ДИАЛОГ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ

Особенности правоприменительной практики в налоговой сфере

29 мая 2018 г. в Управлении Федеральной налоговой службы России по г. Москве состоялось публичное обсуждение результатов правоприменительной практики налоговых органов по теме: «Работа, проводимая налоговыми органами г. Москвы в целях создания прозрачной налоговой среды». Участие в мероприятии приняли представители органов ФНС, исполнительной власти, Уполномоченный по правам предпринимателей в городе Москве, подробно отвечавшие на вопросы членов московского бизнес-сообщества. Московскую ТПП представлял Президент Владимир Платонов.
Состоялся конструктивный диалог с членами московского бизнес-сообщества, обсуждались сложные ситуации, возникающие в ходе налогообложения предпринимателей.
Участники рассмотрели проблемы правоприменительной практики налоговых органов по итогам 2017 г. и 1-го квартала 2018 г. в сфере государственной регистрации юридических лиц, в том числе по проверке достоверности сведений, вносимых и уже внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц.
По итогам мероприятия Владимир Платонов сообщил, что обсуждение наиболее актуальных вопросов применения налогового законодательства бизнес-сообщество сможет продолжить на площадке Московской торгово-промышленной палаты.
В преддверии слушаний предприниматели направляли свои вопросы к налоговым органам заранее в письменном виде; на них были даны подробные ответы, часть которых публикуется на нашем сайте с согласия УФНС России по городу Москве.

 


Вопросы предпринимателей и ответы представителей ФНС

Вопрос: Кто и в соответствии с какими нормативными актами определяет массовость адреса регистрации налогоплательщиков?
 
Официального определения понятия "адрес массовой регистрации" не существует. По-существу, это общепринятое обозначение адреса, по которому в ЕГРЮЛ числится несколько юридических лиц.

Пленум ВАС РФ в п. 2 своего Постановления от 30.07.2013 № 61 разъясняя возникающие в судебной практике вопросы по спорам о достоверности адресов юридических лиц, указал,  что о недостоверности адреса в частности может свидетельствовать то обстоятельство, что адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц. ФНС России в Приказе от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ установила, что основанием для проверки достоверности сведений является факт представления документов для государственной регистрации, если адрес юридического лица в соответствии с содержащимися в ЕГРЮЛ сведениями является адресом пяти и более юридических лиц. Данный приказ, зарегистрированный в МинЮсте РФ, и является на настоящее время единственным нормативным актом, в котором определен критерий массовости адреса.
 
Вопрос: Какие действия необходимо предпринять собственниками и арендаторами для снижения числа отказов в регистрации (с учетом особенностей эксплуатации зданий типа «бизнес-центр», в том числе, с возможностью предоставления помещения (частей помещения) нескольким арендаторам)?

В заявлении о государственной регистрации юридического лица, необходимо указывать все детальные элементы адреса, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, в том числе типы и номера таких адресных объектов как офис (квартира и т.п.).

При этом адрес, указанный в заявлении, должен содержать элементы, идентичные элементам, указанным в иных документах, представленных для государственной регистрации (при его указании в таких документах), а также в гарантийном письме или договоре аренды или ином документе, подтверждающем право пользования в отношении объекта недвижимости или его части (в случае его приложения к комплекту документов).

Если в аренду предоставляется не все помещение, а его часть, допустимо указывать рабочее место в пределах помещения. При этом, исходя из определения офиса, данного в подпункте 4 пункта 1 приложения к Постановлению Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения":

 «Офис - здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов».
То есть, часть помещения может быть указана собственником, как «офис».
 
Вопрос: Правомерность детализации адреса (места нахождения) единоличного исполнительного органа, отличного от адреса субъекта права, содержащегося в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
 
Адрес, указываемый в заявлении о государственной регистрации, должен в первую очередь соответствовать адресу, внесенному в ФИАС, при этом детализация адреса, вплоть до части помещения, офиса или рабочего места, не противоречит структуре адреса в ФИАС, поскольку, например, ФИАС не содержит сведений о квартирах в жилом доме. При этом адрес, содержащийся в ФИАС, не всегда соответствует адресу, указанному в Свидетельстве на право собственности.
Исходя из судебной практики следует, что суды поддерживают позицию о том, что собственник вправе осуществить нумерацию помещений по своему усмотрению.  В судебных актах прямо указано, что необходимо разграничивать адрес объекта недвижимости, необходимый для регистрации права на него, и адрес места нахождения юридического лица, присваиваемый собственником самостоятельно с целью надлежащей идентификации места нахождения юридического лица. Требование об указании всех данных, позволяющих идентифицировать объект адресации, является обоснованным, если организация занимает не весь объект адресации в целом, а только его часть.
 
