6 августа Гильдия цифровой экономики и блокчейн-технологий при МТПП провела вебинар на тему: «Стресс-тестирование и реструктуризация бизнеса в связи с эпидемией Covid-19».
Независимый специалист в области антикризисного управления и реструктуризации неприбыльных активов Илья Гноенский и глава консалтинговой практики, фокусирующейся на обслуживании клиентов из Азиатско-Тихоокеанского региона в России и других странах, Strategic Choice Advisory Андрей Афанасьев сделали общий доклад, цель которого – показать, что происходит с компаниями (независимо от принадлежности к той или иной отрасли) в период кризиса и какой финансовый анализ нужен им в этот непростой период.
По словам докладчиков, собственников бизнеса волнуют следующие вопросы: когда и в какой степени мой бизнес восстановится после кризиса? Насколько глубоким может быть сокращение расходов и можно ли их наращивать? Изменятся ли бизнес-модели в моей отрасли? Что делать с бизнесом – закрывать, продавать или же реструктуризировать? Как привлечь финансирование в условиях сложившейся неопределенности? Как трансформировать бизнес для работы в новой реальности?
Для ответов на эти вопросы необходимо провести стресс-тестирование: в частности, представить себе в нескольких сценариях, что произойдет, если выручка сократится еще на 20%, 50%, 70% в течение года; уяснить для себя переменные расходы, точку безубыточности, маржинальность, ценообразование; а также ответить себе на вопрос: какое ухудшение выручки и маржинальности компания может выдержать, сохранив при этом в запасе оборотный капитал на следующие 12 месяцев?
Далее докладчики продемонстрировали, на основе каких финансовых показателей необходимо выстраивать пессимистичный и оптимистичный сценарии, а также сценарий «выхода в ноль» («Требуйте прогнозы от своего финансового отдела – настоятельно рекомендуют они, – и не «покупайтесь» на заверения о том, что их нельзя сделать!»), и предоставили реперные точки для принятия решений по дальнейшим шагам: оптимизация/реструктуризация, переориентация, закрытие/продажа бизнеса.
Когда в кризисное время стоит задумываться о закрытии/продаже бизнеса или новом стратегическом партнерстве? Здесь докладчики дали несколько расчетных примеров, сопровождая каждый из них подробным комментарием, а затем познакомили слушателей с различными стратегиями продажи бизнеса, рассмотрев различные варианты структурирования сделки и, что весьма немаловажно, возможные синергии, выгодные для будущих покупателей, а следовательно, способные повлиять на цену продажи.
По словам спикеров, сейчас инвесторы вновь стали присматриваться к активам, которые можно купить, однако предпочтение отдают наименее рискованным. Охотники за проблемными активами «выйдут на охоту» позже, и к этому нужно подготовиться, чтобы не продешевить с продажей.
Докладчики также предложили слушателям возможные решения в части балансирования денежных потоков, сохранения показателей прибыльности. Они продемонстрировали на примерах, что порой крупные клиенты приносят бизнесу такую же маржу, что и небольшие, а иногда такое, казалось бы, привлекательное сотрудничество с «китами» и вовсе приводит к росту затрат – необходимости взять на работу дополнительного бухгалтера, аналитика, операционных менеджеров, арендовать дополнительные помещения и т.д...
В заключение своего доклада спикеры познакомили слушателей с альтернативными вариантами бизнес-моделей – возможными новыми источниками доходов и более эффективным использованием имеющихся мощностей/ помещений/ персонала, приведя примеры с учетом различной отраслевой специфики и проанализировав три подхода («от потребителя», «от активов» и «от затрат»). Однако при этом они призвали руководителей компаний не увлекаться экспериментами, а ставить четкие цели и с помощью заранее разработанных критериев оценки в заранее намеченные сроки определять, эффективно ли новое направление или на него не следует тратить силы и время.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы