21 июля на международном В2В-маркетплейсе «Бизнес-маркет», разработанном в МТПП, открылся второй по счету Фестиваль франшиз онлайн (первый онлайн-фестиваль состоялся 15-16 апреля нынешнего года).
Участников и посетителей выставки приветствовали вице-президент МТПП по направлениям цифрового развития, инноваций и инвестиций, один из главных разработчиков «Бизнес-маркета» Артем Далевич, генеральный директор выставки «Фестиваль франшиз» Наталья Харатян и исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Юрий Михайличенко, выступивший в роли модератора дискуссии на тему «Особенности развития франчайзинга в новых условиях: спад или новые возможности?», которая состоялась сразу после открытия.
По словам открывшей дискуссию директора по франчайзингу компании «Гемотест» Светланы Василенко, «коронакризис» стал едва ли не самым активным рабочим периодом в истории «Гемотеста», в числе первых компаний аккредитованного Роспотребнадзором для проведения в России масштабного ПЦР-исследования граждан на наличие коронавируса. Большой интерес к приобретению франшизы компании обнаружен в Дальневосточном и Северо-Западном федеральных округах, Республике Саха-Якутия. «За период кризиса наши партнеры закрывались, но временно – в основном из-за нарушения системы логистики», – пояснила Светлана Василенко. Сегодня работа всех отделений восстановлена, достигнута договоренность с арендодателями о снижении размера аренды. «Медицина и диагностика – это сфера, которая переживет любой кризис», – уверена докладчик. Она также рассказала о развитии проекта «Франшиза лайт», предусматривающего открытие точек «Гемотеста» в действующих медицинских центрах.
Как сообщила управляющий отделом франчайзинга компании «Баскин Роббинс» Жанна Вартанова, по системе франчайзинга работает 98% кафе на территории РФ. «Мы поддерживаем наших франчайзи в кризисное время. Нам удалось переориентировать наши кафе на другие форматы ведения бизнеса вплоть до снятия ограничений», – объяснила она. Компания помогала своим франчайзи в переговорах с арендодателями, благодаря чему арендная плата на период кризиса у них была отменена, а на ближайшие месяцы заключены договоры, предусматривающие скидки. В период кризиса большинство франчайзи удалось подключить к агрегаторам по доставке еды. Благодаря этим и другим мерам июнь у многих показал довольно хорошие результаты.
Бывший старший вице-президент «Росинтер Ресторантс», ныне независимый эксперт в ресторанном франчайзинге Эрнесто Гонсалес полагает, что на посткризисное восстановление сферы общественного питания в мире потребуется не меньше года. В России этот процесс, возможно, займет меньше времени, поскольку «россияне вообще быстрее оправляются от кризисов». Многое зависит от предоставления льготных условий по аренде, отметил Эрнесто Гонсалес. Сейчас сфера фастфуд во всем мире активно инвестирует в IT-технологии, вводят в практику бесконтактные обслуживание и доставку. В кризис инвестиционная привлекательность франчайзинга возрастает – франшизы известных брендов покупают многие сотрудники крупных корпораций.
Генеральный управляющий сети салонов маникюра и педикюра «Пальчики» Антон Дерконос рассказал о поддержке, которую в кризис оказал франчайзингу в этой отрасли Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы. «Мы отработали процедуру подготовки документов для получения субсидии и поддержали наших партнеров, что сократило количество отказов», – отметил Антон Дерконос. По его словам, сегодня падение в крупных сетях отрасли составляет 30-40% к аналогичному периоду прошлого года. Он также рассказал, что в кризис была создана Ассоциация предпринимателей индустрии красоты, которая также заботилась об оказании своевременной помощи игрокам отрасли.
Участники дискуссии описали варианты помощи, представляемые в кризис своим франчайзи, в частности, прогресс, который общими усилиями удалось достичь в отношениях с арендодателями. Они предположили, что рынок российского франчайзинга в ближайшее время будет расти усиленными темпами – на 25-27% в год за счет «белых воротничков» из крупных компаний и перехода «под знамена франчайзинга» независимых кафе и салонов красоты, которым будет трудно выживать самостоятельно.
Далее в деловой программе выставки выступил франчайзи Domino's Pizza (8 ресторанов), преподаватель Novikov school Олег Юдин. Он рассказал слушателям о нюансах расчетов паушального платежа, роялти, взносов за федеральный маркетинг, за использование мобильного приложения и других скрытых платежей, о которых предпочитает умалчивать франчайзер, а также о том, как правильно спрогнозировать финансовую модель будущей франшизы.
Управляющий партнер Санкт-Петербургского офиса Semenov&Pevzner Екатерина Смирнова посвятила свой доклад добросовестности сторон при продаже франшизы (раскрытие информации, ведение переговоров, ответственность).
Руководитель направления по развитию партнерской сети «1С:БухОбслуживание» фирмы 1С Анна Обухова познакомила слушателей с преимуществами франшизы бухгалтерских услуг от 1С, позволяющей, в частности, автоматизировать рутинные задачи и повысить надежность работы.
Основатель и генеральный директор международной сети кофеен Coffee in Владислав Петлюк рассказал о том, что из себя представляет посткризисный рынок кофеен, и описал перспективы его дальнейшего развития после «самоизоляции». «Мы видим огромное количество возможностей в Москве и Московской области», – подчеркнул он.
С конкретными предложениями франшиз желающие могут ознакомиться на виртуальных стендах 2D и 3D формата компаний – участников выставки: https://b2b-market.world/exhibition/festival-franshiz-2/