На площадке Московской торгово-промышленной палаты состоялось заседание круглого стола «Своевременное строительство социальных объектов как необходимый фактор реализации проектов жилищного строительства в городе Москве», организованное по инициативе комиссий Мосгордумы по градостроительству, государственной собственности и землепользованию и по межпарламентскому сотрудничеству.
Открывая мероприятие, президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов подчеркнул: «Для меня важно, что обсуждение озвученных проблем ведется вместе с предпринимательским сообществом, а это значит, его голос будет услышан. Нет сомнения, что в конце 80-х власти Москвы спасли строительный комплекс, а он спас экономику столицы, которая начала активно развиваться. За эти годы много чего произошло, в том числе возникли договоренности о строительстве инвесторами социальных объектов, которые повышают привлекательность жилищных». По мнению главы столичной ТПП, город должен обладать правом останавливать строительство жилья, если отстает строительство инфраструктурных объектов. «Люди все равно будут спрашивать не с инвестора, а с города, и у власти должны быть реальные рычаги общения с застройщиками, - заявил Платонов. - Но им нужно предоставлять и льготы. Поэтому сотрудничество должно быть взаимовыгодным».
Председатель комиссии МГД по градостроительству, государственной собственности и землепользованию Елена Николаева сообщила, что в адрес депутатов Московской городской Думы поступают обращения жителей города об озабоченности реализацией инвестиционных проектов жилищного строительства с социальной нагрузкой, в которых соцобъекты создаются значительно позже реализации квартир или вовсе не создаются застройщиками жилья. «При этом особо хотелось бы отметить отсутствие достаточных правовых механизмов для понуждения застройщиков к своевременному строительству социальных объектов. – заявила депутат МГД, - Поэтому требуется выработка обязывающих требований, неисполнение которых приводило бы, например, к приостановке реализации данных жилищных проектов, не обеспеченных социальной инфраструктурой». Гдава думской комиссии напомнила, что еще в 2014 году Правительство Москвы выпустило постановление, в соответствии с которым в случаях, если бюджетом не предусмотрено создание объектов транспортной или социальной инфраструктуры там, где застройщик возводит жилье, он делает это за счет собственных средств.
В настоящее время в столице уже запущен механизм обеспечения горожан объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Он предусматривает заключение с девелоперами договоров участия в развитии и благоустройстве территории столицы. В рамках таких соглашений в ближайшие годы город получит 7 новых школ и 10 детских садов, а также благоустроенный участок улично-дорожной сети. Все объекты инвесторы построят и передадут Москве безвозмездно.
По мнению Елены Николаевой, такие решения необходимо закрепить в отношении всех жилищных проектов с социальной нагрузкой, по поводу которых к депутатам Московской городской Думы обращаются жители. Причем застройщик должен синхронно строить само жилье, дороги, детские сады и школы. «Пожаловаться на отсутствие финансовых механизмов нельзя, поскольку создана система стимулов: для застройщиков, осуществляющих создание объектов социальной инфраструктуры в целях строительства стандартного жилья в рамках договора о комплексном освоении территории, предусмотрен инвестиционный налоговый вычет на соответствующие расходы (до 80% суммы таких расходов)», - напомнила депутат.
Поэтому, по её словам, нужно жестко прописать в федеральных и региональных законодательных нормах необходимость заключения договоров участия в развитии социальной, инженерной и дорожной инфраструктуры города как механизма обеспечения своевременного строительства необходимых жителям объектов.
«В 2019 году все застройщики, которые привлекают деньги дольщиков и работают по 214-ФЗ, должны были перейти на проектное финансирование и на систему эскроу-счетов, – рассказала Председатель Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства Анастасия Пятова. - И у застройщиков возникла следующая дилемма: когда они приходят в банки за проектным финансированием, банки по документам видят, что у застройщика есть обязательства перед дольщиками, и охотно финансируют жилищные проекты. Что касается социальных объектов, то как таковых закрепленных в каком-то документе в обязательном порядке обязательств по их строительству у застройщика нет. Поэтому банки очень настороженно относятся к финансированию строительства социальных объектов».
Докладчик рассказала, что в Комитет обращались Московский клуб инвесторов и Ассоциация инвесторов Москвы, которые предлагали документально оформить готовность города взять в эксплуатацию социальные объекты (детские сады, школы, поликлиники либо инженерные сети) по завершению строительства. Она отметила важность такого подхода для городских властей. «Если у нас есть соглашение, в рамках которого мы работаем, мы будем понимать, что у нас есть и определенные сроки, к которым этот социальный объект будет построен, и вообще, что мы его получим в итоге», подчеркнула Анастасия Пятова. В прошлом году было заключено пять таких соглашений – на 7 школ (почти на 6 тысяч мест) и 9 детских садов (почти на 2 тысячи мест). «Любой договор, который мы заключаем с застройщиком, мы проводим через Градостроительно-земельную комиссию (ГЗК), - подчеркнула председатель Комитета. - На сегодняшний день прошли ГЗК еще 58 договоров на 123 социальных объекта (на 57,5 тысячи мест)».
Исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы Владислав Преображенский напомнил участникам заседания, что инвесторы годами пытались передать построенные объекты из-за того, что у исполнительной власти менялись требования и нормативы. Кроме того, до сих пор в Налоговом кодексе передача в собственность государству или муниципальным образованиям социальных объектов не урегулирована. «На сегодняшний день ситуация такова: проектное финансирование стало стоить 24% и выше. Банки и раньше не очень-то хотели финансировать строительство социальных объектов, передаваемых безвозмездно в госсобственность, а теперь такие объекты и вовсе не будут кредитовать. Социальная инфраструктура попала под угрозу, потому что банкиры не понимают, как им будут возвращать деньги», - сообщил Владислав Преображенский. Он предложил предусмотреть до 31 декабря 2023 года по всем новым проектам вычет в рамках платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (ВРИ ЗУ) в размере 30%. «А мы, в свою очередь, заранее будем заключать соглашения о строительстве социальных объектов с обязанностью их передать», - сообщил эксперт.
Подводя итоги заседания, Елена Николаева отметила, что все прозвучавшие в ходе заседания предложения будут включены в резолюцию мероприятия.
«По некоторым недостроенным социальным объектам, адреса которых прозвучали сегодня, мы подготовим письма в адрес Правительства города Москвы. Также мы собираемся проработать законодательное закрепление на федеральном и московском уровне необходимости заключения договоров участия застройщиков жилья в развитии социальной, инженерной и дорожной инфраструктуры».
По материалам пресс-службы МГД