29 марта в Московской торгово-промышленной палате состоялось расширенное заседание Комитета МТПП по вопросам образования на тему «Практические рекомендации по организации системы взаимодействия бизнеса с образовательными организациями». Участие в работе круглого стола приняли представители вузов, учреждений среднего профессионального образования, компаний-членов МТПП.
Открывая круглый стол, вице-президент МТПП Сурен Варданян подчеркнул, что уровень подготовки выпускников московских вузов и колледжей остается достаточно низким, кроме того, выпускники оторваны от тематики, которую они изучают. В то же время при реализации нестандартных, креативных форматов обучения, проведении творческих конкурсов, студенты демонстрируют заинтересованность и высокие результаты. Вице-президент Московской ТПП обратил внимание на важную тенденцию – крупные компании, например, «Сбербанк» и «Русгидро», стали создавать собственные образовательные учреждения для подготовки специалистов нужного профиля, так как качеством выпускников традиционных колледжей и вузов они не удовлетворены.
Сурен Варданян отметил, что важно создание на базе колледжей площадок, в рамках которых бизнес и учреждения профобразования смогут взаимодействовать, иначе конкуренция будет проиграна: «Я призываю образовательные учреждения готовить кадры, которые работодатели захотят купить. Сегодня образовательные учреждения находятся на открытом рынке и они должны стремиться к тому, чтобы готовить высокопрофессиональные кадры, в том числе в тесном взаимодействии с бизнесом».
Председатель комитета по вопросам образования МТПП Анастасия Русакова согласилась с тем, что сегодня необходимо в первую очередь развивать компетенции образовательных организаций. Анастасия Русакова проинформировала членов Комитета о том, что недавно было заключено соглашение с фондом «Вонг-Ванг» из Южной Кореи. Фонд объединяет 78 школ и 3 университета. Сегодня для образовательных организаций есть возможность организовывать не просто стажировки, но и совместные программы, в том числе дистанционные. Уже сегодня реализуется сотрудничество по направлениям медицины и фармацевтики.
Кроме того, Анастасия Русакова сообщила, что продолжается разработка документов по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ Московской ТПП - по итогам последнего заседания были внесены изменения и дополнения в документы по аккредитации, были приняты изменения в методике - она стала более прозрачной и удобной для работы. Уже были поданы заявки двух колледжей на проведение МТПП профессионально-общественной аккредитации.
Советник руководителя Московского института открытого образования Мария Лазутова выделила несколько проблемных аспектов состояния системы образования. Во-первых, система очень консервативна и медлительна, она не может оперативно адаптироваться к требованиям рынка труда. Во-вторых, интересы высшей школы и профобразования в Москве сходятся в одном поле и конкурируют, хотя они могут дополнять друг друга. В-третьих, необходима система оценки компетенций и создания центров сертификации. В-четвертых, очень важно создать систему повышения квалификации, которая могла бы оперативно реагировать на изменения рынка.
Директор Московского колледжа бизнес-технологий Лариса Аверьянова отметила, что у колледжей есть возможность менять вариативную часть образовательной программы, однако эти изменения не могут исходить только изнутри – для этого нужно участие бизнеса, отраслевых ассоциаций, Московской ТПП. Образовательный процесс должен быть тесно связан с реальными бизнес-процессами. И колледжам, и выпускникам нужен определенный набор компетенций, который подходит работодателю. По словам Ларисы Аверьяновой, в современных колледжах студенты изучают по желанию целый набор дополнительных дисциплин, которые могут повысить их квалификацию. Среди возможных форматов взаимодействия с бизнесом эксперт выделила организацию дуального обучения, регулярной практики студентов, электронного обучения по запросу, применения спецоборудования и т.д. Директор Московского колледжа бизнес-технологий подчеркнула, что сертификат об обучении не может выдаваться только образовательным учреждением, в этом должны участвовать и отраслевые ассоциации, которые задают определенную планку для компетенций выпускников.
Председатель Гильдии информационных технологий и цифровых коммуникаций МТПП Бюзанд Зулумян, представляя сторону работодателей, отметил, что в профобразовании важна ориентация на те задачи, которые будущий выпускник будет выполнять на рабочем месте, а также нужны знания практиков. Сфера IT сейчас аккумулирует большой потенциал с точки зрения занятости – это вебмастера, менеджеры SEO, дизайнеры, usability менеджеры, системные администраторы, – профессиональное обучение по этим специальностям пока мало развито. Бюзанд Зулумян сказал, что многие компании были бы готовы заключить с колледжами и вузами договоры о сотрудничестве с предложением выпускникам дальнейшего трудоустройства, однако они не проинформированы о такой возможности.
Заместитель директора департамента корпоративного страхования, начальник управления андеррайтинга и методологии АО СК «ТРАНСНЕФТЬ» Светлана Сухинина отметила, что уже разработанные профессиональные стандарты могут дать образовательным учреждениям понимание, какие компетенции сегодня востребованы. Сегодняшний выпускник должен обладать очень широким перечнем навыков, уметь быстро адаптироваться.
В ходе обсуждения участниками круглого стола неоднократно высказывалась мысль о том, что мотивация студентов вырастет, если будет поддержана возможностями дальнейшего трудоустройства. Одним из предложений по формату взаимодействия бизнеса и образовательных учреждений стало создание специальных кафедр предприятий, на которые преподавание будут вести профессиональные эксперты и практики.