Вопрос: Как правильно детализировать адрес, в случае если помещение (торговые площади) не разделено на офисы?
 
Собственник помещения не ограничен в своем праве по собственному усмотрению разделять внутреннее пространство объекта недвижимости, если данное разделение не является перепланировкой нежилого помещения, требующей согласования и разрешения.
В частности, временные сборно-разборные офисные перегородки не относятся к конструкциям здания и не требуют согласования.
 
Вопрос: Какую минимальную площадь может занимать сотрудник организации-арендатора согласно СанПиН нормам?
 
СанПиН нормы определяют различную площадь рабочего места в зависимости от вида осуществляемой деятельности. Так, минимальная площадь на одно рабочее место при использовании персональных электронно-вычислительных машин должна составлять не менее 6 кв. м., если рабочее место оборудовано монитором старого типа, с кинескопом, и не менее 4,5 кв. м., если установлен плоский жидко-кристаллический монитор. При размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с видеомониторами должно быть не менее 2 метров, а расстояние между боковыми поверхностями мониторов - не менее 1,2 метра (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Введ. 2003-06-30. М.: Минздрав России, 2003).
Основание: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 №118 (ред. от 21.06.2016) "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03" (вместе с "СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003) (Зарегистрировано в Минюсте России 10.06.2003 № 4673.
 
Вопрос: Требуется ли наличие на фасаде здания вывесок, табличек, надписей, указывающих на расположение организаций в данном здании?
 
Требования по обязательному наличию на фасаде здания вывесок, таблиц, надписей, указывающих на расположение организации в данном здании, в общем случае законодательством не предусмотрено.

Вместе с тем, для отдельных видов деятельности такие требования имеются. Так, согласно части 1 статьи 9 Закон о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Как отмечено в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2018 г. № 09АП-8269/2018 размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица, как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию, является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота. Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначением места входа. Таким образом, отсутствие нахождения вывески с информацией о наименовании микрофинансовой организации, месте ее нахождения, режиме работы является нарушением законодательства о защите прав потребителей.

В любом случае наличие вывески помогает идентифицировать место расположения юридического лица и снижает риск последствий неполучения юридически значимых сообщений.
 
Вопрос: Каковы правовые последствия для собственников помещений, при фиктивной деятельности в сфере оказания услуг по передаче помещений в аренду?
 
Ни УК РФ, ни КоАП РФ не содержат прямой нормы ответственности собственников за фиктивную деятельность в сфере оказания услуг по передаче помещений в аренду. Однако ответственность предусмотрена за различные проявления такой деятельности – за неуплату налогов, неиспользование ККТ, нарушение правил ведения бухгалтерского учета и т.д. Так, согласно ст.9 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, мнимые и притворные сделки.

Из иных последствий фиктивного предоставления помещений в аренду, можно отметить, что согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 обстоятельство, что адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна, может свидетельствовать о недостоверности заявленного адреса, что повлечет собой отказы в регистрации ЮЛ, указывающих этот адрес в качестве адреса своего места нахождения.

Кроме того, существует риск привлечения собственника в качестве свидетеля по уголовным делам, возбужденным в отношении организаций, которым собственником был фиктивно предоставлен адрес (за отказ от дачи показаний предусмотрена ответственность ст.308 УК РФ). Также нельзя исключать возможность привлечения к уголовной ответственности в качестве соучастника (пособника) преступления, в случае если через ЮЛ, зарегистрированные, но фактически не находящиеся по адресу, будет осуществляться преступная деятельность, и будет доказано, что собственник своими действиями создал условия для совершения преступления.
 
Вопрос: Правомерна ли на сегодняшний день регистрация юридического лица на домашний адрес руководителя.
 
Правомерна. В то же время Пленумом ВАС РФ № 61 было подчеркнуто, что регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие; согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. В то же время, практика Инспекции показывает, что не всегда сособственники жилых помещений согласны на представление помещений по адрес ЮЛ. Так из 5 рассмотренных дел по обжалованию отказов в регистрации на домашний адрес, в 4 случаях решения об отказе были признаны правомерными в связи с отсутствием согласия собственников; 1 дело было рассмотрено в пользу заявителей.
 
Вопрос: В случае, если юридическое лицо зарегистрировано по адресу прописки генерального директора, а генеральный директор меняет прописку, будет ли изменение адреса организации автоматически?
 
Нет, поскольку пунктом 5 статьи 5 Закона № 129-ФЗ предусмотрен трехдневный срок для уведомления регистрирующего органа в порядке, предусмотренном указанным законом о произошедших изменениях.
 
