Состоялся вебинар "Российско-эмиратская торговля продовольствием после завершения пандемии COVID-19", организованный Торгово-промышленными палатами Москвы и Дубая при поддержке Министерства сельского хозяйства РФ и Русского продуктового дома в ОАЭ.
Заявленная тема вызвала немалый интерес бизнес-сообщества: к вебинару подключились 102 представителя Российской Федерации, 37 участников из Объединенных Арабских Эмиратов и 10 из других стран. Проведенный по ходу мероприятия онлайн-опрос пользователей показал, что среди них бизнесмены, представляющие производство и дистрибуцию продуктов питания, оптовую торговлю, продовольственный ритейл, консалтинг, маркетинг и т.д.
Высокий интерес к заявленной теме не случаен. Объединенные Арабские Эмираты – высокоразвитое государство с высоким уровнем потребления, но в силу географических и климатических условий местные возможности по производству продуктов питания достаточно ограничены, в жарком пустынном климате гидропоника и тепличные технологии дают не более 15-20% необходимой продукции, остальное приходится импортировать.
В то же время Российская Федерация в последние годы активно старается выйти на передовые позиции на международном рынке продовольственного экспорта, и, в силу уже сложившихся бизнес-связей с ОАЭ (в 2019 году объем обоюдной торговли составил 2,5 млрд долларов), имеет хорошие шансы стать ведущим поставщиком широкой линейки продуктов питания в эту арабскую страну.
В прошлом году сельскохозяйственный экспорт из России в эмират Дубай составил 250 млн долларов. В этом году все ожидали экспоненциального роста, но COVID-19 поломал все планы и прогнозы. Однако, пандемия (по крайней мере, ее первая волна) отступила, и директор по международным связям ТПП Дубая Омар Аль Хан сообщил слушателям вебинара, что эмират скоро полностью откроется после карантина; принимаются все меры для восстановления и развития цепи поставок. «Преимущество Дубая, - подчеркнул спикер, - в том, что это небольшая страна. Большие государства – как огромный поезд, который на полном ходу останавливать или разворачивать нужно очень долго. А в Дубае восстановление после изоляции можно провести достаточно быстро».
Большие надежды Омар Аль Хан возлагает на содействие коллег из Московской ТПП, Московского экспортного центра и Сколково: налаженные еще до пандемии партнерские связи дают шанс на быстрое восстановление торговых цепочек.
- Да, Московская торгово-промышленная палата всегда уделяла огромное внимание развитию бизнеса со странами Персидского залива, не случайно одной из первых созданных в Палате «страновых» структур была комиссия по сотрудничеству с ОАЭ, - подтвердил в приветственном слове вице-президент МТПП Сурен Варданян, курирующий блок внешнеэкономической деятельности.
Особенно активно обоюдовыгодное бизнес-партнерство Москвы и Дубая развивается примерно с 2012 года. «Это мотивирует обе стороны, - констатировал Варданян. - В важнейшей сфере производств и поставок продуктов питания внедряются новые технологии и логистика. Важно создавать что-то вместе», - подчеркнул вице-президент МТПП, выразив надежду на то, что Комиссия МТПП по внешнеэкономическому сотрудничеству с партнерами в ОАЭ послужит своеобразным «мостиком» между российскими и дубайскими компаниями.
Шансы для активного развития российского продовольственного импорта в Дубай сегодня высоки как никогда. Здесь постоянно растет русская (видимо, это обобщенное название выходцев из СССР) диаспора, открываются и набирают популярность русские рестораны, а значит, все популярнее становятся российские продукты. Управляющий директор MIRAC GROUP, представитель дубайской группы торговцев фруктами и овощами Исса Хури выделил это в качестве одной из основных тенденций развития современного дубайского продовольственного рынка. Российская продуктовая экспансия, кстати, вполне соответствует и прочим тенденциям – стремлению к здоровой еде, а также жеданию Дубая обеспечить качество продуктов на своем рынке и выйти на первое место в мире по продовольственной безопасности (чему был посвящен отдельный подробный доклад директора Управления по взаимодействию с бизнесом ТПП Дубая Мохаммеда бин Сулеймана).
На сегодняшний день для российских предпринимателей, помимо уже налаженных партнерских связей ТПП и экспортных структур двух стран, есть еще один флагманский государственный инструмент для продвижения на дубайском рынке - учрежденный при участии Минсельхоза и «Агроэкспорта» Российский продуктовый дом (выставочный павильон в торговой части Дубая). По мнению выступившего на вебинаре руководителя ФГБУ «Агроэкспорт» Дмитрия Краснова, он должен стать основным проводником для российского бизнеса в этом «очень перспективном регионе»..
Вице-президент Российского экспортного центра Сергей Вологодский подчеркнул, что для российских производителей размещение в павильоне своей продукции бесплатно, и это лишь часть предназначенного для наших экспортеров инструментария РЭЦ. В качестве дополнительного шанса на завоевание дубайского рынка в этом году Российский экспортный центр развернул программу компенсации экспортерам расходов на местную сертификацию продукции.
Значение Русского продуктового дома в Дубае трудно переоценить еще и в силу того, что Эмираты – это восточная страна, со своими традициями и обычаями, среди которых очень важно физическое присутствие бизнесмена на рынке. Именно эту возможность предоставляет российский павильон, - сказал Алексей Бусев, председатель Комиссии МТПП по внешнеэкономическому сотрудничеству с партнерами в ОАЭ.
С его точки зрения, Дубай являет собой выгоднейший регион для продвижения российской продукции еще и в силу того, что эмират из-за географического положения является идеальным продуктовым хабом для всех стран Залива. У российских компаний есть сегодня прекрасный шанс для продвижения на местных рынках, его использовать активно помогают и государственные органы, и РЭЦ, и ТПП.
Видеоотчет о конференции – на Youtube-канале МТПП.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы