИИ-ПАРТНЕРА UBER (по телефону): ГАИ не занимается проверкой лицензий, занимается только транспортная инспекция. Транспортная инспекция проводит рейды такие по Москве, ну, довольно-таки редко. Это во-первых. Во-вторых, надо доказать, что... ну, вас... вы едете, как обычная машина. Вы же не обозначены как такси, поэтому вас сложно вычислить из потока, что вы занимаете такси. Только контрольная закупка. Но о таких контрольных закупках сразу становится известно, и водителей все оповещают.
КОР: В головной компании комментировать слова партнера отказались. Уже на следующий день компрометирующая информация с сайта исчезла. Департамент транспорта Москвы на этой неделе пригрозил сервису закрытием. Город настаивает на подписании соглашения, которое обяжет Uber работать только с легальными таксистами и передавать в департамент данные об их передвижении по городу. Разговоры об этом велись еще в прошлом году, однако Uber не спешил соглашаться. Перспектива запрета, похоже, возымела действие.
ДМИТРИЙ ПРОНИН (ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ДЕПАРТАМЕНТА ТРАНСПОРТА Г. МОСКВЫ): Есть корпоративная... корпоративная процедура, ну, которые немножко процесс этот затянули или удлинили. Но отказа от компании Uber мы не получали, но уверены, что цивилизованная компания международного уровня это соглашение подпишет.
КОР: Депутаты Государственной Думы предложили деятельность таких сервисов отрегулировать на федеральном уровне.
ВЯЧЕСЛАВ ЛЫСАКОВ (ДЕПУТАТ ГОСДУМЫ РФ): Будет добавлена ответственность любых посреднических компаний, которые передают заказы лицам, не имеющих разрешение на таксомоторную деятельность. Вот такая передача заказов будет прямо запрещена.
КОР: За нарушение будет предусмотрена ответственность в виде серьезного штрафа. Изменения в законодательстве, возможно, произойдут уже весной. Покидать российский рынок Uber не намерен. Отразится ли переход компании в законную плоскость на стоимости перевозок, покажет лишь время.
Виктор Прокушев. Александр Савин, Роман Лугунов, "ТВ Центр".
КОР: Дешевле только на метро. Uber - крупнейший в мире сервис по оказанию таксомоторных услуг, нашел путь к сердцу клиента через его кошелек. Это не такси в привычном понимании. Сервис осуществляет лишь информационную поддержку. Связывает пассажира и водителя и берет на себя все финансовые операции. Чтобы воспользоваться приложением, необходимо ввести свои личные данные, а главное - номер банковской карты. Оплатить поездку можно только безналичным способом, вы платите компании, а она оставляет себе процент, расплачивается с водителями. Также можно увидеть маршрут и примерную стоимость поездки. Эта сумма, как правило, гораздо ниже, чем предлагают аналогичные сервисы. Упрощенная схема работы позволяет Uber снижать стоимость поездки до неприлично низкого уровня и оставлять без работы конкурентов. В некоторых странах выручка легальных таксистов упала на 40%. Вот результат: драки, травмы, разбитые стекла, помятое железо, горящие баррикады. Официальные извозчики протестуют везде, где появляется Uber: Индия, Бразилия, Бельгия, Германия, Канада.
(сюжет)
КОР: Во Франции в конце июня прошлого года задержали гендиректора Uber France и руководителя европейского подразделения компании по обвинению в незаконном предоставлении услуг такси.
ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО (АВТОЭКСПЕРТ): Uber, у него вообще агрессивная политика во всех странах мира. Он достаточно быстро входит на рынки, но, еще раз говорю, по-разному реакция складывается. У нас, видимо, более спокойная в силу того, что у нас вот клан такси еще не сложился, не успел, так как это случилось там в Германии или в Америке, где это такой бизнес уже, развивающийся на протяжении там 100 лет. У нас это свежее все. Поэтому у нас это достаточно бескровно проходит, без сжигания машин, без.... без битья лобовых стекол.
КОР: Главная претензия к компании - ее сотрудничество с нелегалами, то есть с водителями, не имеющими лицензии. Это касается всех стран, где работает Uber, и Россия не исключение.
БОГДАН КОНОШЕНКО (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА МТПП ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК): Водитель приходит, на своем собственном транспортном средстве, не имеющем никакого разрешения, не являющемся индивидуальным предпринимателем, который не платит никаких налогов, который не несет никаких затрат по тому, чтобы привести свой автомобиль в соответствие с теми требованиями, которые сегодня предъявляются для обслуживания пассажиропотока в городе Москве.
