11 апреля в Московской торгово-промышленной палате состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы государства и общества в области обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры и мест массового пребывания людей».
В конференции принимают участие представители органов власти, правоохранительных органов и спецслужб, Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, ОНФ, общественных организаций, специализирующихся на вопросах безопасности, Московского антикоррупционного комитета при МТПП (МАКК), Комитета палаты по комплексной безопасности, экспертного и научного сообществ.
Как отметил председатель МАКК Мансур Юсупов, важность темы мероприятия сейчас трудно переоценить: участившиеся террористические акты в разных странах, а также приближающиеся массовые мероприятия, которые состоятся в Москве в нынешнем и в следующем году, – Кубок Конфедерации и чемпионат мира по футболу 2018 года – делают дискуссию чрезвычайно актуальной.
В ходе заседания отмечалось, что сейчас транспортно-пересадочные узлы часто объединяются с торговыми центрами, стадионами и обеспечение комплексной безопасности на этих объектах пока недостаточно регламентировано. Даже при условии достаточности нормативной базы и наличия технических средств их эффективность может быть достаточно низкой. Это связано, прежде всего, с уровнем подготовленности кадров, точностью соблюдения регламентов, укомплектованностью кадрового состава служб безопасности.
Как рассказал представитель Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Евгений Нестеров, проверки, проведённые в ЦФО на железнодорожном, водном и воздушном транспорте показали достаточно невысокий уровень обеспечиваемой безопасности. Основными причинами сложившейся ситуации он назвал, прежде всего, человеческий фактор (сотрудники не выполняют необходимые досмотровые процедуры), несовершенство нормативно-правовой базы, самоустранение юридических лиц от обеспечения безопасности.
Как заявил профессор МАИ Михаил Куприков, еще одной пока недооцененной угрозой является несанкционированное использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) – дронов. Только в прошлом году их было выпущено 9 млн. Согласно российскому законодательству регистрировать нужно только БПЛА весом более 30 кг (в США – регистрации подвергаются дроны весом более 250 грамм). Беспилотники, имеющие массу 5-50 кг, могут пролететь до 70 км и доставить в указанную точку любой опасный груз. Единственной деталью, которую раньше необходимо было приобретать для создания дрона, был двигатель. Теперь же даже его можно заказать в интернете. Основной слабостью этого транспортного средства являются каналы связи, которые необходимо защищать. Как заявил представитель метрополитена Юрий Новоселов, в московском метро используются технологии, препятствующие проникновению на его территорию различных несанкционированных объектов, в том числе и БПЛА.
Участники конференции обменялись практическим опытом по обеспечению комплексной безопасности, в том числе на морском и речном транспорте, обсудили существующую нормативно-правовую базу, в частности, проблему гармонизации российского законодательства с международными нормативно-правовыми актами, рассмотрели типовые кейсы и лучшие практики в обеспечении безопасности на транспорте и в местах массового скопления людей.
По итогам конференции будет подготовлена резолюция, в которую войдут конкретные предложения и меры, которые необходимо предпринять для повышения комплексной безопасности.