Вопрос: Каковы последствия внесения записи о недостоверности в ЕГРЮЛ в отношении адреса юридического лица?
 
1) отказ в государственной регистрации, предусмотренный пп. «ф» п.1 ст.23 Закона № 129-ФЗ;
2) привлечение к административной ответственности, предусмотренной ст.14.25 КоАП РФ;
3) Если запись о недостоверности сведений фигурирует в ЕГРЮЛ более 6 месяцев, то юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ на основании п.5 ст.21.1 Закона № 129-ФЗ в порядке, аналогичном для исключения недействующих ЮЛ.

При этом возможно привлечение контролирующих такое ЮЛ лиц к субсидиарной ответственности в упрощенном порядке (т.е. без банкротства). Так, с 28 июня 2017 года исключение ООО из ЕГРЮЛ рассматривается как отказ основного должника от исполнения обязательств (в соответствии с ч. 3.1 ст. 3 Закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). В этом случае, если у исключенной компании есть долги, появившиеся благодаря недобросовестным или неразумным действиям контролирующих лиц, такие лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности. Т.е., после исключения компании из ЕГРЮЛ кредиторы (включая налоговый орган) получат право требовать исполнения обязательств ЮЛ перед ними от контролирующих это ЮЛ лиц.
 
Вопрос: Можно ли и каким образом физическим лицам исправить последствия, к которым привело исключение из ЕГРЮЛ Федеральной налоговой службой юридических лиц, в которых они были учредителями или руководителями? Можно ли уплатить штраф, погасить непогашенную задолженность перед бюджетом или иным способом и снять вышеуказанный 3-х летний срок?

Согласно п.8 ст.22 Закона № 129-ФЗ исключение недействующего ЮЛ из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего ЮЛ из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Возможности оплатить штраф или погасить задолженность перед бюджетом в отношении недействующего ЮЛ законодательством не предусмотрена.
 
Вопрос: Если у организации ИФНС определила недостоверность адреса, сделав запись в ЕГРЮЛ, как налогоплательщик может подтвердить добросовестность и достоверность адреса?
 
Пунктом 6 ст. 11 Закона №129-ФЗ определено, что  в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, а также его учредителям и руководителю уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений. В течение 30 дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано представить в рег. орган документы, свидетельствующие о достоверности сведений. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности.

 Таким образом, возможность подтверждения достоверности адреса законодательно закреплена на этапе проверки достоверности сведений об адресе. В случае если запись уже внесена, эти действия могут быть оспорены как в досудебном, так и судебном порядке.

Вместе с тем, для исключения из ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о юридическом лице достаточно в установленном Законом № 129-ФЗ порядке представить в регистрирующий орган содержащее достоверные сведения о юридическом лице заявление по форме № Р14001 или по форме № Р13001 (в случае внесения изменений в учредительный документ юридического лица) и иные документы, предусмотренные вышеуказанным Законом.
 
Вопрос: В каких случаях вносится запись о дисквалификации генерального директора?

Запись о дисквалификации вносится в Реестр дисквалифицированных лиц после вступления в законную силу соответствующего решения суда о дисквалификации лица, совершившего административное правонарушение, влекущее данный вид наказания (представление в регистрирующий орган заведомо ложных сведений – ч.5 ст.14.25 КоАП РФ).
 
Вопрос: Закончился договор аренды, организация съехала, юридический адрес остался прежним. Какие меры может предпринять собственник в отношении ЮЛ, безосновательно использующего адрес в качестве адреса своего места нахождения?

 
1. Собственник имеет возможность направить в рег. орган Заявление по форме Р34002 с приложением копии договора, документа, подтверждающего расторжение договора, копии свидетельства о праве собственности. Указанная форма заполняется на каждое юридическое лицо, с которым прекращены арендные отношения. При наличии ЭЦП Заявление Р34002 может быть подано в электронном виде. Такое Заявление является основанием для проведения проверки достоверности сведений в соотв. с п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ. Если установлена недостоверность, в адрес юр лица, его руководителя, участников направляются уведомления о необходимости представления в 30-ти дневный срок достоверных сведений. При неисполнении данного требования – в ЕГРЮЛ может быть внесена запись о недостоверности сведений об адресе.
2. Собственник может обратиться в суд с иском о понуждении к смене адреса юр лицом (Постановление Пленума ВАС РФ № 61 от 30.07.13). Положительное решение суда по делу будет основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности адреса.
 
В соответствии с п.5  Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 собственник или иной законный владелец объекта недвижимости вправе обратиться в арбитражный суд с исковым требованием к юридическому лицу о прекращении использования соответствующего объекта недвижимости для целей осуществления связи с этим юридическим лицом. Такое требование направлено на устранение нарушения прав собственника (иного законного владельца), не связанного с лишением владения, и подлежит рассмотрению в соответствии со статьей 304 ГК РФ. В случае удовлетворения данного требования в резолютивной части решения суда также указывается на обязанность юридического лица принять необходимые меры к внесению изменений в ЕГРЮЛ в части своего адреса. Непринятие соответствующих мер влечет наступление последствий, связанных с неисполнением судебного решения, например, наложение судебного штрафа (статья 332 АПК РФ), однако не может служить основанием для самостоятельного обращения собственника (иного законного владельца) с требованием к регистрирующему органу о внесении изменений в ЕГРЮЛ. Вместе с тем регистрирующий орган обязан на основании представленного ему вступившего в законную силу решения суда об удовлетворении иска внести в ЕГРЮЛ запись о том, что сведения об адресе юридического лица являются недостоверными, с указанием реквизитов данного судебного решения.

Таким образом, собственник обладает правом обратиться за судебной защитой нарушенных прав и предъявить требование об обязании общества внести изменения в ЕГРЮЛ в связи со сменой места нахождения и представить в регистрирующий орган документы, необходимые для государственной регистрации соответствующих изменений.

3. Информация о расторжении договора с документированной датой расторжения может являться поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 или 4 ст. 14.25 КоАП РФ.

4. Наличие записи о недостоверности в ЕГРЮЛ будет препятствием для руководителя, участника (от 50%) для вхождения в состав участников, назначения на должность в других юр лицах. Через 6 месяцев после внесения записи о недостоверности юр лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ.
 
Вопрос: Можно ли оперативно получить информацию о ЮЛ, подавшем документы на регистрацию и в случае не добропорядочности организации приостановить процесс на стадии регистрации?
 
На официальном сайте ФНС России в форме открытых данных доступен электронный сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». В данном сервисе размещен ряд разделов, в числе которых «сведения о ЮЛ и ИП, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации».
 При обнаружении представления документов, в случае если такое действие может нарушать права и законные интересу налогоплательщика, такое лицо вправе представить в рег. орган заявление по форме Р38001 «Возражение заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ».
  
Вопрос: Каким образом собственник может предотвратить регистрацию юридических лиц на адрес его собственности без его согласия?
 
Путем подачи письменного возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (форма № Р38001, утверждена Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@).
 
Вопрос: Кто может подать возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ?
 
Согласно п. 6 ст. 9 Закона № 129-ФЗ письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ в регистрирующий орган может подать любое заинтересованное лицо.
Подпунктом 1 пункта 2 Оснований, условий и способов проведения проверки достоверности, утвержденных Приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ указано на необходимость указания в Возражении на обстоятельства, на которых основано такое возражение, с приложением к указанному возражению подтверждающих эти обстоятельства документов.
 
Вопрос: Использование помещения осуществляется на основании договора субаренды: необходимо ли для целей государственной регистрации субарендатора по адресу арендуемого помещения предоставлять в регистрирующий орган копию договора аренды, подтверждающего права арендатора на помещение и заключение договора субаренды?
 
В соответствии  с п.6 ст.17 Закона № 129-ФЗ к заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, должны быть приложены также документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.

Учитывая изложенное, при изменении места нахождения юридического лица («миграции») в случае, если использование помещения осуществляется на основании договора субаренды, в регистрирующий орган необходимо представить, в том числе, копию договора аренды, подтверждающего право арендатора на помещение и заключение договора субаренды.

В иных случаях изменения адреса юридического лица указанный документ может быть предоставлен по инициативе заявителя.
 
Вопрос: Приостановка регистрации изменений, вносимых в учредительные документы в случае, когда единоличном исполнительным органом организации выступает управляющая компания

 
Согласно п. 4.2.  ст. 9 Закона № 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством.

Согласно п. 4.4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.

Таким образом, в случае если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки, такая проверка может быть проведена в отношении управляющей компании юридического лица, с целью внесения в ЕГРЮЛ достоверных сведений о лице, представившем документы на государственную регистрацию, а именно проверке подлежит факт наличия действующего договора о передаче функций единоличного исполнительного органа юридического лица управляющей компании.

По информации: Управления ФНС по г. Москве

Наши партнеры

Торгово-промышленная палата России
Торгово-промышленная палата России
Правительство Москвы
Правительство Москвы
Московская городская Дума
ММБА
Департамент экономической политики и развития г. Москвы

Информационные партнеры