КОР: Официальный представитель Uber настаивает, что в России компания работает в соответствии с местным законодательством. Все водители проходят строжайший отбор.
ЕВГЕНИЯ ШИШКОВА (ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ UBER В РОССИИ): Мы проверяем, там, паспорт, человеку должно быть как минимум 21 год, права, естественно, то есть три года стажа водительского как минимум. Документы на автомобиль, мы требуем также справку об отсутствии судимости, разрешение, ряд документов.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Разрешение на что?
ЕВГЕНИЯ ШИШКОВА (ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ UBER В РОССИИ): Разрешение на перевозки.
КОР: Это в теории, а на практике просим подтвердить на конкретном примере.
- К нам едет Сергей.
- Мы можем его даже открыть.
- Мы можем его открыть. Вот у Сергей Volkswagen Golf номер такой.
КОР: Водитель приехал уже через 4 минуты.
- А у вас и лицензия есть?
- Есть.
- А покажете нам?
- Не могу показать.
- Не можете? Почему?
- А зачем?
- Может, как-то можно понять, как это получилось?
ЕВГЕНИЯ ШИШКОВА (ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ UBER В РОССИИ): Для подключения к сервису необходима лицензия.
КОР: А как же он работает через сервис тогда, если у него нет лицензии?
ЕВГЕНИЯ ШИШКОВА (ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ UBER В РОССИИ): У него на руках может быть лицензия, он же сказал.
КОР: Нет, у нее нет ее. Вот он только что сказал, что ее нет.
ЕВГЕНИЯ ШИШКОВА (ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ UBER В РОССИИ): Нет, у него должна быть лицензия.
КОР: Разрешение на работу в такси нашлось, но лишь спустя несколько часов. Его копию прислали в редакцию в электронном виде. На официальном сайте компании действительно указано: "Для работы необходима лицензия". Но есть возможность обойти это требование. На страничке партнеров сервиса, которые занимаются подключением к нему водителей, черным по белому написано: "Временно, в течение 30 дней, можно обойтись и без разрешительных документов". А как показывает практика, нет ничего более постоянного, чем временное. В телефонном разговоре представитель компании партнера заверил, что никаких проблем из-за отсутствия лицензии не будет.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КОМПАНИИ-ПАРТНЕРА UBER (по телефону): ГАИ не занимается проверкой лицензий, занимается только транспортная инспекция. Транспортная инспекция проводит рейды такие по Москве, ну, довольно-таки редко. Это во-первых. Во-вторых, надо доказать, что... ну, вас... вы едете, как обычная машина. Вы же не обозначены как такси, поэтому вас сложно вычислить из потока, что вы занимаете такси. Только контрольная закупка. Но о таких контрольных закупках сразу становится известно, и водителей все оповещают.
КОР: В головной компании комментировать слова партнера отказались. Уже на следующий день компрометирующая информация с сайта исчезла. Департамент транспорта Москвы на этой неделе пригрозил сервису закрытием. Город настаивает на подписании соглашения, которое обяжет Uber работать только с легальными таксистами и передавать в департамент данные об их передвижении по городу. Разговоры об этом велись еще в прошлом году, однако Uber не спешил соглашаться. Перспектива запрета, похоже, возымела действие.
ДМИТРИЙ ПРОНИН (ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ДЕПАРТАМЕНТА ТРАНСПОРТА Г. МОСКВЫ): Есть корпоративная... корпоративная процедура, ну, которые немножко процесс этот затянули или удлинили. Но отказа от компании Uber мы не получали, но уверены, что цивилизованная компания международного уровня это соглашение подпишет.
КОР: Депутаты Государственной Думы предложили деятельность таких сервисов отрегулировать на федеральном уровне.
ВЯЧЕСЛАВ ЛЫСАКОВ (ДЕПУТАТ ГОСДУМЫ РФ): Будет добавлена ответственность любых посреднических компаний, которые передают заказы лицам, не имеющих разрешение на таксомоторную деятельность. Вот такая передача заказов будет прямо запрещена.
КОР: За нарушение будет предусмотрена ответственность в виде серьезного штрафа. Изменения в законодательстве, возможно, произойдут уже весной. Покидать российский рынок Uber не намерен. Отразится ли переход компании в законную плоскость на стоимости перевозок, покажет лишь время.
Виктор Прокушев. Александр Савин, Роман Лугунов, "ТВ Центр".