10 июля вице-президент МТПП Сурен Варданян принял участие в стратегической сессии «Внешняя торговля в условиях постпандемии: эффективные решения и роль торговых представительств». Участники мероприятия обсудили вопросы развития и совершенствования системы государственного сопровождения экспорта, в том числе модернизацию системы торговых представительств России за рубежом.
По словам заместителя министра промышленности и торговли РФ Алексея Груздева, внешнеэкономическая сфера существенно пострадала от «коронакризиса» – по прогнозам Всемирного Банка, падение мирового ВВП по итогам нынешнего года составит более 5%, падение объема инвестиций – около 40%; сужаются возможности внешней торговли вследствие падения спроса как на сырьевые, так и на потребительские товары, усиливается тенденция к протекционизму. Однако, в результате мер, принятых различными государствами, уже есть обнадеживающие сигналы восстановления экономической активности. «Сейчас особенно важно понять, что нужно сделать, чтобы оказаться на этой волне», – подчеркнул Алексей Груздев. Сегодня, по его словам, ведется работа по модернизации института российских торговых представительств за рубежом (сегодня их насчитывается 54). Разработана и принята Единая концепция формирования и продвижения экспорта, которая объединяет возможности торгпредств, Российского экспортного центра (РЭЦ), Внешэкономбанка. Задача – выстроить «четкую прямую линию выхода компании от места ее регистрации в конкретном регионе к точке, где ее продукция или услуги могут быть востребованы за рубежом». Созданы группы поддержки экспорта, где в оперативном порядке отрабатываются вопросы поддержки бизнеса и онлайн-возможности для общения его представителей с торгпредствами.
«Мы взяли на себя смелую задачу – сформулировать и описать наиболее востребованные функции торгпредства в виде госуслуг; сейчас разрабатывается их регламент», – рассказал заместитель министра. Также запущена программа под рабочим названием «Из особняков в офисы» – перемещения торгпредств «на передовую» – в бизнес-центры, куда любой предприниматель, как российский, так и зарубежный, имеет возможность прийти безо всяких ограничений.
«Главное – обсудить, что сегодня актуально для бизнеса и как государство в виде своих институтов могло бы дополнительно помочь реализации этих возможностей или уберечь бизнес от еще большего ущерба, возникающего вследствие изменившейся конъюнктуры и вызовов мировой торговли», – подытожил свое выступление Алексей Груздев.
Заместитель министра иностранных дел РФ Александр Панкин отметил, что в плане продвижения своих внешнеэкономических интересов России «еще долго не ждать легкой жизни». В этой связи задача отечественной дипломатии – «привлекать единомышленников». «Мы выступаем, – сказал Александр Панкин, – за то, чтобы в состав торгпредств входили представители разных ведомств, госкоропораций, регионов, представителей РЭЦ…Только в координации возможно реагировать на возникающие задачи…Мы готовы содействовать продвижению за рубежом интересов субъектов РФ».
Вице-президент «Деловой России» Нонна Каграманян высказалась за объединение усилий в области поддержки бизнесменов за рубежом, избавления от дублирования функций. «Необходимо подстраивать институты поддержки под интересы бизнеса», – отметила она и предложила развивать «под крылом» торгпредств торговые дома по единому алгоритму.
Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Падалко высказался за доведение до конца преобразований в сфере внешней торговли и назначение Минпромторга «единственным органом, который бы ее двигал». Необходимо синхронизировать работу по завершению правовой базы торгово-экономического сотрудничества с программами господдержки экспорта, отметил он. Ведомствам экономического блока и бизнес-объединениям нужно добиться ослабления национального регуляторного режима, затрудняющего участие во внешней торговле. Прежде всего это касается валютного контроля, определенной части налоговых правил, деятельности кредитно-финансовых учреждений и т.д.
Следует нарастить усилия по устранению торговых барьеров, которые препятствуют допуску российских товаров за рубеж, активизировать работу по созданию соответствующих преференциальных режимов торговли с зарубежными партнерами. Это огромнейший блок, которым и должны заниматься торгпредства. «Мы видим торгпредство органом, нацеленным на инициирование, сопровождение и реализацию межправительственных торговых соглашений, а также создание должных условий для российских компаний», – объяснил Владимир Падалко.
Вице-президент Московской торгово-промышленной палаты Сурен Варданян отметил, что в последние месяцы в МТПП проведено около 15 страновых сессий, в работе которых участвовали торгпреды и шла речь о специфике ведения бизнеса в той или иной стране. «Система ТПП, – отметил Сурен Варданян, – это 45 млн компаний по всему миру. Это мощнейший, законодательно закрепленный институт. Нужно выстраивать систему взаимоотношений с учетом этого фактора».
Необходимо разграничивать понятие торгпредств, которые защищают интересы государства, и РЭЦ, объединений бизнеса, которые работают над продвижением бизнес-позиций компаний, подчеркнул Сурен Варданян. Торгпред – это выразитель интересов государства в первую очередь, а во вторую – координатор деятельности всех институтов продвижения на внешние рынки. «Этих институтов так много, что можно заблудиться, – посетовал выступающий. – С кем говорить? Куда идти малому и среднему бизнесу?» Он указал на необходимость разработки взвешенной, скоординированной стратегии продвижения на внешние рынки российских компаний.
На сессии также выступили торгпреды России в разных странах, представители Российского экспортного центра, Российского союза промышленников и предпринимателей, бизнеса, в частности «ГАЗ Интернешнл», «Мираторг», «Вайлдберриз». Модератором сессии выступил постоянный представитель главы Удмуртской Республики при Президенте Российской Федерации – заместитель председателя Правительства Удмуртской Республики Михаил Хомич.